Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Тема представленной работы определяется как: диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса РГППУ (с помощью «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методики исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки).

Файлы: 1 файл

Кяримов Н. Р. Курсовая работа ППД.docx

— 86.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический  
университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине 
«Психолого-педагогическая диагностика»

 

 

на тему

Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса

Российского государственного профессионально-педагогического университета  г. Екатеринбурга 
(с помощью «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методики исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки)

 

 

Студент Кяримов Н. Р.

Группа   КТ-508

Преподаватель Дудина М. М.

 

 

 

Оценка:              _______________________

 

 

Екатеринбург 2014 
Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема представленной работы определяется как: диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса РГППУ (с помощью «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методики исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки).

Актуальность данной темы состоит в необходимости проведения конкретного исследования с выдачей практических рекомендаций.

Предметом обследования является диагностика тревожности и агрессивности. 

Изучением проблемы тревожности занимались З. Фрейд, Ч. Спилбергер, Н. Д. Левитов, В. П. Астапов, А. В. Петровский. Агрессивности изучали Э. Фромм, Н. Д. Левитов, А. Бандура, А. Басс, А. Дарки, Р. Бэрон, Д. Ричардсон.

Объектом изучения в представленной работе является: 15 человек, в возрасте 20-23 лет, из них 7 девушек и 8 юношей; обследуемые являются студентами 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга.

Целью данной работы является измерение уровня ситуативной и личностной тревожности и уровня агрессивности у студентов 5 курса РГППУ.

Предполагаемый итог данной работы выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью на примере представленной выборки.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ работ по проблеме тревожности агрессивности;
  2. Сравнить основные методологические подходы к проблеме тревожности и агрессивности;
  3. Освоить «Методику исследования агрессивности личности» разработанную А. Басом и А.Дарки и «Шкалу личностной и ситуативной тревожности» Ч. Спилбергера;
  4. Продиагностировать уровень тревожности и уровень общей агрессивности у студентов 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга;
  5. Составить диагностическое заключение по уровню тревожности и общей агрессивности, студентов 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга;
  6. Сравнить уровень общей агрессивности у девушек и юношей на выборке учащихся;

Предметом диагностического исследования выступает агрессивность и тревожность как свойства личности, поэтому можно сделать вывод, что наиболее оптимальным методом сбора эмпирических данных может выступать личностный опросник.

В роли методического инструментария в данной работе выступает «Методика исследования агрессивности личности» А Басса и А. Дарки (1957) и «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера (1980).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ

    1. Тревожность и агрессивность как психические состояния и свойства личности

      1. Понятие тревожности. Ситуативная и личностная тревожность

Тревога и тревожность занимают значительное место в нашей жизни. Значение ее проявлений являются как отрицательными, так и положительными для нас. Трудность определения тревожности заключается в неопределенности терминологии.  Многие исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому стоит разграничить такие понятия как тревожность, тревога и страх, которые часто используются как синонимичные. Впервые термин «anxiety», который переводится как страх, и как тревожность, был введен З. Фрейдом, который в свою очередь определил его,  как «неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность».

Стоит теперь дать точное определение тревожности, тревоги  и страха. В соответствии  со словарем: «Тревожность – свойство личности, характеризующее склонность к переживанию тревоги», «Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий», «Страх – эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию личности и направленная на источник действительной или воображаемой опасности ».

Исходя из данных определений, термин «страх» используется для описания процесса, связанного с ощущением напряжения и беспокойства вследствие реальной объективной опасности, исходящей из внешней среды, а тревожность используется для описания эмоциональной реакции, которая рассматривается как «беспредметная»,  потому что стимулы, порождающие ее, не определены.  Еще раз обращаясь к работам З.Фрейда, можно выделить такую тенденцию, которая в характере предвосхищаемой опасности усматривает признак  для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревоги как реакции на представленную угрозу. Поэтому иногда тревогу определяют как генерализированный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она вдруг появится.

В своих работах Ч. Спилберг разделил тревожность на личностную и ситуативную. Поэтому тревожность можно рассматривать как свойство личности и как психическое состояние.

Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.

Личностная тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Ч. Спилбергер определяет тревожность следующим образом «…термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется  субъективными ощущениями напряжения, беспокойства». Состояние тревоги возникает в определенной ситуации и поэтому носит название «ситуативная тревожность». «Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние», в этом случае тревожность определяется как черта личности, и отсюда получила название «личностная тревожность».

Тревожность как психическое состояние вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающегося в специфических переживаниях и реакциях.

Тревожность для человека имеет как положительное, так и отрицательное значение. Тревожные люди отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью и характеризуются  низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные люди очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Положительная сторона заключается в том, что она выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Это своего рода адаптация к окружающей среде.

 

      1. Понятие агрессивности.

Проблема агрессивного поведения всегда являлась актуальной. Часто возникает вопрос: почему люди ведут себя агрессивно по отношению друг к другу. Рассматривая феномен агрессивности, стоит обратиться к понятию агрессия. Многие исследователи разводят понятия агрессии – как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Целесообразно обратится к словарю. «Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда», «Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению».

Таким образом, агрессию и агрессивность можно рассмотреть как психическое состояние и свойство личности.

Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает «танатос» – инстинктивное влечение к смерти и разрушению. В своих ранних работах он утверждал, что «все человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов».

Для описания агрессии А. Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения.

Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию, оборонительную. Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии.

      1. В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия. Здесь агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д. По Ч. Дарвину это филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная защитная реакция. 
        Анализ различных подходов к проблеме взаимосвязи тревожности и агрессивности

При наличии угрожающего фактора, или возможности его возникновения, индивид использует различные механизмы защиты. А.М. Прихожан выделил такие механизмы защиты как избегание и нападение. Нападение носит, как правило, агрессивный характер. Он исследовал тревожность у подростков и выявил, что  у тревожных подростков чаще прослеживается агрессивное поведение, чем у детей с низким уровнем тревожности.

З. Фрейд в своих работах, посвященных изучению тревожности и агрессивность, выявил взаимосвязь данных феноменов. Он определил агрессивность как некий механизм защиты у людей, с наличием тревожности, независимо от того ситуативной или личностной. Различия заключаются лишь в том что, при личностной тревожности, агрессивность является более устойчивой.

Р. Берон и Д. Ричардсон рассматривали возникновение агрессии при переносе возбуждения. Тревожность, будь то состояние или свойство личности, вызывает данное возбуждение

Ознакомившись с работами данных исследователей, можно выявить наличие взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью, а именно проявлении агрессивности в поведении при наличии тревожности.

 

    1. Диагностика тревожности и агрессивности

      1. Методы диагностики тревожности агрессивности

Наблюдение. Разделяется на «полевые» и лабораторные. «Полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях. Полевые  наблюдения заключаются в простом наблюдении за естественно протекающим поведением или же подразумевают большее вмешательство со стороны наблюдателя. Сложность, связанная с наблюдением тревожности и агрессивности заключается в том, исследователь может потратить много времени, прежде чем столкнется с проявлением тревожности и агрессивности. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения. Также исследователь может вмешиваться, чтобы манипулировать независимыми переменными.

Информация о работе Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса