Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:58, реферат
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.
Подчеркнем, что
большая вероятность
27H
Ночные страхи
того же пола. Если похожесть будет с родителем другого пола, то усвояемость страхов также будет иметь место, но в меньшей степени. В последнем случае лучше говорить о другом канале передачи страхов, в том числе и КС. Данный канал работает в более ранний период жизни детей, в основном до 5 лет. В большей степени он свойствен отношениям детей с родителями другого пола. Здесь-то как раз и срабатывает эмоциональный, а не рациональный, как при идентификации, механизм привязанности. Выше не раз отмечалась невротическая, основанная на беспокойстве, привязанность к родителям. Невротическая привязанность всегда выражена к беспокойному, а то и тревожно-мнительному родителю, чрезмерно опекающему, создающему неестественную зависимость от себя, настроения и чувств. Нетрудно догадаться, что подобным лицом чаще всего является мать, а наиболее невротически привязанными оказываются мальчики. Отсюда и большая вероятность их заражения страхами матери в 3—5 лет, в то время как наиболее активно усваивают материнские страхи девочки 5-7 лет.
Приведенные заключения не носят категорического характера, поскольку в любом возрасте, но максимум в 1-3 года, срабатывает еще один механизм усвоения страхов — подражание конкретному поведению родителей. Процесс этот может быть осознанным и неосознанным одновременно. В последнем случае вместо подражания лучше использовать термин "имитация". Она проявляется уже в первые месяцы жизни — ответная улыбка
______Когда повторяются кошмарные сны______275
младенца, затем непроизвольный повтор движений взрослого (вроде "ладушки" и т. д.). Непроизвольность, или автоматизм повторения, заставляют думать уже о подключении еще одного психологического механизма усвоения страхов ребенком — внушаемости. Заметная внушаемость как непроизвольная податливость психическому влиянию других лиц, в данном случае родителей, является довольно безошибочной характеристикой правополушарнои направленности личности.
Здесь один шаг до так называемых вещих снов. Кому же они снятся и что из себя представляют? Талант здесь один — правополушарность, природные физиологические особенности деятельности мозга, когда все видится, кажется намного глубже, эмоциональнее, с большими оттенками, предчувствиями, переживаниями, вплоть до потрясения, ужаса и слез. И во сне можно быть артистом. Однако в КС этой роли не позавидуешь. Роль одна — жертва, изгой, "мальчик на побегушках", "козел отпущения". Помочь могут только взрослые, если вовремя заметят неполадки в ночном сне детей, самочувствии или напряжение, беспокойство, страх перед сном. Раз мы говорим о КС, то "вещие" сны своими драматическими развязками долго мучивших проблем могут настолько потрясти воображение доверчивого, внушаемого и художественно одаренного ребенка, что потом будут оказывать мощное, но незримое для окружающих внушающее воздействие на его жизнь и поступки. В оптимистическом варианте мы слышим: путь мне как ученому, врачу, политику, провидцу
276
Ночные страхи
или святому указал перст божий, открылось прозрение, потрясение от увиденного. Тогда и вдохновение пришло, открытия потекли рекой, вера в себя появилась безграничная. В КС все наоборот: испытанный страх, ужас, потрясение настолько велики и отрицательны, что начисто подавляют способность к новому познанию и противостоянию опасности, то есть играют роль деморализующего фактора. Совсем не обязательно думать днем о происшедшем ночью, особенно детям. Но тут срабатывает эффект кумуляции — накопления отрицательных аспектов снов в еще более сильном их последующем разряде, проявлении по типу молнии и грома, раз психологические проблемы, лежащие в основе КС, не были разрешены. Подобно тому, как слово может убить или оживить, так и мы скажем: сон может как уничтожить остатки сил к сопротивлению перед лицом опасности, так и активизировать защитные силы организма; последний вариант — в более зрелом и свободном от деструктивных стрессов возрасте.
Больше всего КС у детей, матери которых обнаруживают нервно-психическое расстройство в виде невроза. Сам невроз означает критическое накопление беспокойства, тревоги, страха, напряжения, то есть отрицательных эмоций, не способных из-за разных причин переработаться, нейтрализоваться и тем более превратиться в положительные эмоции. Зато отрицательные эмоции рассеиваются, распространяются вокруг, пропитывают чувства окружающих. Наиболее чувствительны к такой пропитке со стороны матери девочки, когда сраба-
Когда повторяются кошмарные сны______277
тывает уже описанный нами эффект полоролевой идентификации. В этой связи наиболее интенсивным каналом передачи отрицательных эмоций в виде страхов будет воздействие матери на дочь. Здесь есть свои объяснения. Страхи, в нашем определении, представляют аффективно заостренный инстинкт самосохранения, и, как мы убедились, по большему числу страхов он ярче выражен у женщин. Так что страхи, передаваемые дочерям со стороны матерей, имеют инстинктивную основу, хотя и представляют собой в основном результат непосредственного взаимодействия или общения в семье. Больше всего страхов при неврозах; именно матери, больные неврозом, чрезмерно тревожно и мнительно воспринимают любые отклонения в настроении и поведении детей, неудачи и затруднения в общении и достижении каких-то результатов, склонны к их драматизации и панике. Им не хватает последовательности, уверенности в своих действиях и поступках, гибкости в отношениях с детьми. Им постоянно кажется, что с ребенком обязательно что-то случится, его нужно все время опекать, во всем сопровождать, всегда быть рядом. Они много думают и говорят об опасностях, о том, что будет, если ребенок не послушается, не подчинится, останется один. Нетрудно увидеть в подобном отношении матери непроизвольное внушение — как бы наставление оставаться только с ней, вблизи, рядом, чтобы не испытывать лишнего беспокойства и страха. Тем самым ребенок обязывается во всем соответствовать опасениям и страхам матери, которая "привязывает" его к себе
278
Ночные страхи
в такой степени, что невозможно остаться одному или быть самостоятельным, деятельным без ощущения чувства вины, беспокойства и страха. Но как раз ночью ребенок остается один, лишается вдруг, внезапно присутствия и поддержки матери, и тогда накопленные в критических дозах отрицательные эмоции начинают самопроизвольно трансформироваться в леденящие душу образы чудовищ и не менее кошмарные сценарии. Так вроде бы благое намерение матери во всем заботиться о ребенке оборачивается заражением ребенка страхами и вытеснением его в страшные сны. К тому же через искусственно культивируемую и аффективно заостренную привязанность к детям невротически расстроенная мать освобождается или, по крайней мере, облегчает свой страх одиночества — неразделенности чувств, особенно при конфликте с мужем, или когда остается одна после развода. В последнем случае она пытается еще больше опекать дочерей, передавая им дополнительную порцию беспокойства и страха. С мальчиками дело обстоит сложнее, поскольку мать, "не справившаяся" с одним мужчиной, отцом мальчика, испытывает с сыном те же проблемы гетерополого общения; в два раза чаще, чем девочек, ругает и наказывает физически. Понятно, что в условиях конфликта с матерью мальчик менее подвержен усвоению страхов с ее стороны. Однако многое зависит от возраста детей и семейных условий. Если они дошкольники, в семье проживает еще более беспокойная, чем мать, бабушка,
Когда повторяются кошмарные сны 279
то вероятность заражения страхами и их проникновения в сон весьма велика.
Как ни странно, наличие невроза у отцов не только не увеличивает, в отличие от матерей, но даже уменьшает количество КС у детей. Подобный парадокс объясняется меньшей твердостью и непреклонностью отцов при возникновении у них невроза, как и снижением в этом случае общего числа угроз, физических наказаний и агрессии в целом. Это не значит, что невроз отцов "идет на пользу" детям, хватает и своих издержек в воспитании, но факт остается фактом: при неврозе отцов у детей меньше КС.
Как связаны КС с преобладающей активностью больших полушарии головного мозга? Известно, что последние в нормальных, естественных условиях взаимно дополняют друг друга, и многое зависит от вида деятельности в данный момент. При интенсивной интеллектуальной деятельности, когда приходится много думать, анализировать, сопоставлять, искать логические решения возникающих проблемных или учебных ситуаций, активнее, но с учетом возрастных особенностей, работает левое полушарие. Когда требуются догадки, интуитивное чувство, импровизация, свобода творчества, непринужденность, схватывание ситуации в целом и ее практическое воплощение — тут нет конкурентов правому полушарию. Оба полушария в силу своей функциональной специализации обеспечивают всю гамму психической деятельности человека. Ясно, что "леветь", то есть приобретать специфическую активность, левое полушарие будет не сразу, а определенными возраст-
280
Ночные страхи
ными сдвигами: появлением речи, ее усложнением, социализацией — усвоением норм и правил общества, обучением письму, счету и абстрактным понятиям в виде алгебры, геометрии, химии и отчасти физики. У левополушарных от природы детей этот процесс протекает быстрее и нет проблем с чтением, математикой и иностранными языками в дальнейшем. У правополушарных как раз со всем этим и будут трудности при существующей левополушарной программе образования. У детей с отсутствием доминирования в активности того или иного полушария, как бы "билатеральных ам-бидекстров", по нашему определению, все получается, как у всех — интеллектуальное развитие не опережает и не отстает от возрастных критериев, и нет особых сложностей в школе по какой-либо дисциплине.
Когда мы подсчитали
в процентах частоту КС у детей
с левополушарной, правополушарной
и взаимодополняющей
Коша повторяются кошмарные сны 281
полочкам, так что нередко от КС остаются только "рожки да ножки". Главное же, левополушарные не склонны вытеснять сны в подсознание и способны рассказывать о них, что называется, без утайки, открытым текстом. Поэтому в данном случае мы констатируем более полный отчет о КС у лево-полушарных, в то время как большая часть ночного материала у правополушарных остается вне кадра сознания. В итоге правополушарные по-прежнему видят больше КС, но не могут так о них отчитаться, доложить, как левополушарные. Мешает осознанию и страх (что весьма немаловажно), а страх, как мы знаем, прерогатива правопо-лушарного восприятия.
В плане личностных особенностей уже отмечалось влияние на КС эмоциональности и впечатлительности детей, большого количества дневных страхов. Внушаемость, которую можно рассматривать и как податливость страхам, способствует КС только у мальчиков. Зато у девочек большее влияние на КС оказывает такая черта характера, как открытость. В свою очередь, внушаемость и открытость являются отражением непосредственности как своего рода цельности восприятия. Это и есть знак правополушарности. Доверчивый, верящий на слово и открытый ребенок, конечно же, более подвержен КС, поскольку они как раз и будут своего рода фильтром, просеивающим все избыточные впечатления, беспокойства и тревоги дня. Если бы у этих детей не было такого количества снов, и КС в частности, то сон был бы свалкой опасений и страхов, а так КС, их кумулируя, накапливая, представляют собой периодические раз-
282
Ночные страхи
ряды нервно-психического напряжения, подобно грозе с ее молниями и раскатами грома, но и со свежим воздухом после. К сожалению, при неврозе подобный эффект уже отсутствует, ночной сон слишком наполнен беспокойством и страхом и не может, как загрязненный фильтр, выполнять свои функции.
Когда больше снится КС — при пониженной, адекватной или завышенной самооценке? Самооценка как представление о себе хорошо коррелирует с уверенностью. Связь здесь прямая — чем больше неуверенность в себе, тем ниже самооценка. Неуверенность, в свою очередь, — это аффективно воспринимаемая неспособность справиться с большинством возникающих актуальных проблем. Автоматически более чем часто срабатывает "стоп-кадр". Порыв, желание, импульс тут же блокируются, прерываются, прекращаются. "Кнопка" приказа на уничтожение желаний работает по социально заданной программе "да — нет", "соответствует — не соответствует", причем чаще она находится в режиме отключения, словно западает. Опыт "нет", "не могу", "не буду" накапливается и тянет, как тяжелый мешок, назад, к возврату старых реакций, переживаний. Это и есть невротический регресс или установление более ранней возрастной модели поведения, когда еще не было необходимости рационального объяснения происходящих событий и можно было поступать так, как хочется, не оглядываясь на обстоятельства и не проявляя излишнее беспокойство или мнительность. Тогда ребенок начинает вести себя более живо, непосредственно, требует большего ухода,
________Когда повторяются кошмарные сны______283
внимания, заботы, а временами даже теряет уже приобретенные навыки самообслуживания, начинает сосать палец, заниматься онанизмом или раскачиваться перед сном. Подобным образом "впасть в детство" можно и после сильных психических потрясений, когда вновь возникает страх новых неожиданных ситуаций, устраняется лишнее общение, и ребенок целиком зависит от близких, не оставаясь один ни на минуту. Вместе с перемещением во времени назад возобновляются, засасываются, как в воронку, страхи одиночества, боли, шума, внезапного воздействия и т. д. В итоге еще большее понижается уверенность в себе и вновь начинают сниться Волки, Бармалеи и разлуки. Так нерешенные проблемы днем перекочевывают в ночь, "находя решение" в КС с их апофеозом ужаса, отчаяния и беззащитности. Следовательно, при низкой самооценке "жди беды" — возврата в прошлый возраст и появления КС на фоне нарастающей неуверенности в себе.
Чем ниже самооценка, тем больше дети подвержены магическому настрою, являющемуся основой суеверий и предрассудков. Магический настрой — вера в необычные, таинственные, непредсказуемые явления вроде гороскопов, предсказаний, нечистой силы, порчи, сглаза, кармы. У детей младшего и среднего школьного возраста — это Пиковая Дама и Черная Рука, полтергейст и призраки, вера в счастливый и несчастливый билет, в несчастье от черной кошки, перебежавшей дорогу, и т. п. У более старших школьников сюда примешиваются "встречи" с инопланетянами, чудесные видения, явления, предсказания и нагово-