Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать методы диагностики интеллектуального развития.
Цель работы определили её задачи:
1. изучить понятие психологической диагностики и способах ее применения;
2. дать определение интеллекту и рассмотреть коэффициент интеллектуальности и креативности;
3. проанализировать методы диагностики интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………...
1.1. Определение интеллекта…………………………………………………...
1.2. Структура интеллекта.……………………………………………………...
1.3. Теории интеллекта …………………………………………………………
1.4. Проблема интеллекта в психологической науке…………………………
Глава 2. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА……………...
2.1. Диагностика умственного развития и общих способностей..…………...
2.2.Тесты достижений и критериально - ориентированные тесты ………….
2.3. Общая характеристика тестов общих способностей: КОТ, ШТУР, тест Векслера, тест Равенн11………………………………………………………...
2.4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….
Тест прогрессивных матриц (RavenProgressiveMatrices) разработан в 1936 г. в Англии Дж. Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену).
Состоит из 5 серий по 12 заданий:
— серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения);
— серии B (аналогия между парами фигур матрицы);
— серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали);
— серии D (перегруппировка фигур матрицы);
— серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).
В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности.
Каждая из 60 матриц черно–белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6–8 предложенных вариантов.
Время проведения теста не ограничено и в среднем занимает 30 мин. В тестировании могут участвовать испытуемые от 8 до 65 лет. [19, c. 267]
2.4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Тестструктуры интеллекта Амтхауэра - тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).
I. Логический отбор (LS) - исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий - 20. Время выполнения - 6 мин.
II. Определение общих черт (GE) - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин.
III. Аналогии (AN) - анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий - 20, время выполнения -7 мин.
IV. Классификация (KL) - оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
V. Задания на счет (RA) - оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.
VI. Ряды чисел (ZR) - анализ индуктивного
мышления, способности оперировать
числами. В 20 заданиях необходимо
установить закономерность
VII. Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий - 20. Время выполнения - 7 мин.
VIII. Задание с кубиками (WU) - исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII субтестом.
В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.
IX. Задания на способность
Всего в тесте обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете "сырых" оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий (рис. 4). Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта. А. и. с. т. имеет три параллельные формы теста (A, В, С), модификация IST 70 - четыре формы (A1, В2, С3, D4).
Тест структуры интеллекта разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.
При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных "центров тяжести" - речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др. Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. [14, c. 238]
Можно придти к выводу о том, что прогностическая мощь тестов интеллекта при их индивидуальном применении весьма невелика и ограничена во времени. Тем не менее, тесты интеллекта с успехом применяются в разных областях психодиагностики, замены им пока нет.
8. Козырев В. И. Социальный интеллект как фактор управления организацией. -- Ярославль: 2000. -- С. 348.