Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Тема представленной работы определяется как: диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса РГППУ (с помощью «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методики исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки).

Файлы: 1 файл

Кяримов Н. Р. Курсовая работа ППД.docx

— 86.19 Кб (Скачать файл)

Лабораторные наблюдения заключаются  в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Во-первых,  варьирование независимых переменных. Во-вторых, исключается любая возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. И наконец, лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные подходы.

Экспериментальный метод направлен на получение определенной информации с помощью исследований, в которых предполагаемые факторы агрессии и тревоги изменяются систематически и явным образом. Исследователь  манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты данной процедуры. Хотя экспериментальный подход позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей, попытка исследовать таким способом агрессивное поведение порождает ряд встречных вопросов. Как, в конце концов, можно систематически изучать такую опасную форму поведения, исключив при этом малейшую возможность причинения психологического или физического вреда участникам исследования? При экспериментальном методе используется словесный отчет. Выполнение заданий на время, при выполнении которых учитывались эмоциональное состояние, точность, стабильность и активность.

Опрос. Чтобы узнать о наличии тревожности  или  агрессивности в типичных для них обстоятельствах, ученый может опросить множество различных источников, которые охарактеризуют испытуемого. Намереваясь провести такое исследование, можно расспросить самого испытуемого, с помощью слегка замаскированных вопросов. 

ля измерения агрессивности и тревожности психологи разработали множество личностных опросников. Некоторые из них посвящены агрессивности и тревожности, другие же предназначены для изучения данных феноменов в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали, на что направлены опросники. В самом деле, если спрашивать прямо, многие люди постесняются признаться, что участвовали в агрессивных действиях. Чтобы получить более достоверную информацию, исследователям часто приходится маскировать направленность вопросов.   

Проективные методы, особенно полезны для изучения агрессии и тревожности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Когда мы применяем проективные методы, то спрашиваем об агрессии косвенным образом: просим испытуемых рассказать о некотором неопределенном стимульном материале. Мы предполагаем, что испытуемые интерпретируют стимулы способом, в котором отразятся их мотивы, потребности и конфликты — что они «спроецируют себя» в своих ответах. Задача психолога, таким образом, интерпретировать эти проекции. Недостаток проективного метода заключается в сложности интерпретации ответов.

Оценивание другими. Еще один вид вербальной информации — оценивание другими — состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивания обычно делаются людьми, знакомыми с поведением испытуемого Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

Для исследования тревожности и агрессивности можно использовать  психофизиологические методы:

  • измерение активности нервной системы;
  • измерение кожногальванической реакции;
  • измерение ЧСС;
  • показатели величины кровяного давления, электрической активности мышц, температура поверхности тела, параметры дыхания.

 

      1. Методики, применяющиеся для диагностики тревожности и агрессивности.

Методики, диагностирующие тревожность:

  • Методика определения уровня тревожности, Д. Тейлора.
  • Методика «Выбери нужное лицо».

Методики для диагностики агрессивности.

  • Рисуночный тест Розенцвейга. (Модификация: «оценка агрессивности»)
  • Методика диагностики стратегической защиты в общении.

Краткая характеристика методик, применяющихся для диагностики тревожности и агрессивности

Название методики. Автор

Метод

Возрастные ограничения.

Данные о валидности, надежности

Примечания

Методика определения уровня тревожности.

Д. Тейлор

Личностный опросник

От 18 лет

По данным автора, методика является валидной и надежной

Шкалы:

основная, шкала лжи.

Методика «Выбери нужное лицо».

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Проективная методика

От 3 до 7 лет

Данные о валидности и надежности не указаны.

Серия рисунков размером 8,5 * 11см.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и девочек.

Применятся количественный и качественный анализ.

Методика диагностики стратегической защиты в общении.

В.В. Бойко.

Личностный опросник

От 18 лет

По данным автора методика валидна и надежна.

Три шкалы:

  • миролюбие
  • избегание
  • агрессия

Рисуночный тест Розенцвейга. (Модификация: «оценка агрессивности»)

Р.Розенцвейг.

Проективная техника

От 12 лет

Ретестовая надежность не высокая. Высокая валидность.

Содержит 24 рисунка.


 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    1. Организация психодиагностического обследования

Обследование проводилось на студентах  5 курса РГППУ в один день 23 декабря 2014 г в 20:20 по местному времени.

Выборка 15 человек из них 7 девушек и 8 юношей, в возрасте от 20 до 23 лет (средний возраст 21 год). В обследовании приняла участие группа КТ-508.

    1. Описание применяемых психодиагностических методик

Для сбора диагностических данных были использованы : «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера  и «Методика исследования агрессивности личности» А. Басса,  А. Дарки.

«Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера. Данная методика является личностным опросником и предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности. Состоит из двух шкал, оценивающих отдельно ситуативную и личностную тревожность. Каждая из шкал состоит из 20 утверждений. Методика стандартизирована на выборке студентов. По данным автора методика обладает высоким уровнем конкурентной валидности, что характеризуется наличием статистически значимой связи с другими методиками. Ретестоовая надежность определялась двукратным тестированием с интервалом между первым и вторым опросом 1,5 – 2 месяца. Коэффициент ретестовой надежности 0,81 – 0,89.

«Методика исследования агрессивности личности» А. Басса,  А. Дарки. Данная методика является личностным опросником и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций.  Состоит из 75 утверждений. С ответами типа да – нет. Тестовые нормы выявлялись на выборке студентов. Была подтверждена высокая валидность. Затем, чтобы выявить ретестовую надежность, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,64 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются высокие показатели валидности и надежности.

Описание психодиагностической методики см. приложение 1

 

    1. Описание психодиагностической процедуры

Процедура обследования была проведена 23 декабря 2014г. через интернет.  Зайдя в «Skype» и «Вконтакте» в 20:20, я попросил своих друзей помочь мне с этим исследованием. Отправив им стимульный материал (текст опросника и бланки ответов), я попросил их заполнить  первые графы в бланке ответов, с обязательным указанием пола и возраста. После, я предложил им обратиться к инструкции. Когда все работы были закончены и все бланки проверены на наличие всех данных и отосланы обратно ко мне, я поблагодарил всех за участие.

Вся процедура заняла в общей сложности 4 часа.  

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.

    1. Психодиагностическое заключение об уровне тревожности и агрессивности студентов 5 курса РГППУ

 

Сводная таблица эмпирических данных и результаты дескриптивной статистики по шкале «общая агрессивность» «методики исследования агрессивности личности» А.Басса,  А. Дарки и по шкалам «ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера  для групп юношей и девушек  с находятся в приложениях 2 и 3 соответственно.

Значения по показателю общей агрессивности, в который попадает большинство  в группе юношей (xср=18; S=4,75; Мо=13; Ме=17) при сравнении с тестовыми нормами  находиться  в диапазоне среднего уровня. Это свидетельствует о том, что агрессивность, как свойство личности,  у студентов 5 курса РГППУ (юношей)  развита и проявляется в поведении редко.

Для данной группы характерна частично средняя и частично низкая тревожность личностная тревожность (xср=1,97; S=0,41; Мо=1,9; Ме=1,9), и низкая ситуативная тревожность (xср=1,84; S=0,21; Мо=1,75; Ме=1,75).

Группа значений по общему показателю агрессивности в который попадает большинство  в группе девушек (xср=15,47; S=4,08; Мо=15; Ме=15) при сравнении с тестовыми нормами  частично находиться на  среднем уровне, остальная часть - ниже среднего. Это, в свою очередь говорит о том, что агрессивность среди девушек проявляется крайне редко, и по развитию находиться на низом уровне.

Личностная тревожность (xср=2,12; S=0,34; Мо=1,9; Ме=2,1) находится на среднем уровне. Ситуативная  тревожность (xср=1,86; S=0,47; Мо=1,6; Ме=1,6) находится на низком уровне.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены основные теории агрессивности и тревожности. Целью проведенной работы было измерение общей агрессивности у студентов 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга и последующее установление наличия или отсутствия статистически значимых различий в уровне выраженности агрессивности и тревожности в двух выборках (группа юношей и группа девушек), и взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности. Была проведена психодиагностическая процедура по сбору эмпирических данных с использованием  «шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «методики исследования агрессивности личности» А.Басса – А.Дарки.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

Не было обнаружено статистически значимых различий уровня выраженности критерия общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности у девушек и юношей на выборке 15 человек  (от 20 до 23 лет; средний возраст – 21 год), из них 7 девушек и 8 юношей; все обследуемые являются студентами 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга. Это, в свою очередь говорит о том, что юноши и девушки в возрасте от 20 до 23 лет не отличаются между собой по уровню негативного отношения к окружающим и уровню тревожности как состояния и свойства личности. Выявлена взаимосвязь между ситуативной тревожностью и агрессивностью, и отсутствие взаимосвязи между личностной тревожностью и агрессивностью на выборке студентов 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга. Была дана обратная связь, что и являлось одной из основных задач проведения данной работы. 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стимульный материал:

 

«Методика исследования агрессивности личности» А.Басса – А.Дарки

 

Инструкция:

Вам предлагаются утверждения. Если вы согласны с утверждениями, то дайте ответ «Да», в противном случае - ответ «Нет». Свои ответы зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик в клеточку, соответствующую номер суждения. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняются задания. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-либо  лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не следует долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.

Текст опросника:

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если я не одобряю поведение друзей, то им даю это почувствовать.
  8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал мучительные угрызения совести.
  9. Мне кажется, я не способен ударить человека.
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Если мне не нравится установленное правило мне хочется нарушить его.
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  15. Я часто не согласен с мнением других людей.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной усмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, чтобы им стукнуть по носу.
  34. Я никогда не бываю мрачным от злости.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю внимания.
  37. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали человеком , с которым нелегко ладить.
  52. Я всегда думаю о том какие тайные причины заставляют людей думать что-нибудь приятное обо мне.
  53. Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне вещь и ломал ее.
  57. Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  60. Я ругаюсь только от злости.
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав мне нужно применять физическую силу, я применю её.
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу  кулаком по столу.
  64. Я бываю резок по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  67. Я часто думаю, что жил не правильно.
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре я часто повышаю голос.
  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  75. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.

Информация о работе Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса