Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект
как многоуровневую организацию познавательных
сил, охватывающую процессы, состояния
и свойства личности. В свою очередь, эта
структура связана с нейродинамическими,
вегетативными и метаболическими характеристиками.
Они определяют меру интеллектуальной
напряженности и степень ее полезности
или вредности для здоровья человека.
При таком подходе интеллект рассматривается
как интегральное образование познавательных
процессов и функций, сопровождаемое метаболическим
обеспечением. Высокие показатели по интеллекту
прогнозируют успешность человека в любом
виде деятельности.
Подструктурами общего интеллекта
являются образования невербального и
вербального интеллекта. Вербальный интеллект
показывает особенности вербально-логической
формы общего интеллекта с преимущественной
опорой на знания, которые, в свою очередь,
зависят от образования, жизненного опыта,
культуры, социальной среды каждого отдельного
индивида. Невербальный интеллект зависит
не столько от знаний, сколько от умений
индивида и его психофизиологических
особенностей, отражающихся в сенсомоторных
показателях. Общая оценка интеллекта
осуществляется после суммирования отдельных
показателей успешности выполнения каждого
из заданий, причем полученная сумма соотносится
с возрастом испытуемого. Следует отметить,
что если в заданиях по определению вербального
интеллекта оцениваются способность к
логическому обобщению, умение строить
умозаключения, самостоятельность и социальная
зрелость мышления, то в заданиях по определению
невербального интеллекта оценивается
развитие других психических процессов
и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной
координации, скорости формирования навыков.
В целом интеллект предстает как структура
способностей, среди которых мыслительные
играют самую важную роль, но не единственную,
поскольку очень большое значение для
общего интеллекта имеют свойства внимания,
памяти, восприятия. Однако в современной
психологической литературе достаточно
часто два понятия - интеллект и мышление
- рассматриваются как синонимичные, что
вызывает терминологическую путаницу.
1.3 ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
Интеллект традиционно исследовался
в рамках двух основных направлений: тестологического
и экспериментально-психологического.
Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического
направления теории интеллекта ориентировались
на выявление механизмов интеллектуальной
активности. Остановимся лишь на некоторых
из них.
В первую очередь следует выделить
теории, отстаивающие идею генетического
объяснения интеллекта на основе учета
как закономерностей его онтогенетического
развития, связанных с освоением систем
логических операций (Ж. Пиаже), так и влияния
социально-культурных факторов (Л. С. Выготский,
М. Коул и С. Скрибнер и др.).
Широкое распространение в
последние годы получили неотестологические
теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта
и Р. Стернберга. Для теорий этого типа
характерно признание IQ-концепции интеллекта,
однако экспериментально-психологическому
анализу подвергаются внутренние когнитивные
процессы, которые стоят за IQ и позволяют
объяснить индивидуальные различия в
тестовом исполнении. Так, Айзенк настаивает
на том, что базой и источником развития
интеллекта являются проявления «ментальной
скорости», которые, в свою очередь, обусловлены
биологическими особенностями нервной
системы, отвечающими за точность передачи
нервных импульсов. Только при таком типе
объяснения, по его мнению, проблема интеллекта
будет выведена из «болота ментализма»,
и сам интеллект получит доказательства
реальности своего существования4.
Хант является сторонником
когнитивного корреляционного подхода,
суть которого заключается в исследовании
того, как отдельные элементарные познавательные
функции (например, скорость переработки
лексической информации) соотносятся
с успешностью исполнения определенного
теста.
Стернберг свои экспериментальные
разработки проводит в рамках когнитивного
компонентного подхода, ориентированного
на тщательный анализ основных компонентов
процесса выполнения какого-либо традиционного
интеллектуального теста (например, теста
аналогий) для решения вопроса о том, как
различия в степени выраженности каждого
компонента сказываются на итоговых индивидуальных
оценках по этому же тесту.
