Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение 3
РАЗДЕЛ I Теоретические основы исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности 6
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе. 6
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности 11
Выводы к первому разделу 28
РАЗДЕЛ II. Методы и методики диагностики эмоционального состояния студентов 30
2.1. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.УЭССМАН И Д.РИКС) 30
2.2. Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард) 35
2.3. Методика самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности 37
2.4. Формирование эмоциональной сферы студента 40
Выводы по второму разделу 45
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний студентов в учебной деятельности 47
3.1. Организация эксперимента 47
3.2. Проведение экспериментального исследования 50
3.3. Анализ экспериментальной работы 54
3.4. Анализ эмпирической работы 55
Выводы по третьему разделу 57
Выводы 58
Рекомендации 60
Список использованной литературы 61
Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе.
Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.
Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом.
ОБРАБОТКА
Определяют следующие показатели:
И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).
И2 – «Энергичность – усталость».
ИЗ – «Приподнятость – подавленность».
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:
И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где
И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
В общем виде эмоциональное состояние - характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.
Шкала "Спокойствие-тревожность"
выше 5-6 баллов
В опросе испытуемый показывает преобладание "Спокойствия": выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешанность, невозмутимость, терпимость.
5-6 баллов
В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Спокойствие-тревожность" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла
По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.
Шкала "Энергичность-усталость"
выше 5-6 баллов
Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.
5-6 баллов
В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Энергичность-усталость" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла
Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, ьезразличный, медлительный.
Шкала "Приподнятость-подавленность"
выше 5-6 баллов
Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.
5-6 баллов
В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Приподнятость-подавленность" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла
Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.
Шкала "Уверенность в себе - чувство беспомощности"
выше 5-6 баллов
Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.
5-6 баллов
В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Уверенности-беспомощности" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла
Оцениивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.
Суммарная оценка состояния
Этот показатель отражает выраженность, степень эмоционального подъема/истощения испытуемого.
ИНСТРУКЦИЯ: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».
Текст опросника
Спокойствие – тревожность
10. Совершенное
спокойствие. Непоколебимо
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
7. В целом
уверен и свободен от
6. Ничто особенно
не беспокоит меня. Чувствую себя
более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
3. Значительная
неуверенность. Весьма
2. Огромная тревожность,
озабоченность. Изведен
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
Энергичность – усталость
10. Порыв, не
знающий преград. Жизненная
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии,
сильная потребность в
7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.
6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.
3. Большая усталость.
Вялый. Скудные ресурсы
2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.
Приподнятость – подавленность
10. Сильный подъем, восторженное веселье.
9. Возбужден,
в приподнятом состоянии.
8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
4. Настроение
подавленное и несколько
3. Угнетен и
чувствую себя очень
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.
Уверенность в себе – беспомощность
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Чувствую, что
мои умения и способности
4. Чувствую себя довольно неспособным.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.
Описание:
Цель: изучение эмоциональных отклонений и выявление доминирующих эмоций, оценки наличия или отсутствия депрессивных симптомов и депрессии в целом.
Бланковый вариант изучения фундаментальных эмоций представляет собой набор эмоций (всего 10), где каждой из них соответствует три определенных эмоции в понятиях (30 понятий).
Каждую эмоцию, выраженную в понятиях, испытуемый должен оценить в четырех бальной шкале в зависимости от того, в какой степени она проявляется в данный момент.
Возможны 4 варианта ответов:
Инструкция:
Оцените по 4–х бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент.
Тестовое задание:
№ |
Эмоции |
Шкалы эмоций в понятиях |
Сумма | |||||
баллы |
баллы |
баллы |
||||||
1. |
Интерес |
Внимательный |
Концентрирован- ный |
Собранный |
||||
2. |
Радость |
Наслаждающийся |
Счастливый |
Радостный |
||||
3. |
Удивление |
Удивленный |
Изумленный |
Пораженный |
||||
4. |
Горе |
Унылый |
Печальный |
Сломленный |
||||
5. |
Гнев |
Взбешенный |
Гневливый |
Безумный |
||||
6. |
Отвращение |
Чувствующий неприязнь |
Чувствующий отвращение |
Чувствующий омерзение |
||||
7. |
Презрение |
Презрительный |
Пренебрегающий |
Надменный |
||||
8. |
Страх |
Пугающий |
Страшный |
Сеющий панику |
||||
9. |
Стыд |
Застенчивый |
Робкий |
Стыдливый |
||||
10. |
Вина |
Сожалеющий |
Виноватый |
Раскаивающийся |
Обработка результатов теста:
Количественный анализ:
Подсчитывается сумма баллов по строкам, вычисляется коэффициент самочувствия (К), по формуле:
К = Сумма эмоций № 1, 2, 3, 9, 10 (в баллах)/Сумма эмоций № 4, 5, 6, 7, 8.
Определяются преобладающие шкалы и те, которые наиболее выражены, минимальное количество – 3, максимальное – 12.
Качественный анализ:
Предполагает обнаружение доминирующих эмоций.
Если К>1, то самочувствие отвечает положительному (гипертимному) полюсу, при К<1 - отрицательному (дистимному, с пониженным настроением) полюсу.
При очень низком коэффициенте самочувствия можно предположить наличие депрессии.
Самооценка тревожности (ЛТ2):
1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности
2. Вы часто из-за пустяков краснеете
3. Ваш сон беспокоен
4. Вы легко впадаете в уныние
5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях
6. Вас пугают трудности
7. Вы любите копаться в своих недостатках
8. Вас легко убедить
9. Вы мнительный человек
10. Вы с трудом переносите время ожидания
Самооценка фрустрированности:
1. Нередко мне
кажутся безвыходными
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя
4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной
6. Я нередко чувствую себя беззащитным
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния
8. Чувствую
растерянность перед
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели
10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми
Самооценка агрессивности:
1. Оставляю за собой последнее слово
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника
3. Меня легко рассердить
4. Люблю делать замечания другим
5. Хочу быть авторитетом для окружающих
6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться
Информация о работе Диагностика эмоционального состояний студентов