Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:18, контрольная работа
Тема представленной работы определяется как: диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса РГППУ (с помощью «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методики исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки).
Лабораторные наблюдения заключаются в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Во-первых, варьирование независимых переменных. Во-вторых, исключается любая возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. И наконец, лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные подходы.
Экспериментальный метод направлен на получение определенной информации с помощью исследований, в которых предполагаемые факторы агрессии и тревоги изменяются систематически и явным образом. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты данной процедуры. Хотя экспериментальный подход позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей, попытка исследовать таким способом агрессивное поведение порождает ряд встречных вопросов. Как, в конце концов, можно систематически изучать такую опасную форму поведения, исключив при этом малейшую возможность причинения психологического или физического вреда участникам исследования? При экспериментальном методе используется словесный отчет. Выполнение заданий на время, при выполнении которых учитывались эмоциональное состояние, точность, стабильность и активность.
Опрос. Чтобы узнать о наличии тревожности или агрессивности в типичных для них обстоятельствах, ученый может опросить множество различных источников, которые охарактеризуют испытуемого. Намереваясь провести такое исследование, можно расспросить самого испытуемого, с помощью слегка замаскированных вопросов.
ля измерения агрессивности и тревожности психологи разработали множество личностных опросников. Некоторые из них посвящены агрессивности и тревожности, другие же предназначены для изучения данных феноменов в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали, на что направлены опросники. В самом деле, если спрашивать прямо, многие люди постесняются признаться, что участвовали в агрессивных действиях. Чтобы получить более достоверную информацию, исследователям часто приходится маскировать направленность вопросов.
Проективные методы, особенно полезны для изучения агрессии и тревожности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Когда мы применяем проективные методы, то спрашиваем об агрессии косвенным образом: просим испытуемых рассказать о некотором неопределенном стимульном материале. Мы предполагаем, что испытуемые интерпретируют стимулы способом, в котором отразятся их мотивы, потребности и конфликты — что они «спроецируют себя» в своих ответах. Задача психолога, таким образом, интерпретировать эти проекции. Недостаток проективного метода заключается в сложности интерпретации ответов.
Оценивание другими. Еще один вид вербальной информации — оценивание другими — состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивания обычно делаются людьми, знакомыми с поведением испытуемого Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.
Для исследования тревожности и агрессивности можно использовать психофизиологические методы:
Методики, диагностирующие тревожность:
Методики для диагностики агрессивности.
Краткая характеристика методик, применяющихся для диагностики тревожности и агрессивности
Название методики. Автор |
Метод |
Возрастные ограничения. |
Данные о валидности, надежности |
Примечания |
Методика определения уровня тревожности. Д. Тейлор |
Личностный опросник |
От 18 лет |
По данным автора, методика является валидной и надежной |
Шкалы: основная, шкала лжи. |
Методика «Выбери нужное лицо». Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. |
Проективная методика |
От 3 до 7 лет |
Данные о валидности и надежности не указаны. |
Серия рисунков размером 8,5 * 11см. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и девочек. Применятся количественный и качественный анализ. |
Методика диагностики стратегической защиты в общении. В.В. Бойко. |
Личностный опросник |
От 18 лет |
По данным автора методика валидна и надежна. |
Три шкалы:
|
Рисуночный тест Розенцвейга. (Модификация: «оценка агрессивности») Р.Розенцвейг. |
Проективная техника |
От 12 лет |
Ретестовая надежность не высокая. Высокая валидность. |
Содержит 24 рисунка. |
Обследование проводилось на студентах 5 курса РГППУ в один день 23 декабря 2014 г в 20:20 по местному времени.
Выборка 15 человек из них 7 девушек и 8 юношей, в возрасте от 20 до 23 лет (средний возраст 21 год). В обследовании приняла участие группа КТ-508.
Для сбора диагностических данных были использованы : «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методика исследования агрессивности личности» А. Басса, А. Дарки.
«Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера. Данная методика является личностным опросником и предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности. Состоит из двух шкал, оценивающих отдельно ситуативную и личностную тревожность. Каждая из шкал состоит из 20 утверждений. Методика стандартизирована на выборке студентов. По данным автора методика обладает высоким уровнем конкурентной валидности, что характеризуется наличием статистически значимой связи с другими методиками. Ретестоовая надежность определялась двукратным тестированием с интервалом между первым и вторым опросом 1,5 – 2 месяца. Коэффициент ретестовой надежности 0,81 – 0,89.
«Методика исследования агрессивности личности» А. Басса, А. Дарки. Данная методика является личностным опросником и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Состоит из 75 утверждений. С ответами типа да – нет. Тестовые нормы выявлялись на выборке студентов. Была подтверждена высокая валидность. Затем, чтобы выявить ретестовую надежность, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,64 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются высокие показатели валидности и надежности.
Описание психодиагностической методики см. приложение 1
Процедура обследования была проведена 23 декабря 2014г. через интернет. Зайдя в «Skype» и «Вконтакте» в 20:20, я попросил своих друзей помочь мне с этим исследованием. Отправив им стимульный материал (текст опросника и бланки ответов), я попросил их заполнить первые графы в бланке ответов, с обязательным указанием пола и возраста. После, я предложил им обратиться к инструкции. Когда все работы были закончены и все бланки проверены на наличие всех данных и отосланы обратно ко мне, я поблагодарил всех за участие.
Вся процедура заняла в общей сложности 4 часа.
Сводная таблица эмпирических данных и результаты дескриптивной статистики по шкале «общая агрессивность» «методики исследования агрессивности личности» А.Басса, А. Дарки и по шкалам «ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера для групп юношей и девушек с находятся в приложениях 2 и 3 соответственно.
Значения по показателю общей агрессивности, в который попадает большинство в группе юношей (xср=18; S=4,75; Мо=13; Ме=17) при сравнении с тестовыми нормами находиться в диапазоне среднего уровня. Это свидетельствует о том, что агрессивность, как свойство личности, у студентов 5 курса РГППУ (юношей) развита и проявляется в поведении редко.
Для данной группы характерна частично средняя и частично низкая тревожность личностная тревожность (xср=1,97; S=0,41; Мо=1,9; Ме=1,9), и низкая ситуативная тревожность (xср=1,84; S=0,21; Мо=1,75; Ме=1,75).
Группа значений по общему показателю агрессивности в который попадает большинство в группе девушек (xср=15,47; S=4,08; Мо=15; Ме=15) при сравнении с тестовыми нормами частично находиться на среднем уровне, остальная часть - ниже среднего. Это, в свою очередь говорит о том, что агрессивность среди девушек проявляется крайне редко, и по развитию находиться на низом уровне.
В данной работе были рассмотрены основные теории агрессивности и тревожности. Целью проведенной работы было измерение общей агрессивности у студентов 5 курса РГППУ, г. Екатеринбурга и последующее установление наличия или отсутствия статистически значимых различий в уровне выраженности агрессивности и тревожности в двух выборках (группа юношей и группа девушек), и взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности. Была проведена психодиагностическая процедура по сбору эмпирических данных с использованием «шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «методики исследования агрессивности личности» А.Басса – А.Дарки.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
Стимульный материал:
«Методика исследования агрессивности личности» А.Басса – А.Дарки
Инструкция:
Вам предлагаются утверждения. Если вы согласны с утверждениями, то дайте ответ «Да», в противном случае - ответ «Нет». Свои ответы зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик в клеточку, соответствующую номер суждения. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняются задания. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-либо лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не следует долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.
Текст опросника:
Информация о работе Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов 5 курса