Дневные и ночные страхи у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Файлы: 1 файл

Захаров А.И., Дневные и ночные страхи у детей.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

зон

Ночные страхи

5)  непоследовательны   и  противоречивы  — обещают  одно, делают другое, часто меняют  решения, двойственны в отношениях с детьми;

6) проявляют  жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания;

7) не способны  найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются  привлечь ребенка на свою сторону,  как и использовать его в  качестве "козла отпущения".

Волк, Баба Яга  и Кощей являются, по существу, некрофильными, то есть несущими смерть, образами зла и насилия. Когда они появляются во сне и не совершают черных дел, то обычно ребенок подспудно ощущает опасность, с которой не может справиться днем, поскольку остается непонятным ее исходный вектор. Другое дело, когда Баба Яга и Кощей "находятся в работе" — расправляются со своими жертвами во сне. Это показатель нарушения психической защиты, прорыва деструктивных сил зла и агрессии. И беззащитность здесь полная, стопроцентная, об уверенности и заикаться не приходится. В силу чего необходимо действие по крайней мере нескольких из вышеперечисленных факторов заселения сна чудовищами.

Помимо символа  страха, зла, агрессии и не-крофильного  звучания, Баба Яга и Кощей олицетворяют угрозу лишения родителей, как в сказке "Гуси-лебеди", когда ребенок похищается и уносится из семьи. Опасения потерять расположение родителей, равно как и страх превращения родителей в неродителей, находятся в подсознательной

______Кто поселяется  в ночном мире петей_____305

сфере психики, пропитывая сон тревожными предчувствиями и страхами.

Неоднократно  говорилось об открытой нами триаде страхов  перед сном в 3-5 лет, когда ребенок боится, сам не зная почему, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Именно темнота и изолированность порождают в воображении сонм чудовищ, особенно при многочисленных страхах днем, чувстве беззащитности и невротической зависимости от родителей. Еще большее переживаний перед сном, когда дети спят в отдельной комнате, от родителей их отделяет темный коридор и заведомо известно, как родители встретят ночью — и тут будут читать мораль о неподобающем поведении и отправят назад, в ту же темную-темную комнату, где снова придется, быть в одиночестве, тоске и отчаянии.

У художественно  одаренных детей с сильно развитой фантазией и воображением все, что представляется перед сном, легко может перейти в сон за счет развития описанных выше фазовых состояний головного мозга.

Чаще КС в  рассматриваемом возрасте у детей, обнаруживающих большое количество возрастных страхов: машин, поездов, самолетов (того, что движется и шумит); бури, урагана, землетрясений, наводнений (стихии); высоты и глубины, уколов (боли) и внезапных звуков. Инстинктивный характер этих страхов очевиден, да, собственно говоря, большинство возрастных страхов у дошкольников таковыми и являются. Все перечисленные страхи трансформируются во сне в уг-

306

Ночные страхи

рожающие, представляющие опасность для жизни образы. Так  что страх смерти более отчетливо  звучит сначала во сне в младшем дошкольном возрасте, чем это будет иметь место днем и в более старшем возрасте. Таким образом, и здесь виден опережающий, поисковый характер КС.

Переходим к  возрасту 5-7 лет — самому "везучему" на страхи, так или иначе связанные со страхом смерти. Последний — следствие абстрактно-логической, левополушарной познавательной активности, когда появление страха "быть ничем" отражает осознание категорий времени и пространства, неизбежного когда-нибудь конца жизненного пути. Подобное "прозрение" порождает тревожное чувство неопределенности своего существования, опасения за будущее и инстинктивно-защитный страх собственной смерти в настоящем. В драматически заостренном виде эти переживания воспроизводятся в КС, трансцен-дентно их поглощающих и перерабатывающих (размалывающих, дробящих, как жернова зерно). Следовательно, в данном возрасте (и не только) феномен КС можно расценить в качестве символической защиты от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия.

Как и в младшем, в старшем дошкольном возрасте есть свои типичные страхи, связанные, по данным корреляционного анализа, со страхом смерти. В младшем возрасте эти взаимосвязи носят более косвенный, опосредованный характер, поскольку сам страх смерти еще не имеет самодовлеющего значения. Итак, о наличии КС можно с уве-

Кто поселяется в ночном мире детей_____307

ренностью говорить, если ребенок боится днем нападения (искалечат, убьют), заражения, заболевания (со смертельным, необратимым исходом), животных (особенно змеи, от укуса которой можно умереть), стихий (все сметающих на своем пути), высоты (можно упасть и разбиться), глубины (утонуть), огня и пожара (сгореть), войны (погибнуть).

Когда страх  смерти днем слишком "проглядывает" из-за частокола сопровождающих его страхов или выражен сам по себе под влиянием событий, представляющих угрозу для жизни (болезнь, операция, сильный испуг), то ночью в КС мы уже имеем дело с фактом свершившейся смерти ("людоед напал на всех и съел", "акула проглотила" и т. п.)- Само собой разумеется,. КС в этом случае будет сопровождаться наибольшими переживаниями, во сне ребенок может метаться, вскрикивать, тяжело, прерывисто дышать, лоб будет покрываться испариной (потом). Иногда в ужасе он просыпается и бежит к родителям. После таких жутких снов испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, даже если и не помнит их содержания. Здесь самое время уделить ему побольше внимания, ласки, теплоты, а не пытаться читать мораль, высказывать раздражение и тем более излишнее беспокойство.

В младшем школьном возрасте 7-10 лет, прежние сказочные образы чудовищ претерпевают значительные изменения. Баба Яга предстает уже Пиковой Дамой, Кощей — Скелетом и Черной Рукой. Ночное пространство заполняется чертями, бесами, сатаной, представителями потустороннего

ЗО8

Ночные страхи

мира, что является отражением, с одной стороны, страха смерти, а с другой — страха осуждения  и социального неприятия из-за мнимого или реального нарушения общепринятых норм поведения. Черти ведь как раз и являются их нарушителями. Именно в 7-10 лет активно формируется такая существенная нравственно-этическая категория личности, как совесть, проявляемая опасениями сделать что-либо не так, неправильно, что встретит осуждение и социальное наказание. Страх несоответствия, неподобающего поведения вытесняется в сон, трансформируясь в образе чертей-проказников и подстрекателей нехороших дел, а заодно и тех, кто наказывает, ехидно посмеиваясь (корча рожи) около кипящего котла. Подобные сны снятся как раз не плохим, а хорошим детям, обращающим внимание на то, как они выглядят в глазах других, и на одобрение, признание и похвалу авторитетных для них взрослых (учителей, родителей) и сверстников. Так что концепция АДА закладывается прежде всего у детей, способных переживать нарушение правил, свое несоответствие моральному кодексу поведения, то есть у детей совестливых, ответственных, с развитым чувством "я", вины и сопереживания. Уместно тогда спросить: когда же закладывается концепция РАЯ? Формируется она далеко не у всех детей, главным образом в 3-5 лет при условии полного физического, психического и социального благополучия ребенка, коим и является понятие здоровья. Возраст 5-7 лет будет, следовательно, переходным в концепциях РАЯ и АДА своего рода ди-

Кто поселяется в ночном мпое детей           309

алектикой субъективного  и объективного, которую надо постичь, дабы не впасть в чрезмерный детский оптимизм или в пораженческий, более чем взрослый пессимизм с чувством бессилия, растерянности и витального страха.

Когда КС снятся болезненно самолюбивым детям, стремящимся к успеху любой ценой, то обычно и родители обнаруживают гиперсоциальную направленность личности — гипертрофированное чувство ответственности, обязанности, принципиальности, максимализм, негибкость мышления и отсутствие компромиссов. Никто не призывает в этом случае учиться на двойки, но устраивать бурные сцены "конца света" или краха надежд при получении четверки вместо пятерки — значит, автоматически отослать эти переживания в сон ввиду невозможности изменить положение дел сразу же, днем, по горячим следам. Так и появляются КС со смертями и прочей нечистью. Днем же от этого самочувствие не становится лучше (и работоспособность тоже).

У детей, не озабоченных  вопросами своего престижа, социального  признания и успеха, нет и соответствующих переживаний, и ночной сон остается девственно чистым и безмятежным. Истина где-то посередине, и нужно скорректировать чрезмерные амбиции, претензии как, прежде всего, родителей, так и самих детей. В то же время следует создавать адекватное возрасту чувство ответственности и стремления к успеху у детей с пониженной самооценкой и неуверенностью в себе. Да, в этом случае возможно появление рассматривав-

310

Ночные страхи

мых КС, но это, во-первых, временное явление, во-вторых, без  адекватного чувства долга, ответственности и вины не может быть зрелой и созидающей личности.

В младшем школьном возрасте, ближе к 10 годам, типичны  КС в виде падения в колодец, пропасть, с крыши. Угрозой для жизни здесь будут не чудовища, а сам факт несчастья, беды, поражения, того, что может случиться, произойти. Опять же, данный сон более характерен для детей, с отчетливо формирующимся чувством совести, ответственности, переживающих за свои достижения и ценящих расположение и признание окружающих. Опасения по всем этим поводам накапливаются днем и получают свое аллегорическое выражение ночью, когда падение нужно воспринимать не только как физическое, но и как психологическое явление, вроде как упасть с пьедестала, высоты положения, быть сброшенным вниз силой обстоятельств. Лететь вниз — это одно, упасть — другое, разбиться — третье. Соответственно, будет следующая мотивация этих пролетов: страх несоответствия — разочарование, неудача — поражение, отчаяние — депрессия. Когда ребенок кричит во сне (а это всегда лучше, чем безмолвный в ужасе сон), то стоит днем лишний раз спросить, что ему снилось ночью, чем делать вид, что ничего не происходит, и отмахиваться от КС, как от назойливой мухи.

В подростковом возрасте на первый план в КС выступают  не чудовища и падения, а смерть близких, война, атомные взрывы и прочие катаклизмы.

___        Кто поселяется в ночном мире  детей______311

В целом КС становится меньше, и они приобретают все  более связанный с реальностью  характер. Как сказал один мальчик 13 лет: "Снится все, что происходило днем, но только значительно хуже". Конкретизация снов и обеднение их фантастического содержания указывает на снижение эмоциональности у подростков. Эмоциональное оживление снов и расширение их репертуара отмечается в юношеском возрасте. После 21 года количество снов относительно стабилизируется — одним снится больше, другим — меньше, кто-то помнит до малейших подробностей все содержание снов и может писать по ним романы, что, впрочем, иногда и бывает, другой находится в счастливом неведении по поводу самых неприятных снов, да и днем не особенно задумывается над мотивами своих поступков. Но, как уже отмечалось, появление повторяющихся КС сигнализирует о критическом нарастании беспокойства в неосознаваемых пластах психики, первых симптомах надвигающегося нервного или соматического расстройства.

Глава 6

РАЗБОР СЛУЧАЕВ  КОШМАРНЫХ СНОВ

ИЗ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ АВТОРА

Теперь нам  предстоит окунуться в мир  детских переживании, скрытых в той или иной мере от воспитателей, психологов, родителей, и находящих свое своеобразное решение в КС. Мы накопили большой опыт консультаций и лечения детей с невротическими проблемами формирования личности, в которых КС являются камнем преткновения как для родителей, так и для многих специалистов. Чтобы раскодировать содержание КС, нужно знать психологию семейных отношений ребенка, подробную историю его развития, переживания в настоящем. Краткой консультацией здесь не обойтись. В среднем на полное обследование детей с неврозами и их семьи уходит три с половиной часа. В более тяжелых случаях это время может быть увеличено до пяти с половиной часов. Тогда удается разработать и надежные рекомендации по оказанию помощи детям с учетом перестройки отношения родителей и оказания при необходимости им самим психотерапевтической по-

J

Раз5ор случаев  КС из практики автора

313

мощи. Поэтому  мы имеем уникальную возможность сопоставлять содержание КС с реальной обстановкой в семье и психическим развитием детей. Естественно, мы выбираем из большого банка данных только ту информацию, которая непосредственно связана с КС.

Анализ примеров мы начнем с истории девочки 4,5 лет, беспрерывно просящейся по-малому на горшок. Он ее всегда и сопровождает, как печка в сказке про Емелю-дурачка. Измученные родители, перевозящие горшок с собой, как самую драгоценную реликвию, не находят покоя и ночью, поскольку, если не разбудить и не высадить девочку ночью, кровать будет мокрой. Впрочем, не всегда и удается. А днем они постоянно слышат: "Мама, я хочу писать". Фактически, девочка боится обмочиться, особенно в дороге, в гостях, в присутствии посторонних.

Начнем издалека. Матери было 23 года, когда состоялись роды, а отцу и того меньше. Оба родителя были единственными и "неповторимыми" детьми в детстве. Оба выросли эгоцентричными, думающими только о себе, не способными делиться, сопереживать. Закончили ВУЗы, мать от экономики перешла в сферу бизнеса, все ее интересы там: радиотелефон, бесконечная гонка и прочие прелести подобной жизни. Несмотря на левополу-шарный характер физиологических проб, она яркая истерическая личность, рвущаяся к славе любой ценой и не испытывающая к детям нежных чувств. Способная — да, очень, но только не в области семейных отношений. Семья, ребенок — это

314

Ночные страхи

Информация о работе Дневные и ночные страхи у детей