СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... |
3 |
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМА
ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………... |
6 |
1.1. Определение
интеллекта…………………………………………………... |
6 |
1.2. Структура интеллекта.……………………………………………………... |
8 |
1.3. Теории интеллекта ………………………………………………………… |
10 |
1.4. Проблема интеллекта в психологической
науке………………………… |
13 |
Глава 2. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………... |
15 |
2.1. Диагностика умственного
развития и общих способностей..…………... |
15 |
2.2.Тесты достижений и критериально
- ориентированные тесты …………. |
18 |
2.3. Общая характеристика тестов
общих способностей: КОТ, ШТУР, тест Векслера,
тест Равенн11………………………………………………………... |
19 |
2.4. Тест структуры интеллекта
Амтхауэра…………………………………... |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. |
27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ……. |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования интеллекта,
интеллектуальных способностей, интеллектуального
(умственного) развития в психологии относится
к числу старейших. Порой представляется,
что это старейшая проблема, относящаяся
к "инвариантному ядру" (выражением
М.Г. Ярошевского) этой науки, т.е. к той
системе категорий и проблем, которые
подвергаются исследованию на протяжении
её возникновения развития и существования.
Значимость проблемы измерения
интеллекта и умственного развития в первую
очередь определяется той ролью, которую
они играют в разрешении комплекса социальных
и индивидуально - психологических проблем
человека. Интеллект опосредует успешность
деятельности, выполняемой человеком,
от него зависит разумность его поведения
и взаимоотношений с окружающими, социальная
ценность и социальный статус индивида.
Интеллект играет важнейшую роль в структуре
целостной индивидуальности.
Проблема измерения интеллекта
занимает особое место в психологической
науке не только потому, что с нее началась
психодиагностика, но и в связи со стремлением
исследователей оценить возможности ума
человека, как важнейшего органа познания,
как самое себя, так и явлений окружающей
действительности. Первоначально тесты
интеллекта понадобились для решения
задачи улучшения человеческой породы
посредством отбора наиболее разумных
ее представителей. Но очень быстро поиски
в этом направлении сменяются задачей
выявления в общеобразовательной школе
детей, которые имеют сколь-нибудь заметные
отклонения в своем психическом (интеллектуальном)
развитии и не могут усваивать знания
и умения, обеспечивающие в дальнейшем
адекватное функционирование личности
в обществе.
Задача установления уровня
интеллекта является одной из самых главных
в психологии с момента оформления этой
науки. Исследование интеллекта интересовало
человечество с древних времен и постепенно
от вопросов "Кто полезнее, умнее, нужнее?",
выросли в отдельную отрасль психологии.
Проблемой измерения интеллекта
в разное время занимались Г. Айзенк, Ф.
Гальтон, Дж. Кеттелл, Ч. Спирман, в отечественной
науке – Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев и др.
Но и в настоящее время эта проблема не
является до конца решенной.
С конца XIX века для оценки интеллекта
человека используются стандартизованые
психологические тесты, основанные на
вычислении т.н. коэффициента интеллектуальности
(IQ). Для психологов он привлекателен тем,
что позволяет количественно выразить
уровень интеллектуальных способностей
как в общем, так и по отдельным его составляющим,
которые выделяются разработчиками тестов.
Именно интеллектуальный показатель
человека позволил охарактеризовать его
психические и моральные качества. Установление
количественных и качественных зависимостей
этих показателей от уровня развития интеллекта
позволил разработать разнообразные методики
исследования интеллекта и связанных
с ним качеств.
Вместе с тем интеллект остается
многозначным понятием, отражающим способности
к познанию, достижению целей, адаптации,
решению проблем и многое другое. Этим
понятием пользуется не только психологи,
но и им оперируют также в знания философии,
социологии, педагогике, кибернетике,
физиологии и других областей научного
знания. Также оно существует в обыденном
сознании, является понятием житейским.
В каждой из областей знания вырабатывается
свои представления об интеллекте.
Психодиагностика как прикладная
наука не могла остаться в стороне от проблем
интеллекта и умственного развития. Более
того, условно принимается, что под возникновении
научной психодиагностике (1890) определяется
временем понятия "интеллектуальный
тест" как средства, предназначенного
для измерения интеллекта. В течении первых
двух десятилетий психодиагносты занимались
в основном только разработки (индивидуальных
планом) индивидуальных тестов. Поэтому
в определенной степени можно признать,
что психодиагностика обязана своим возникновением
существованию проблемы интеллекта, необходимости
его измерять в интересах практики.
Методики исследования интеллекта делятся
на: экспериментальные, опросные и креативные
(интуитивные). Первые дают наиболее быстрый
и четкий результат. Вторые представляют
серию корелирующихся между собой данных,
но чуть более сложны в обработке. Третий
тип вынесен в особый класс, является наиболее
информативным, но представляет значительные
трудности в обработке результата и его
трактовки, более того результаты, полученные
с помощью этой группы методик не всегда
явно связаны с аналогичными результатами
другой группы. Ниже будут использованы
примеры из первой и второй группы. Чтобы
избежать не однозначных интерпретаций
и большого теоретического обоснования.
Объектом данной работы являются интеллектуальные
способности человека, а предметом – их диагностика.
Целью курсовой работы является проанализировать
методы диагностики интеллектуального
развития.
Цель работы определили её задачи:
1. изучить понятие психологической
диагностики и способах ее применения;
2. дать определение интеллекту
и рассмотреть коэффициент интеллектуальности
и креативности;
3. проанализировать методы
диагностики интеллекта.
Методы исследования: изучение, обработка и анализ
научных источников по проблеме исследования;
анализ научной литературы, учебников
и пособий по психологии, психодиагностики,
экспериментальной психологии личности
и др.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И
ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ
1.1. Определение интеллекта
Интеллект (от лат. - ум, рассудок,
разум) зачастую отождествляется с мышлением
в определении: интеллект - это мыслительная
способность человека. Однако еще французский
психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия.
Он предлагал трактовать интеллект как
«психическую адаптацию к новым условиям»1. По Пиаже, «интеллект является
состоянием равновесия, к которому тяготеют
все последовательно расположенные адаптации
сенсомоторного и когнитивного порядка
так же, как и все взаимодействия организма
со средой»2. Одна из основных особенностей
человеческого интеллекта заключается
в том, что не всякое содержание, получаемое
из внешнего мира, может быть усвоено,
а лишь то, которое хотя бы приблизительно
соответствует внутренним структурам
индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление
(аккомодация) находятся между собой в
состоянии несбалансированного равновесия,
и деятельность человека направлена к
достижению равновесия между ассимиляцией
и аккомодацией. Еще одним важным показателем
интеллекта является его организованность,
т.е. представление интеллектуальной активности
субъекта в виде некоторой структуры с
выделением в ней отдельных элементов.
Пиаже говорил о стадиях развития
интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития
некоторой структурной схемы с разными
выделяющимися в ней компонентами. Выделяются
4 стадии развития интеллекта. Первая,
названная стадией сенсомоторного интеллекта,
продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное
мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет.
Третью стадию составляет период конкретных
операций - от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый
период развития интеллекта - это период
формальных операций, он начинается от
12 лет и развивается на протяжении всей
жизни. Если на первых этапах развития
интеллекта операции как бы связаны с
предметами, конкретны и зачастую недифференцированы
между собой, то в процессе овладения различными
способами замещения реальных объектов,
обозначения их, прежде всего словесными
знаками, возникает возможность более
разнообразных связей с действительностью,
иначе говоря, возникает развитой интеллект,
который обеспечивает адаптацию человека
к внешней среде. Стадии развития интеллекта
привязаны к определенному возрасту, но
обучение может ускорять их прохождение,
а при отсутствии обучения по различным
причинам может быть задержка развития.
Например, в исследованиях П.Я. Гальперина
было показано, что при целенаправленном
обучении формальные операции появляются
уже у старших дошкольников.
Если для Пиаже интеллект - это
общий регулятор поведения всех уровней,
то для некоторых других исследователей
(А. Бине, Л. Векслер) он - символ обучаемости
человека и любого другого живого существа
всему новому.
Таким образом, в настоящее
время существуют как минимум три трактовки
понятия интеллекта:
Биологическая трактовка: «способность
сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
Педагогическая трактовка:
«способность к обучению, обучаемость».
Структурный подход, сформулированный
А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность
тех или иных способностей3.
Совокупность познавательных
процессов человека определяет его интеллект.
«Интеллект – это глобальная способность
действовать разумно, рационально мыслить
и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами»
(Векслер), т.е. интеллект рассматривается
как способность человека адаптироваться
к окружающей среде.
1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА
Какова структура интеллекта?
Существуют различные концепции, пытавшиеся
ответить на этот вопрос. Так, в начале
века Спирмен (1904) выделил генеральный
фактор интеллекта (фактор G) и фактор S,
служащий показателем специфических способностей.
С точки зрения Спирмена, каждый человек
характеризуется определенным уровнем
общего интеллекта, от которого зависит,
как этот человек адаптируется к окружающей
среде. Кроме того, у всех людей имеются
в различной степени развитые специфические
способности, проявляющиеся в решении
конкретных задач.
Терстоун с помощью статистических
методов исследовал различные стороны
общего интеллекта, которые он назвал
первичными умственными потенциями. Он
выделил семь таких потенций:
счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы
в пространстве;
память;
способность к рассуждению;
быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Американский психолог Дж. Гилфорд
представляет интеллект как кубическую
модель. Он выделил 120 факторов интеллекта,
исходя из того, для каких умственных операций
они нужны, к каким результатам приводят
эти операции и каково их содержание (содержание
может быть образным, символическим, семантическим,
поведенченским).
У Бине и Векслера интеллект
- это одноуровневая модель с двумя блоками
показателей вербального и невербального
(действенного и образного) характера.
По мнению Кэттела (1967), у каждого
из нас уже с рождения имеется потенциальный
интеллект, который лежит в основе нашей
способности к мышлению, абстрагированию
и рассуждению. Примерно к 20 годам этот
интеллект достигает наибольшего расцвета.