Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
Глава 1. Проблема готовности ребенка к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях……………………………..……………...…….4
1.1 Понятие « готовность к школьному обучению»…………………………….4
1.2. Методы диагностики готовности к школьному обучению…………...…..14
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………………………....18
2.1 Описание организации исследования и диагностических методик……...18
2.2 Результаты исследования……………………………..……………………..22
2.3 Корреляционный анализ ……………………...…………………………….27
Заключение……………………………………………….………………………31
Список литературы……………………………………...……………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

 

2.1 Описание организации исследования и диагностических методик

Диагностирование будущих первоклассников проводилось на базе МОУ Анненская СОШ. Для тестирования были приглашены дети  подготовительной группы, из МДОУ с. Анненское. Выборку испытуемых составили 30 детей в возрасте 6 лет.

  Диагностирование  проводилось  на основе подобранных методик, с помощью которых можно определить  уровень развития мелкой моторики  рук, аналитических функций мозга, определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности и концентрации внимания.

  1. Графический диктант, методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга.

Образец графического диктанта

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."

Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке.                                                                           Оценка: за все задание - 10 баллов.

Обработка результатов.

Оценка производиться по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 9-10 баллов( неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 7-8 баллов

Воспроизведение с несколькими ошибками – 5-6 баллов.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 3-4 балла.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 1-2 балла.

  2) Методика Керна – Йерасека

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных  букв. Копирование фразы "Он ел суп"

2. Срисовывание группы  точек.

3. Рисование  фигуры человека.

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. 
 
Копирование фразы "Он ел суп"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Он ел суп", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов. 
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же."

10 баллов - срисованную фразу  можно прочитать. Буквы не более  чем в 2 раза больше образца. Буквы  образуют три слова. Строка отклонена  от прямой линии не более  чем на 30°.

8-9 баллов - предложение можно  прочитать. Буквы по величине  близки к образцу. Их стройность  не обязательна.

7-6 баллов - буквы разделены  не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - на образцы похожи  не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 
3-2 балла - каракули.

Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.  
   
 
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

 
10-9 баллов - точное воспроизведение  образца. Нарисованы точки, а не  кружки. Какие-либо незначительные  отклонения одной или нескольких  точек от строки или колонки  допускаются. Может быть любое  уменьшение фигуры, увеличение же  возможно не более чем вдвое. 
 
8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек. 
 
6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается. 
4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.  
1-2 балла - каракули.

 
Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь человека." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. При оценке рисунка человека учитывается:

 
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; 
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; 
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше  туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки  с пятью пальцами. Рисунок сделан  непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища. 
8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть  нарисованы двумя линиями. Отсутствуют  шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла - примитивный рисунок  головы с конечностями, изображен  на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". 
1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Задания направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности и концентрации внимания.

По поводу интерпретации  Я. Йирасек  отмечал, что высокое качество выполнения  работы говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться со школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся.

2.2 Результаты исследования

   

ВЫВОД

 

 

1

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                        Средний уровень готовности - 33б

 

 

2

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                           Высокий уровень готовности - 38б

 

3

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                          Высокий уровень готовности -39б.                      

 

4

 

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                       Высокий уровень готовности-37б

 

 

5

 

Не сформирована мелкая моторика руки, нет способности к сосредоточиванию внимания. Уровень развития не сформирован для данного возраста.                                                                                                                                       Учитывается  слабая подготовка ребенка к школе. Нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки.       Очень низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.-17б

 

 

6

 

Плохо  сформирована мелкая моторика руки, есть  способности к сосредоточиванию внимания. Уровень развития не совсем сформирован для данного возраста. Учитывается  слабая подготовка ребенка к школе. Нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки                                                                                                                              Низкий  уровень готовности – 26б.

 

7

 

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                              Высокий уровень готовности – 38б

 

8

 

Не совсем  сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания.  Результаты тестов показали, что нужно продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки. Низкий уровень способности – 28б

 

 

9

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                    Высокий уровень готовности -39б.    

 

 

10

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                 Средний уровень готовности– 34б.

 

11

Не совсем  сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания.  Результаты тестов показали, что нужно продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки.                                                    Низкий уровень готовности – 24б.                                                                                           

 

12

Не совсем  сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания.  Результаты тестов показали, что нужно продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки.                                                          Низкий уровень готовности -26б.

 

13

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела Средний уровень готовности -30б.

 

14

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела.                                                                     Высокий уровень готовности -37б.

 

 

15

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                              Средний уровень готовности – 33б.

 

16

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.   Средний уровень готовности – 32б.

 

17

Не совсем  сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания.  Результаты тестов показали, что нужно продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки.                                                     Низкий уровень готовности - 28б.

 

18

Не сформирована мелкая моторика руки, нет способности к сосредоточиванию внимания. Уровень развития не совсем сформирован для данного возраста.                                                                                                                                        Учитывается  слабая подготовка ребенка к школе. Нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки. Низкий  уровень готовности  – 26б.

 

19

Не совсем  сформирована мелкая моторика руки, нет способность к сосредоточиванию внимания.  Результаты тестов показали, что нужно продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки. Низкий уровень готовности – 27б.

 

20

Не совсем  сформирована мелкая моторика руки, нет способность к сосредоточиванию внимания.  Результаты тестов показали, что нужно продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки.  Низкий уровень готовности – 29б.

 

21

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела.                                                           Средний уровень готовности – 34б.

22

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                             Высокий уровень готовности – 38б

 

 

23

Не сформирована мелкая моторика руки, нет способности к сосредоточиванию внимания. Уровень развития не совсем сформирован для данного возраста.                                                                                                           Учитывается  слабая подготовка ребенка к школе. Нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки. Низкий  уровень готовности  – 26б.

 

 

24

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела.                                                           Средний уровень готовности – 34б.

 

 

25

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела.                                                                   Средний уровень готовности -30б.

 

26

Не сформирована мелкая моторика руки, нет способности к сосредоточиванию внимания. Уровень развития не совсем сформирован для данного возраста. Учитывается  слабая подготовка ребенка к школе. Нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки. Низкий  уровень готовности  – 26б.

 

 

27

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                Высокий уровень готовности -39б.    

 

 

28

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                             Высокий уровень готовности -39б.    

 

29

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.    Средний уровень готовности– 34б.

 

 

30

Сформирована мелкая моторика руки, выявлена способность к сосредоточиванию внимания. Уровень развития сформирован для данного возраста. Качество рисунка свидетельствует о зрелости представлений о пространственных и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование считается успешным и нормативным.                                                                                                              Средний уровень готовности – 33б.


 

 

 

 

 

Подведение результатов исследования

В результате исследования было выявлено следующее:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень готовности

                 30%                                                 33%                                        Уровень развития сформирован для данного возраста. Мелкая моторика руки в норме, выявлена сосредоточенность внимания. Высокое качество говорит о большой вероятности, что испытуемый будет успешно справляться со школьной программой.

                       37%                                               Нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.


 

2.3 Корреляционный анализ

Корреляционный анализ призван решать следующие задачи:

 

1. Измерение степени связности двух и более переменных. Наши

общие знания об объективно существующих причинных связях должны дополняться научно обоснованными знаниями о количественной мере зависимости между переменными. Данный пункт подразумевает верификацию уже известных связей.

2. Обнаружение неизвестных причинных связей. Корреляционный анализ непосредственно не выявляет причинных связей между переменными, но устанавливает силу этих связей и их значимость. Причинный характер выясняют с помощью логических рассуждений, раскрывающих механизм связей.

3. Отбор факторов, существенно влияющих на признак.

Самые важные те факторы, которые сильнее всего коррелируют с изучаемыми признаками.

Коэффициенты корреляции могут варьировать от -1 до +1. При положительных  корреляциях зависимость между признаками прямая: с увеличением одного увеличивается и другой признак. При отрицательных корреляциях зависимость обратная: увеличение одного признака приводит к уменьшению другого. Нулевая корреляция свидетельствует о независимой изменчивости двух признаков - нет линейной связи между признаками. Однако вполне  возможно, что при этом существует нелинейная связь.

 

Корреляционный анализ полученных данных

 

В ходе исследования был проведен корреляционный анализ. Для обработки данных я  использовала  метод непараметрической корреляции (p-Спирмена).

В данном методе необходимы не точные значения количественных признаков, а их ранги  Коэффициент ранговой корреляции является парным. Поэтому оценивается соответствие между двумя рядами порядковых номеров. Ранги присваивают по нисходящей: от бόльшего значения к меньшему.

Если обозначить ранги, соответствующие значениям переменной X, через v, а ранги, соответствующие значениям переменной Y, - через w, то коэффициент ранговой корреляции Спирмена ( rs ) вычисляют по формуле

                    

 

 

      n             2

   r s ˆ= 1  —  6 Σ(Vi-Wi)

                                        i=1

                                     ______________

                                                             2

                              n(n-1)

              

                  где n - размер выборки.

 

«Шаблон повторения движения»

«Срисовывание группы точек»

«Срисовывание письменных букв»

«фигура человека»

1 разница

2 разница

3 разница

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

10

10

10

10

7

4

10

8

9

7

6

8

10

9

9

10

8

6

7

8

9

10

8

7

10

8

10

10

7

9

10

10

10

10

3

9

10

10

9

10

7

3

10

10

10

10

6

6

7

10

10

10

3

10

10

3

10

10

10

10

6

9

9

9

3

7

9

3

9

9

4

8

4

9

7

4

7

6

8

7

8

9

8

9

4

8

9

9

9

7

8

9

9

9

4

7

9

7

8

8

7

7

6

9

8

8

7

8

5

4

7

9

7

8

6

7

9

9

8

8

0

0

0

0

4

-5

0

-2

0

-3

-1

5

0

-1

-1

0

-2

0

0

-2

-1

0

5

-3

0

5

0

0

-3

-1

4

1

1

1

4

-3

1

5

0

-2

2

0

6

0

2

6

1

0

-1

1

1

1

0

-2

6

0

1

1

-3

2

2

1

1

1

5

-3

1

1

1

-1

-1

8

4

0

1

2

1

-2

2

4

2

1

1

-1

4

1

1

1

-1

1

 

246

256

215

223

-6

36

38

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению