Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение 3
РАЗДЕЛ I Теоретические основы исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности 6
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе. 6
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности 11
Выводы к первому разделу 28
РАЗДЕЛ II. Методы и методики диагностики эмоционального состояния студентов 30
2.1. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.УЭССМАН И Д.РИКС) 30
2.2. Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард) 35
2.3. Методика самооценки тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности 37
2.4. Формирование эмоциональной сферы студента 40
Выводы по второму разделу 45
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний студентов в учебной деятельности 47
3.1. Организация эксперимента 47
3.2. Проведение экспериментального исследования 50
3.3. Анализ экспериментальной работы 54
3.4. Анализ эмпирической работы 55
Выводы по третьему разделу 57
Выводы 58
Рекомендации 60
Список использованной литературы 61
По теме исследования нами был проведен эксперимент в период с 1 февраля по 1 мая 2012г.
Экспериментальной базой является Донбасская Государственная Машиностроительная академия. В исследовании участвовало 30 студентов, которых для удобства проведения как констатирующего, так и формирующего эксперимента разделили на две группы: контрольную и экспериментальную.
Цель нашего исследования – изучить эмоциональное состояние студентов, научить студентов контролировать эмоциональные состояния, сформировать умение управлять своими эмоциональными состояниями.
Эксперимент проводился в три этапа:
Программа формирования педагогической направленности личности учителя.
Наименование мероприятий |
Время проведения |
Ответственные |
Группа |
Знакомство. Вводная лекция. Цели исследования. |
1 февраля 2012г. |
Кристина Триба |
Студенты ДГМА |
Проведение диагностики эмоциональных состояний на протяжении двух недель |
6 февраля 8 февраля 13 февраля 15 февраля |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Проведение диагностики эмоциональных отклонений при помощи методики «Дифференциальные шкалы эмоций» |
20 февраля 22 февраля |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Проведение диагностики фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики |
27 февраля 29 февраля |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Проведение тренингов, лекций, бесед, дискуссий по регуляции и контролю эмоционального состояния студентов |
5 марта 7 марта 12 марта 14 марта |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Контрольный срез по диагностики эмоциональных состояний на протяжении двух недель |
19 марта 21 марта 26 марта 28 марта |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Контрольный срез по диагностики эмоциональных отклонений при помощи методики «Дифференциальные шкалы эмоций» |
2 апреля 4 апреля |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Контрольный срез по диагностики фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики |
9 апреля 11 апреля |
Кристина Триба |
I- группа II- группа |
Обработка полученных результатов. |
12 апреля- 1 мая |
Кристина Триба |
На первоначальном этапе нами проводился констатирующий эксперимент с целью определения эмоционального состояния студентов на протяжении двух недель. При диагностике парциональной направленности личности учителя, мы получили результаты которые отражены в таблице №3.2.1 и №3.2.2
Результаты диагностики показаны в таблице 3.2.1, где высокий уровень - 3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл. Данные таблицы свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между студентами по эмоциональному детей примерно одинаково.
Таблица 3.2.1. Результаты диагностики развития эмоционального состояния у студентов (констатирующий эксперимент)
№ |
Шифр |
Тест А.Уэссман и Д.Рикс |
Тест «Дифференциальные шкалы эмоций» |
диагностика фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики | |||||||
1 |
Настя Д. |
2 |
С |
3 |
В |
3 |
В | ||||
2 |
Вика К. |
2 |
С |
2 |
С |
3 |
В | ||||
3 |
Дима К. |
1 |
Н |
2 |
С |
3 |
В | ||||
4 |
Женя Н. |
1 |
Н |
2 |
С |
1 |
Н | ||||
5 |
Ваня Ч. |
1 |
Н |
3 |
В |
1 |
Н | ||||
6 |
Настя К. |
1 |
Н |
3 |
В |
2 |
С | ||||
7 |
Катя Ц. |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С | ||||
8 |
Настя Ц. |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С | ||||
9 |
Инна Ш. |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С | ||||
10 |
Настя Б. |
1 |
Н |
2 |
С |
2 |
С | ||||
11 |
Валя Д. |
2 |
С |
3 |
В |
1 |
Н | ||||
12 |
Надя М. |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С | ||||
13 |
Миша Г. |
2 |
С |
2 |
С |
1 |
Н | ||||
14 |
Ира Г. |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С | ||||
15 |
Дима Б. |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В | ||||
ИТОГО |
Уровень оценки |
В |
С |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н | ||
Кол чел |
1 |
9 |
5 |
10 |
8 |
4 |
7 |
4 |
По результатам проведенного исследования, следует, что испытуемых, высоко оценивающих свое эмоциональное состояние 1 человек, среднюю оценку поставили 9 человек, а низкую – 5 человек.
Самочувствие 10 студентов отвечает положительному (гипертимному) полюсу, а 8 студентов отметили отрицательное самочувствие.
Четверо студентов отмечают высокий уровень фрустаций, склонность к агрессии и тревожности. Семь студентов считают такие свойства личности находящимися в норме, а четверым не свойственны предложенные характеристики.
Диаграмма исследования эмоционального состояния студентов (контрольная группа)
2 - 26% отметили, что самочувствие отвечает гипертимному типу
3- 67% испытуемых отмечают высокий уровень фрустаций, склонность к агрессии и тревожности
Таблица 3.2.2. Результаты диагностики эмоционального состояния у студентов (констатирующий эксперимент, экспериментальная группа)
№ |
Шифр |
Тест А.Уэссман и Д.Рикс |
Тест «Дифференциальные шкалы эмоций» |
диагностика фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики | |||||
1 |
Катя В. |
3 |
В |
2 |
С |
2 |
С | ||
2 |
Вика М. |
3 |
В |
2 |
С |
2 |
С | ||
3 |
Дима В. |
3 |
В |
2 |
С |
1 |
Н | ||
4 |
Света П. |
1 |
Н |
2 |
С |
1 |
Н | ||
5 |
Витя Ч. |
1 |
Н |
2 |
С |
1 |
Н | ||
6 |
Маша К. |
2 |
С |
2 |
С |
1 |
Н | ||
7 |
Даша Ц. |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С | ||
8 |
Петя Р. |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С | ||
9 |
Поля Н. |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С | ||
10 |
Ира С. |
2 |
С |
2 |
С |
1 |
Н | ||
11 |
МаринаП. |
1 |
Н |
3 |
В |
2 |
С | ||
12 |
Надя Е. |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С | ||
13 |
Вася Г. |
1 |
Н |
2 |
С |
2 |
С | ||
14 |
Марк Г. |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С | ||
15 |
Света Б. |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В | ||
ИТОГО |
Уровень оценки |
В |
С |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
Кол чел |
4 |
7 |
4 |
5 |
10 |
1 |
9 |
5 |
По результатам проведенного исследования, следует, что испытуемых, высоко оценивающих свое эмоциональное состояние 4 человек, среднюю оценку поставили 7 человек, а низкую – 4 человек.
Самочувствие 5 студентов отвечает положительному (гипертимному) полюсу, а 10 студентов отметили отрицательное самочувствие.
Один студент отмечает высокий уровень фрустаций, склонность к агрессии и тревожности. Девять студентов считают такие свойства личности находящимися в норме, а пятерым не свойственны предложенные характеристики.
Диаграмма исследования эмоционального состояния студентов (экспериментальная группа)
2 - 28% отметили, что самочувствие отвечает гипертимному типу
3- 50% испытуемых отмечают высокий уровень фрустаций, склонность к агрессии и тревожности
Таблица 3.2.3 Сопоставление результатов по контрольной и экспериментальной группе при констатирующем эксперименте в процентах, %
Группа |
Тест А.Уэссман и Д.Рикс |
Тест «Дифференциальные шкалы эмоций» |
Диагностика фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики |
Контрольная |
7 |
26 |
67 |
Экспериментальная |
22 |
28 |
50 |
При анализе проведённой нами экспериментальной работы мы сравнили результаты констатирующего и формирующего эксперимента. Так как в контрольной группе мы не проводили формирующего эксперимента, то их показатели качественно мало изменились.
В экспериментальной группе ввиду проведённой нами серии мероприятий и коррекционных занятий в соответствии с разработанной программой произошли качественные изменения, которые мы отразили в таблицах и диаграммах.
Таблица 3.3.1. Сравнение
результатов контрольного и формирующего
экспериментов для
Группа |
Тест А.Уэссман и Д.Рикс |
Тест «Дифференциальные шкалы эмоций» |
диагностика фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики |
Экспериментальная до формирующих мероприятий |
22 |
28 |
50 |
Экспериментальная |
25 |
30 |
52 |
Рассмотрим эту зависимость на диаграмме 3.3.1.
Диаграмма 3.3.1.
Сравнение результатов эксперимента до и после формирующей деятельности
1- самооценка
эмоционального состояния в
2- изменение результатов диагностики по результатам теста «Дифференциальные шкалы эмоций»
3 - диагностика фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики
Из приведенной
диаграммы, мы видим, что проведение
формирующих мероприятий
До эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
22% |
7% |
Средний |
48% |
53% |
Низкий |
30% |
40% |
ПОСЛЕ эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
25% |
7% |
Средний |
50% |
53% |
Низкий |
25% |
40% |
До эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
28% |
26% |
Средний |
60% |
60% |
Низкий |
12% |
14% |
ПОСЛЕ эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
30% |
26% |
Средний |
63% |
60% |
Низкий |
7% |
14% |
Таблица 3.4.3 Диагностика фрустрированности, агрессивности и ригидности при помощи одноименной методики
До эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
50% |
67% |
Средний |
30% |
13% |
Низкий |
20% |
30% |
ПОСЛЕ эксперимента |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
52% |
67% |
Средний |
32% |
13% |
Низкий |
6% |
30% |
Информация о работе Диагностика эмоционального состояний студентов