В советской психологии в рамках
теории деятельности О. К. Тихомировым
и его сотрудниками был предложен свой
вариант объяснения механизмов интеллектуальной
активности, в качестве которых рассматривались
личностные факторы, в частности изучалось
влияние на развертывание интеллектуального
процесса мотивов, эмоции, целеполагания
и т. д.
Перечисленные выше экспериментально-психологические
подходы являются мощными теоретическими
направлениями с чрезвычайно богатой
и филигранно разработанной эмпирической
базой. Однако нельзя не заметить, что
для этих теорий характерной оказывается
тенденция искать объяснения природы
интеллекта «вне» интеллекта за счет обращения
к тем или иным неинтеллектуальным факторам.
Так, генетическое объяснение Пиаже обернулось
логическим редукционизмом. Айзенк пришел
к заключению, что интеллект следует объяснять
некогнитивными процессами. Хант и Стернберг
тяготеют к представлению об аналогичности
элементарных информационных процессов,
лежащих в основе интеллектуальных способностей
и характеризующих работу компьютера.
Что касается роли личностных факторов,
то тезис о пристрастности познавательного
отражения человека, безусловно, верен.
Тем не менее, существуют, видимо,
границы этой пристрастности, и задаются
они в первую очередь уровнем интеллектуальной
зрелости личности. В этом как раз и заключается
один из парадоксов психологии интеллекта:
на познавательную деятельность на любом
ее уровне (восприятия, памяти, мышления
и т. д.) действительно оказывают влияние
разнообразные личностные факторы. Специфическая
же роль интеллекта заключается в том,
что интеллект «производит» такие субъективные
состояния, которые не зависят от характеристик
познающего субъекта и являются условием
объективации всех аспектов его познавательной
активности. В этой связи весьма актуальным
представляется высказанное в свое время
Л. М. Веккером замечание о том, что задача
психологии сейчас — показать не только
то, в какой мере познавательный образ
зависит от субъекта, но и то, в какой мере
он от него не зависит. Субъективные состояния,
не зависящие от характеристик познающего
субъекта, — звучит действительно парадоксально,
но суть проблемы интеллекта, по его мнению,
именно в этом.
Вопрос о природе интеллекта
требует принципиальной переформулировки.
Отвечать нужно не на вопрос: «Что такое
интеллект?» (с последующим перечислением
его свойств), а на вопрос: «Что представляет
собой интеллект как носитель своих свойств?»
В итоге закономерным представляется
обращение к анализу структурной организации
интеллекта, которая, в свою очередь, определяется
особенностями состава и строения когнитивных
психических структур, обеспечивающих
специфический тип репрезентации происходящего
в индивидуальном сознании и в конечном
счете предопределяющих эмпирически констатируемые
интеллектуальные свойства.
1.4. Проблема интеллекта
в психологической науке.
Основной проблемой интеллекта
в психодиагностике является вопрос о
сущности интеллекта.
Интеллект (от лат.Intellectus - познание,
понимание, рассудок) - способность мышления,
рационального познания в отличие от таких,
например, душевных способностей как чувство,
воля, интуиция, воображение и т. п. Термин
интеллект представляет собой перевод
латинский перевод древне-греческого
понятия - нус (ум) и по своему смыслу тождественен
ему. В схоластике он употреблялся для
обозначения высшей познавательной способности.
В обратном значении эти термины употреблены
у Канта. Интеллект (нем. Verstand рассудок)
- как способность образования понятий,
разум - как способность образования метафизических
идей. [15, c. 131]
Интеллект – в широком смысле
слова вся познавательная деятельность
человека, в узком, процесс мышления, неразрывно
связанный с языком как средством общения,
обмена мыслями и взаимного понимания
людей. В идеалистической психологии и
философии интеллект отрывается от чувственного
познания и практики превращения в самостоятельную
духовную сущность.
Способность синтезировать
новые идеи.
Способность адекватно реагировать
на окружающую среду.
Образовательный уровень.
Генетическая предрасположенность
к мышлению.
Способность выбирать наиболее
рациональные решения.
Потребность в исследовании
и анализе окружающей среды.
Интеллект является основной формой
познания действительности.
Существует три разновидности в понимании
функции интеллекта:
- способность к обучению,
- оперирование символами,
- способность к активному овладению закономерностями
окружающей нас действительности.
Термин интеллект часто применяется
для того, чтобы подчеркнуть специфику
человеческой психологической деятельности.
При этом не следует упускать из виду,
что способности иметь дело с абстрактными
символами и отношениями только одна сторона
интеллекта; не менее важна и такая сторона
как конкретность мышления. Нередко интеллект
трактуют, как возможность приспосабливаться
к новым ситуациям, используя ранее приобретенный
опыт. В данном случае интеллект фактически
отождествляется со способностью к учению.
Однако нельзя не учитывать то, что интеллект
заключает в себе продуктивное начало.
Самое существенное для человеческого
интеллекта состоит в том, что он позволяет
отражать закономерные связи и отношения
предметов и явлений окружающего мира,
тем самым дает возможность творчески
преобразовывать действительность.
Генерализованное понимание
интеллекта как способности требовало
конкретизации - ответов на вопросы, касающиеся
сущности, природы и внешних проявлений
этой характеристики. Эти вопросы интересовали
психологов на протяжении всего XX в. Однако
однозначных ответов на них не получено
и до сих пор.
На протяжении XX в. были подвергнуты
проверке и анализу следующие подходы
к пониманию сущности интеллекта:
способность обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);
способность оперировать абстракциями
(Л. Термен, Р. Торндайк, Дж. Петерсон);
способность адаптироваться
к новым условиям (В. Штерн, Д. Терстоун, Эд.Клапаред, Ж, Пиаже). [9, c. 231]
2. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
ИНТЕЛЛЕКТА.
2.1. Диагностика
умственного развития и общих
способностей.
Умственное развитие характеризуется
совокупностью знаний, умений и набором
умственных действий, которые сформировались
в процессе приобретения этих знаний.
Таково общепринятое в отечественной
психологии понимание умственного развития.
По существу, умственное развитие - это
характеристика способов, форм и содержания
мышления человека.
Индивидуально-психологические особенности
личности, являющиеся условием выполнения
той или иной успешной деятельности, равно
как и организации взаимодействия людей
друг с другом и их общения, называются
способностями.
Первоначально тесты интеллекта как
вербальные средства диагностики уровня
умственного развития, измеряющие индивидуальные
отличия в использовании знаний и умений,
были разработаны для нужд отбора детей,
не справляющихся с общеобразовательной
программой. Они известны по имени одного
из первых авторов А. Бине и используются
в модифицированном варианте до сих пор
(с изменением психометрических процедур
их конструирования и самого предметного
материала заданий). Позже получили распространение
так называемые тесты действия и невербальные
тесты.
После ряда нововведений в созданные
в начале прошлого века шкалы Бине, предпринятых
Л. Терменом (США) и его коллегами, эти шкалы
стали применяться для измерения индивидуально-психологических
особенностей нормальных детей с целью
ранжирования и классификации их по изучаемым
признакам. Главной функцией этих тестов
становится не отбор умственно отсталых,
а сравнение испытуемых между собой и
нахождение их места в изучаемой выборке
по выраженности интеллектуального развития.
В психодиагностику прочно вошло понятие
коэффициент интеллектуальности (IQ) в
качестве основного и достаточно стабильного
показателя умственного развития. Этот
коэффициент вычислялся на основе диагностического
обследования путем деления так называемого
"умственного возраста" (по числу
выполненных заданий теста) на хронологический,
или паспортный, возраст и умножения полученного
частного на 100. Величина выше 100 говорила
о том, что испытуемый решал задания, предназначенные
для более старшего возраста, если IQ оказывался
ниже, делался вывод о том, что испытуемый
не справляется с соответствующими его
возрасту заданиями. С помощью специального
статистического аппарата вычислялись
границы нормы, т.е. те значения IQ, которые
свидетельствовали о нормальном интеллектуальном
развитии человека определенного возраста.
Эти границы располагались от 84 до 116.