Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение 3
РАЗДЕЛ I Теоретические основы исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности 6
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе. 6
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности 11
Выводы к первому разделу 28
РАЗДЕЛ II. Методы и методики диагностики эмоционального состояния студентов 30
2.1. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.УЭССМАН И Д.РИКС) 30
2.2. Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард) 35
2.3. Методика самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности 37
2.4. Формирование эмоциональной сферы студента 40
Выводы по второму разделу 45
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний студентов в учебной деятельности 47
3.1. Организация эксперимента 47
3.2. Проведение экспериментального исследования 50
3.3. Анализ экспериментальной работы 54
3.4. Анализ эмпирической работы 55
Выводы по третьему разделу 57
Выводы 58
Рекомендации 60
Список использованной литературы 61
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция
10. Я мстителен
Самооценка ригидности:
1. Мне трудно менять привычки
2. Нелегко переключаю внимание
3. Очень настороженно отношусь ко всему новому
4. Меня трудно переубедить
5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться
6. Нелегко сближаюсь с людьми
7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана
8. Неохотно иду на риск
9. Нередко я проявляю упрямство
10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня
По всем четырем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1,2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. Градации низкого, среднего и высокого остаются такими же, как и для CT1 и ЛТ1: 20—30; 31—45; 46 и выше.
Пояснение: Показатели СТ и Л Т чаще всего не совпадают; и так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности, агрессивности и ригидности.
Фрустрированность
как форма проявления
Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.
Это осознание
предполагает перестройку
Когнитивная,
мотивационная и аффективная
ригидность нейтрализуется
Эмоции не развиваются сами по себе. Их источник связан с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Изменяются условия деятельности, жизни, условия функционирования потребностно-мотивационных состояний и вместе с ними преобразуются эмоции и другие составляющие эмоциональной сферы. Поэтому эмоциональная сфера не поддается произвольному формированию: нельзя произвольно, непосредственно вызвать те или иные эмоциональные состояния. В настоящее время известно несколько стратегий формирования эмоциональной сферы. Приведем наиболее приемлемые для работы со студентами.
1. Воспитание
в человеке положительных
2. Смена реагирования
человека на действительность
с эмоционального типа на
стимул эмоциональная реакция действие
Рассудочный, или зрелый, тип реагирования характеризуется встраиванием в эту схему интеллектуального компонента:
стимул эмоциональная реакция контроль и управление эмоцией осмысление принятие решения действие
Поэтому важно обратить внимание на формирование навыка контроля и управления своими эмоциональными реакциями и приобретение опыта рассудочного реагирования на различные стимулы внешнего и внутреннего мира.
3. Освоение навыков
психологической защиты от
Основная задача
педагога не в том, чтобы каким-то
образом деформировать
4. Существенным
условием развития
Основное
содержание самообладания
Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»
В момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:
— Как выглядит мое лицо?
— Не скован (а) ли я?
— Не сжаты ли мои зубы?
— Как я сижу?
— Как я дышу?
Если выявлены признаки напряженности, необходимо: 1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
— Мышцы лица расслаблены.
— Брови свободно разведены.
— Лоб разглажен.
— Расслаблены мышцы челюстей.
— Расслаблены мышцы рта.
— Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
— Все лицо спокойно и расслаблено.
2. Удобно
сесть, стать.
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» уча- ] щенное дыхание.
4. Установить спокойный ритм дыхания.
Упражнение вдохновения: «Ответственный экзамен»
Состояния, подлежащие коррекции, - страх, опасения неудачи, неуверенность в своих знаниях.
Время «репетирующей» тренировки — утро или день (но не вечер накануне экзамена!).
В ходе выполнения упражнения необходимо вначале добиться мышечного и психологического расслабления, погасить страх и тревогу. С того момента, как начинаются «переходы» из просторных помещений вестибюля и коридоров в более тесные (аудитории, кабинет), происходит мобилизация. Сужается и концентрируется круг внимания.
Музыкальное подкрепление - спокойная плавная музыка. Представляемые цвета — голубой, синий.
Инструкция преподавателя: Представьте себе просторный холл или вестибюль института. Вы идете спокойно, уверенной походкой, без следа суетливости. Вы не думаете о предстоящем экзамене, не разрешаете себе никаких вопросов или разговоров, к нему относящихся, и лишь улыбкой отвечаете на приветствия знакомых. Словом, вы «держитесь».
Вы переходите из вестибюля в коридор, из коридора в аудиторию, прилегающую к кабинету профессора, то есть из просторных помещений в более тесные. По мере того как вы это делаете, ваш шаг, не убыстряясь, становится все более и более четким, походка — все более и более уверенной, осанка — прямой. Перед дверью экзаменатора вы усилием воли «вычеркиваете» все воспоминания о материале, который, как вы думаете, вы позабыли или недостаточно выучили. Вы не думаете в эту краткую минуту ни о чем, что относится к сдаваемому вами предмету, в мозгу у вас — беспорядочная толкотня мыслей. Вы, разумеется, взволнованы, и это вполне естественно. Опасно не волнение перед экзаменом, а чрезмерное волнение, вызывающее растерянность и суетливость. Некоторая взволнованность необходима — она мобилизует.
Но вот вас вызвали, и вы перед столом экзаменатора. Вы не выбираете билет, вы берете первый попавшийся. Для вас все билеты равноценны, учебный материал вы знаете ровно. И действительно — вопросы билета, который достался вам, как паз те, что нужно. Вы, собственно, могли бы начать отвечать и без подготовки, но не следует вести себя заносчиво — лучше сесть и привести в порядок свои мысли. И как только вы стали это делать, беспорядочный ход мыслей сменяется плавным и ровным их течением — знания, накопленные вами, всплывают в сознании в стройном порядке, и вы готовы в таком же порядке их изложить...
Беляев Г,С, Лобзин B.C., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л., 1977.
Упражнение «Вызов эмоции»
Инструкция преподавателя:
Вспомните и опишите самые чудесные переживания вашей жизни; самые счастливые мгновения — восторга, радости, счастья. Представьте себе, что данная ситуация повторилась и вы сейчас находитесь в этом состоянии счастья, радости. Вообразите себе, какие образы - зрительные, слуховые, кинестетические - сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т. д. Почувствуйте это состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, уверенной походкой, выразительными жестами и т. д. Постарайтесь удержать и запомнить физические проявления радости и счастья, чтобы затем воспроизвести их по собственному желанию.
Очень полезно начинать каждое занятие (и вообще каждый день) так: вспомнить что-нибудь приятное, вызывающее улыбку, настроиться на добрые взаимоотношения с коллегами, детьми, близкими.
Вопросы для обсуждения:
• Какие образы вам удавалось воссоздавать легче всего?
• Что помогало вам воссоздавать образные представления, что мешало?
• Какую роль выполняет визуализация в саморегуляции эмоционального состояния?
Во втором разделе мы рассмотрели несколько методик для самодиагностики эмоциональных состояний у студентов.
В настоящее
время для эмоциональной
Поверхностно "усвоив"
приемы психологического и педагогического
воздействия, например "по Карнеги",
без тщательной отработки на себе,
педагог будет волевым
Информация о работе Диагностика эмоционального состояний студентов