Дневные и ночные страхи у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Файлы: 1 файл

Захаров А.И., Дневные и ночные страхи у детей.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

284

Ночные страхи

ры. Магический настрой сейчас возведен в ранг государственного культа, уничтожающего всякие остатки критического, современного, научного подхода. Нас же в связи с магическим культом интересует его связь с КС, связь не очень уж явная, но тем не менее вполне реальная. Мостиком к КС будет, с одной стороны, внушаемость, более выраженная у магически настроенных лиц; с другой стороны, они нередко бывают не уверены в себе и, соответственно, низкого мнения о своих способностях и возможностях. Теперь, если связать воедино внушаемость как непроизвольную податливость к восприятию угрозы; неуверенность в себе и низкую самооценку как отсутствие надлежащей психической защиты; магический настрой как убежденность в существовании оккультных сил — то уверенность в появлении КС будет более чем достоверной.

Другой вопрос: как сказываются конфликты родителей  с детьми на появлении у последних  КС? Вариантов здесь четыре: мать или отец, конфликты с мальчиками или девочками. Больше всего в КС отражаются конфликты отцов с дочерями. Случайно или нет? Нет, не случайно. Срабатывает психологический механизм эмоционального контраста — в младшем дошкольном возрасте существует жизненно необходимая потребность в любви родителя другого типа. Это как бы завершающий этап эмоционального развития, когда эмоции любви направлены не столько на себя, сколько на ближайшего представителя другого пола, которым и является родитель. У девочек любовь к отцу более выражена, чем любовь мальчиков к мате-

Когпа повторяются  кошмарные сны______285

ри- Потребность потребностью, а реальность реальностью. Против отца может настроить внутренне конфликтная с ним мать, да и сам отец способен дискредитировать свой "любящий" образ постоянными и все более бесперспективными конфликтами с матерью или из-за своего все более неподобающего поведения, будь то грубость, жестокость, непоследовательность и агрессивность. Последнее проявляется частыми физическими наказаниями. Иногда складывается впечатление, что отец наказывает не столько дочь, сколько мать, пусть не всегда правую и адекватно ведущую себя с дочерью. Семейная ситуация подогревается ревностью отца к односторонне замкнутому союзу матери с дочерью. Впрочем, и сама мать явно не хочет усиления эмоционального влияния отца на дочь. Как в песне — "вихри враждебные веют над нами", так и здесь ревность пропитывает отношения в семье, создавая удушливую атмосферу предубеждения и боязни. В ней что ни шаг, то конфликт, выяснение обстоятельств, доказывание своих преимуществ, обида на целый свет. Так постепенно дочь может отойти от отца, все более теряющего свою былую привлекательность. В ряде случаев, а это как раз и будет при КС, дочь эмоционально "разводится" с отцом. Психологическое удаление отца, отчуждение, все более нарастающая негативность в восприятии со стороны дочери и служат питательной почвой для его трансформации в образ чудовища — Кощея, Бармалея, Волка, Змея Горыныча, Дракона. Страх, испытываемый перед ними, есть страх перед отцом — мужской негативной  силой,  или  нежелание,  чтобы  отец

286

Ночные страхи

стал таким  бесчувственным, жестоким и агрессивным, как это и происходит во сне. Лучшим лекарем в данном случае как раз и будет сам отец, если сменит гнев на милость, станет теплым, любящим и не ссорящимся с матерью при дочери. Требует внимания и мать в качестве первичного источника конфликта в семье. Если она больна неврозом — тогда нужно вначале лечиться, а уж потом выяснять "истину". Или же характер матери "не сахар", и она своей предубежденностью, мнительностью, нетерпимостью и конфликтностью создает постоянно тлеющие очаги семейной напряженности. То, что не происходит до конца днем, не завершается в семье, находит свое решение ночью у детей в КС, где зло уже побеждает, кто-то должен погибнуть, где нет защиты, рационального подхода и уверенности в своей победе.

Выполняют ли КС какие-либо функции для психики? Как мы видели — да, и причем самые  разнообразные. Перечислим некоторые  из них, исходя из предпосылки, что КС не являются невесть откуда взявшимся негативным опытом переживаний, а вполне созвучны актуальным проблемам бытия детей.

1.  КС —  отражение и преломление действительности, в том числе ее психически не осознаваемых сторон.

2. КС — плод  творческой фантазии, особенно у  правополушарных,  художественно   одаренных личностей.

3.  КС —  проявления альтернативных форм  поведения, не допускаемых в  сознание или отвер-

Когда повторяются  кошмарные сны            287

гаемых по нравственно-этическим  соображениям (нормам).

4.  КС —  отражение и одновременно предвосхищение травмирующего опыта протопатического или  глубинного ощущения  опасности.  Другими словами, КС — это психофизиологический механизм включения экзистенциальной тревоги как индивидуально-личностной защитной реакции человека.

5.  КС —  показатель готовности характерологических структур к отражению опасности для жизни и благополучия человека или, более широко, для противостояния страхам.

6.  КС —  выражение психического дискомфорта, эмоционального стресса или заболевания на фоне беспокойства и страхов, депрессивного оттенка настроения, неуверенности, беззащитности и низкой самооценки.

7. КС — способ  отреагирования (прорыва) непереносимого, критического или заблокированного психического напряжения. В этом "терапевтическая ценность" КС. Вместе с тем КС заостряют общую чувствительность к страхам, вызывая чувство растерянности и неуверенности в себе, своей способности противостоять опасности. В этом мы видим декомпенсирующую, а то и деморализующую функцию КС.

Глава 4 КАК ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О КС

Это далеко не так  просто, как кажется с первого взгляда. На то есть множество причин. Начнем с возраста. Чем младше дети, тем им труднее словесно выразить свои ночные страхи, как, впрочем, и все остальные переживания. Помогает демонстрация различных игрушек, фигурок зверей или разглядывание картинок — иллюстраций к сказкам. В последнем случае мы придерживаем детей за руку, и по нарастающему в ней напряжению можно достаточно уверенно судить о наличии страха перед тем или иным персонажем.

Лучше всего  информация о КС "добывается" в процессе привычной для ребенка деятельности — рисования и игры. Ему предлагается что-нибудь нарисовать по его желанию. При затруднении в рисовании раскрашиваются картинки. Через некоторое время психолог подсаживается рядом на детский стульчик и начинает в спокойном, медленном, с паузами темпе расспрашивать детей об их интересах, предпочтениях, все более фокусируясь на проблемах взаимоотношений, страхах

Как получить пнФоомаипю о КС

289

и КС. Не менее  полезным будет и наблюдение за спонтанной игрой детей. Для этого организуется специальное игровое пространство (площадка), насыщенное игрушками, в том числе и теми, которые по ассоциации могут вызвать страх. При увлеченности ребенка игрой ему, так же незаметно, задаются необходимые вопросы.

У дошкольников хорошо себя зарекомендовали разработанные нами методики "Построй город" и "Путешествие по лесу". Строить город — значит собирать его из разложенных по коробкам строительных конструкций: кубиков, палочек, фигурок людей, животных; оружие тоже имеется: танки, пушки, пулеметы. Когда строится не столько сам город, сколько окружающая его стена, усеянная оружием, ясна потребность ребенка в дополнительной защите от проникновения врагов. Сам "архитектор" находится тогда в состоянии повышенного беспокойства и строит свою защиту по всем канонам военных действий. Методика детально разработана, нас же в данном случае интересует лишь одно — как она связана с КС. Нужно быть психологом, чтобы различать, когда "глухая, ощетинившаяся штыками стена" говорит о явной агрессивности ребенка, недружелюбии, чувстве превосходства, витающем в семье, и когда ребенок отгораживается стеной от своих страхов, с которыми он столкнется ночью. Поскольку мы уже знаем содержание страхов из предшествующей беседы, то используем сам факт постройки за-

10   Зак.  № 409

290

Ночные страхи

щитных сооружений для повышения у ребенка уверенности  в себе, утверждая, что теперь ему  не страшен серый волк, поскольку  все сделано как надо и "охрана встает рано".

Как показывает практика, реальный эффект от такого вовремя использованного психотерапевтического внушения достигает 70 процентов в отношении отдельных страхов в снах.

"Путешествие  по лесу" проходит среди елочек (синтетических, для Нового года), где спрятаны, замаскированы различные его обитатели: волк, медведь, заяц, лиса, ежик и змея. Обычно это муляжи, маски, тряпичные ручные куклы. Как и полагается в сказках, в лесу есть избушка на курьих ножках, Баба Яга-костяная нога и прочие подобные персонажи. В совместной с ребенком прогулке видно, как он избегает некоторых из них, шарахается или проходит быстро мимо, словно не видя угрозы. С другими же персонажами он запросто находит контакт. Наибольший диагностический эффект достигается при участии взрослых (ассистентов), лица которых прикрывают маски животных. Они, скорее, не пугают, а ищут контакта, что в большинстве случаев и достигается. Игра, таким образом, имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение. А пока в лесу идет "гроза": слышны раскаты грома (удары в бубен), сверкают молнии (включение и выключение фонарика), вдруг наступает темнота (уменьшение освещения). Музыкальное сопровождение

Как получить инсЬормаипю  о КС                 291

при этом создает  еще большую тревожность, ожидание чего-то необычного, страшного. Взрослый выступает в роли сопровождающего и находится сзади ребенка. Он не опережает события, а несколько отстраненнее, с драматическими обертонами реагирует на происходящее.

Все вопросы, уточнения, комментарии выносятся за пределы игрового действия, чтобы не нарушать целостность восприятия, его естественность и спонтанность, то есть правополушарный уровень реагирования. Рассмотренная игра проходит на весьма малой, всего в несколько квадратных метров, территории. Можно несколько раз пройтись мимо одной и той же елочки и каждый раз встречаться с разными персонажами. Актером во всех лицах при отсутствии ассистентов выступает сам врач или психолог, поочередно надевающий разные, заранее припасенные маски.

Школьникам предлагается "экскурсия" по игровой комнате, причем все можно потрогать, примерить. Разрешается и поиграть с произведениями детского творчества на те же вечные темы страхов. Не нужно быть особым физиогномистом, чтобы заметить реакции избегания и прекращения контакта. Это используется как повод для "раскрутки" лежащих в их основе переживаний. В ином, также успешно действующем, варианте школьникам предлагают рассмотреть рисунки, сделанные детьми на темы КС. Объяснение в общих чертах дает психолог: кто рисовал, сколько

292

Ночные страхи

"художнику" лет и т. д. Само же содержание рисунков предлагается осветить самим детям — что на них изображено, нравится или нет, вызывает ли страх, раздражение или оставляет равнодушным. Обычно после 5-10 подобных предъявлений ребенок более свободно рассказывает про темы своих ночных страхов. Снят запрет на выражение страхов, которые, оказывается, встречаются не только у него. Подобная групповая или далее коллективная незримая поддержка приходится как нельзя кстати при чувстве одиночества, отчаяния и безысходности. Пользоваться всем этим надо не дидактически — не внушать, не навязывать готовые решения, а между делом пояснять, одобрять, выражать уверенность, можно и за руку взять, и доброжелательно посмотреть в глаза.

Создать положительный  позитивный настрой на уверенность детей в собственной способности преодолеть ночные страхи при заинтересованной поддержке взрослых гораздо важнее, чем говорить заученные фразы о том, что не надо бояться или нельзя бояться, что нужно быть храбрым и т. д.

Главный принцип  раскрытия содержания КС состоит в оживлении правополушарной, естественной для детей функциональной активности головного мозга. Выдумывать здесь ничего не надо. Дать возможность поиграть, включиться в игру, как можно больше ее эмоционально активизировать, и правое полушарие начинает работать в своем природном режиме — "выдавать на-гора"

Как получить информацию о КС                293

предчувствия, опасения и страхи. Мы много раз говорили о зависимости КС от дневных страхов. Теперь нам нужно задуматься вот  о чем: большое число страхов днем помогает или препятствует воспоминанию о ночных страхах утром. Скорее, тут существует обратная зависимость — чем больше страхов днем, тем меньше ночных воспоминаний. Почему так? Действует принцип "или-или", то есть день и ночь представляют собой два полярных процесса — возбуждения и торможения. То, что активно работает днем, то затормаживается, относительно бездействует ночью. Соответственно, страхи днем возбуждают психическую активность мозга до степени запредельного возбуждения, ночью же возникает компенсаторное торможение с амнезией пережитого днем, тем более утром.

О чем говорят  КС (первое приближение)?

В отличие от "сонников" и достаточно произвольных толкований в психоанализе выделим в КС несколько реальных мотивационных плеяд (сочетаний).

1.  Снятся  преследования, погони, равно как  и угрозы, нападения. Все они  — маркеры высокого уровня внутреннего беспокойства: тревоги и, одновременно, неотреагированной агрессивности.

Информация о работе Дневные и ночные страхи у детей