Диагностика эмоционального состояний студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Содержание работы

Введение 3
РАЗДЕЛ I Теоретические основы исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности 6
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе. 6
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности 11
Выводы к первому разделу 28
РАЗДЕЛ II. Методы и методики диагностики эмоционального состояния студентов 30
2.1. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.УЭССМАН И Д.РИКС) 30
2.2. Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард) 35
2.3. Методика самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности 37
2.4. Формирование эмоциональной сферы студента 40
Выводы по второму разделу 45
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний студентов в учебной деятельности 47
3.1. Организация эксперимента 47
3.2. Проведение экспериментального исследования 50
3.3. Анализ экспериментальной работы 54
3.4. Анализ эмпирической работы 55
Выводы по третьему разделу 57
Выводы 58
Рекомендации 60
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

е.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

9. У меня  резкая, грубоватая жестикуляция 

10. Я мстителен

Самооценка  ригидности:

1. Мне трудно  менять привычки

2. Нелегко переключаю  внимание

3. Очень настороженно  отношусь ко всему новому

4. Меня трудно  переубедить

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

6. Нелегко сближаюсь  с людьми

7. Меня расстраивают  даже незначительные нарушения  плана

8. Неохотно  иду на риск 

9. Нередко я  проявляю упрямство

10. Резко переживаю  отклонения от принятого мною режима дня 

По всем четырем  оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1,2, 3 или 4, в  соответствии с тем, насколько точно  эти суждения характеризуют ваше состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. Градации низкого, среднего и высокого остаются такими же, как и для CT1 и ЛТ1: 20—30; 31—45; 46 и выше.

Пояснение: Показатели СТ и Л Т чаще всего не совпадают; и так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности, агрессивности и ригидности.

 Фрустрированность  как форма проявления подверженности  психологическому стрессу есть  состояние переживания человеком  объективно существующей или  воображаемой неудачи. Объективная  или субъективная непреодолимость  жизненных затруднений вызывает  отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной, - (ЛТ2).

 Одной из  возможных реакций при этом  является агрессия, питаемая всей  обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью  или отчаянием человека. Таким  образом может сформироваться  личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

 Это осознание  предполагает перестройку мотивов,  эмоций и восприятия человеком  содержания его социальной адаптации,  возможных путей разрешения конфликтов  и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

 Когнитивная,  мотивационная и аффективная  ригидность нейтрализуется изменением  характера активности личности, когда ситуация кажущаяся безвыходной и неизменной, воспринимается как вполне разрешимая при соответствующем изменении представлений, мотивов, эмоций.

2.4. Формирование  эмоциональной сферы студента

Эмоции не развиваются  сами по себе. Их источник связан с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Изменяются условия деятельности, жизни, условия функционирования потребностно-мотивационных состояний и вместе с ними преобразуются эмоции и другие составляющие эмоциональной сферы. Поэтому эмоциональная сфера не поддается произвольному формированию: нельзя произвольно, непосредственно вызвать те или иные эмоциональные состояния. В настоящее время известно несколько стратегий формирования эмоциональной сферы. Приведем наиболее приемлемые для работы со студентами.

1. Воспитание  в человеке положительных качеств,  сознательное создание у него  положительных эмоций делают  возможной иррадиацию (распространение,  развитие) положительных черт его  характера и подавление отрицательных. "Чувствам нельзя приказать, но их можно выманить", отмечал К.С. Станиславский. Поэтому ситуацию, вызвавшую отрицательные эмоции, необходимо постараться сменить на другую. В науке этот процесс называется позитивным обусловливанием: происходит вытеснение положительными эмоциями отрицательных, поскольку сосуществовать они не могут. Понимание этого процесса имеет важное практическое значение при создании и поддерживании добрых человеческих отношений. Нельзя требовать от человека не переживать то, что он переживает, чувствует, но можно помочь ему справляться со своими состояниями, преодолевать при необходимости их и управлять ими. Психологи рекомендуют не накапливать отрицательные эмоции: слишком сильные и часто повторяющиеся эмоции, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер.

2. Смена реагирования  человека на действительность  с эмоционального типа на рассудочный.  Эмоциональный, общий с животными,  тип реагирования можно представить  в виде такой схемы поведения:

стимул эмоциональная  реакция действие

Рассудочный, или зрелый, тип реагирования характеризуется встраиванием в эту схему интеллектуального компонента:

стимул эмоциональная  реакция контроль и управление эмоцией  осмысление принятие решения действие

Поэтому важно  обратить внимание на формирование навыка контроля и управления своими эмоциональными реакциями и приобретение опыта рассудочного реагирования на различные стимулы внешнего и внутреннего мира.

3. Освоение навыков  психологической защиты от воздействия  различных отрицательных факторов, в том числе и в сфере межличностных отношений, например от грубости, хамства и др. Эта проблема имеет жизненное значение, поскольку отрицательные переживания обладают физическим воздействием на иммунную систему и снижают ее функцию. Для защиты здоровья надо научиться эмоционально реагировать только на положительные стимулы и защищать психику от воздействия отрицательных стимулов, предпочитая рассудочное восприятие чувственному. Каждому полезно следовать формуле: "Всему приятному радуюсь, а неприятности стремлюсь осмыслить, чтобы освободиться от них".

Основная задача педагога не в том, чтобы каким-то образом деформировать эмоциональную  сферу - стимулировать или подавлять  и искоренять эмоции, тревожность  и т.д., а в том, чтобы надлежащим образом их направлять и помогать ребенку справляться с ними, формировать у него умение управлять своими эмоциональными состояниями: когда надо сдерживать их, или, наоборот, искренне их проявлять. Жизнь предоставляет ребенку различные приемы стимулирования эмоций: неожиданные, различные по силе и направленности воздействия (сильные звуки, яркие вспышки, холодные прикосновения, падения и др.); неприятные воздействия, например: звуки при движении бритвой по стеклу, длительные завывания сирены и т.п.; неприятные зрелища - психотравмирующие картинки (показ змеи), тактильные воздействия - прикосновение лягушки и т.п., рассказ, вызывающий неприятные переживания, и др. Учителю нужно в таких случаях помочь ребенку понять свои психические состояния и вытеснять неактуальные переживания, привлекая такие средства, как просмотр фильмов, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, прослушивание музыки, юмор, шутки. Ведущим же средством развития эмоциональной сферы являются положительные подкрепления, связанные с удовлетворением потребностей в учебной деятельности школьника, и поддержание положительного эмоционального настроя в процессе учебной работы.

4. Существенным  условием развития эмоциональной  сферы является воспитание самообладания.  Самообладание помогает человеку  управлять самим собой, собственным  поведением. Человек с развитым самообладанием умеет при любых обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не позволить им нарушить организованный строй его психической жизни.

 Основное  содержание самообладания составляет  функционирование двух психологических механизмов (по Г.С. Никифорову): самоконтроля и коррекции (воздействия). С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы типа: не выгляжу ли я сейчас взволнованным; не слишком ли жестикулирую; не говорю ли я излишне тихо или, наоборот, громко, слишком быстро, сбивчиво; и т.п. Если самоконтроль фиксирует факт рассогласования, то этот результат является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального "взрыва", на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло. Многие психологи убеждены, что эмоции доступны сознательному саморегулированию. Но для этого необходимо воспитывать (развивать) самообладание.

Упражнение  «Самоконтроль внешнего выражения  эмоций»

В момент действия напряженных факторов, при росте  эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:

—  Как выглядит мое лицо?

—  Не скован (а) ли я?

—  Не сжаты  ли мои зубы?

—  Как я  сижу?

—  Как я  дышу?

Если выявлены признаки напряженности, необходимо: 1. Произвольно расслабить мышцы. Для  расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:

—  Мышцы лица расслаблены.

—  Брови  свободно разведены.

—  Лоб разглажен.

—  Расслаблены  мышцы челюстей.

—  Расслаблены  мышцы рта.

—  Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.

—  Все лицо спокойно и расслаблено.

2.  Удобно  сесть, стать.                                                             ^

3.   Сделать  2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы  «сбить» уча- ] щенное дыхание.

4.   Установить  спокойный ритм дыхания.

Упражнение  вдохновения: «Ответственный экзамен»

Состояния, подлежащие коррекции, - страх, опасения неудачи, неуверенность в своих знаниях.

Время «репетирующей» тренировки — утро или день (но не вечер накануне экзамена!).

В ходе выполнения упражнения необходимо вначале добиться мышечного и психологического расслабления, погасить страх и тревогу. С того момента, как начинаются «переходы» из просторных помещений вестибюля и коридоров в более тесные (аудитории, кабинет), происходит мобилизация. Сужается и концентрируется круг внимания.

Музыкальное подкрепление - спокойная плавная музыка. Представляемые цвета — голубой, синий.

Инструкция  преподавателя: Представьте себе просторный холл или вестибюль института. Вы идете спокойно, уверенной походкой, без следа суетливости. Вы не думаете о предстоящем экзамене, не разрешаете себе никаких вопросов или разговоров, к нему относящихся, и лишь улыбкой отвечаете на приветствия знакомых. Словом, вы «держитесь».

Вы переходите из вестибюля в коридор, из коридора в аудиторию, прилегающую к кабинету профессора, то есть из просторных помещений в более тесные. По мере того как вы это делаете, ваш шаг, не убыстряясь, становится все более и более четким, походка — все более и более уверенной, осанка — прямой. Перед дверью экзаменатора вы усилием воли «вычеркиваете» все воспоминания о материале, который, как вы думаете, вы позабыли или недостаточно выучили. Вы не думаете в эту краткую минуту ни о чем, что относится к сдаваемому вами предмету, в мозгу у вас — беспорядочная толкотня мыслей. Вы, разумеется, взволнованы, и это вполне естественно. Опасно не волнение перед экзаменом, а чрезмерное волнение, вызывающее растерянность и суетливость. Некоторая взволнованность необходима — она мобилизует.

Но вот вас  вызвали, и вы перед столом экзаменатора. Вы не выбираете билет, вы берете первый попавшийся. Для вас все билеты равноценны, учебный материал вы знаете ровно. И действительно — вопросы билета, который достался вам, как паз те, что нужно. Вы, собственно, могли бы начать отвечать и без подготовки, но не следует вести себя заносчиво — лучше сесть и привести в порядок свои мысли. И как только вы стали это делать, беспорядочный ход мыслей сменяется плавным и ровным их течением — знания, накопленные вами, всплывают в сознании в стройном порядке, и вы готовы в таком же порядке их изложить...

Беляев  Г,С, Лобзин B.C., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л., 1977.

Упражнение  «Вызов эмоции»

Инструкция  преподавателя:

Вспомните и  опишите самые чудесные переживания  вашей жизни; самые счастливые мгновения  — восторга, радости, счастья. Представьте себе, что данная ситуация повторилась и вы сейчас находитесь в этом состоянии счастья, радости. Вообразите себе, какие образы - зрительные, слуховые, кинестетические - сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т. д. Почувствуйте это состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, уверенной походкой, выразительными жестами и т. д. Постарайтесь удержать и запомнить физические проявления радости и счастья, чтобы затем воспроизвести их по собственному желанию.

Очень полезно  начинать каждое занятие (и вообще каждый день) так: вспомнить что-нибудь приятное, вызывающее улыбку, настроиться на добрые взаимоотношения с коллегами, детьми, близкими.

Вопросы для обсуждения:

•    Какие  образы вам удавалось воссоздавать легче всего?

•    Что  помогало вам воссоздавать образные представления, что мешало?

•    Какую  роль выполняет визуализация в саморегуляции  эмоционального состояния?

Выводы по второму  разделу

Во втором разделе  мы рассмотрели несколько методик для самодиагностики эмоциональных состояний у студентов.

В настоящее  время для эмоциональной разрядки, снятия психических напряжений, выработки  навыков управления своими чувствами  психологами настоятельно рекомендуются  психотехнические упражнения и коррекционные программы.

Поверхностно "усвоив" приемы психологического и педагогического  воздействия, например "по Карнеги", без тщательной отработки на себе, педагог будет волевым порядком, в фальшивом эмоциональном состоянии  применять такие приемы на другом, то это уже будут не педагогическое воздействие, а манипулирование другим. В этом случае учитель станет способствовать не развитию, а разрушению эмоциональной сферы ребенка, так как эмоции кодируют собственное состояние их носителя. Поэтому учителю нужно знание и понимание своей эмоциональной сферы, что позволит ему обогатить свой внутренний мир переживаний, а в конечном счете вызвать у своего воспитанника соответствующие эмоции и чувства. Педагогическая аксиома - эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком. Эмоциональное взаимодействие зависит как от эмоциональной сложности (разнообразия всего того, что вызывает в индивиде эмоции), так и эмоциональной общности (способности выражать, заряжать своими эмоциями и, с другой стороны, откликаться на эмоции другого, сочувствовать, сопереживать). Для этого в аудиторной обстановке полезны психотехнические игры. Во множестве игр, структурирующих и проясняющих особенности внутреннего мира, есть достаточное количество развивающих эмоциональную сферу. В играх, в общении друг с другом стараются выразить то или иное эмоциональное состояние - свое или другого человека: изображать собой как бы зеркало другого; поговорить на заданную тему или отобразить эмоцию жестами; выразить свои чувства в различных ситуациях; успокоить удрученного человека; передать чувство по кругу; различить или объяснить эмоции, которые молча демонстрирует другой и т.д. Каждому человеку полезно в общении с другими вырабатывать навыки эмоционального поведения.

Информация о работе Диагностика эмоционального состояний студентов