Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
Глава 1. Проблема готовности ребенка к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях……………………………..……………...…….4
1.1 Понятие « готовность к школьному обучению»…………………………….4
1.2. Методы диагностики готовности к школьному обучению…………...…..14
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………………………....18
2.1 Описание организации исследования и диагностических методик……...18
2.2 Результаты исследования……………………………..……………………..22
2.3 Корреляционный анализ ……………………...…………………………….27
Заключение……………………………………………….………………………31
Список литературы……………………………………...……………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

 

В своей работе я буду рассматривать только те связи, которые удовлетворяют целям и задачам данного исследования, а именно рассмотрю  взаимосвязь между методиками: шаблон повторения движения, срисовывание группы точек, срисовывание письменных букв, рисование фигуры человека.

 

Наглядно наличие связей и их направленность представлены в виде корреляционных плеяд.

 

 

 




  0,67 


 


 


 

 

Корреляционная плеяда значимой связи между методиками

Значимые прямые связи  коэффициент «шаблон повторения движения» и «срисовывание группы точек» = 0,99.

    коэффициент  «шаблон повторения движения»  и «рисование фигуры человека»=  0,67.

    коэффициент  «шаблон повторения движения»  и «срисовывание письменных букв» = 0,71.

 

Заключение

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Данные исследования показали, что у 63% детей уровень развития сформирован для данного возраста. Мелкая моторика руки в норме, выявлена сосредоточенность внимания. Высокое качество говорит о большой вероятности, что испытуемый будет успешно справляться со школьной программой.

У 37% - низкий уровень, показывает,  что нужно развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, мелкую моторику руки, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

Отсюда следует, что развитие мелкой моторики руки связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Плохо развитая моторика рук  существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществление познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.

Ребенок, владеющий графическими навыками,  имеет плавные, ритмические, хорошо координированные движения кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Эти трудности преодолеваются  путем длительных, систематических упражнений.

Список литературы

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М: ТЦ «Сфера» 1998-240с.
  2. Нижегородцева Н.Р., Шариков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей – М: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – 256с.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
  4. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
  6. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1985.
  7. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.
  9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

 

 

 


Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению