Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить трактовки понятия эмоции;
2. Изучить особенности развития эмоций у детей раннего возраста;
3. Выявить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1. Трактовка понятия эмоций………………………………………………………...
1.1. Характеристика эмоций………………………………………………………..5
1.2. Эмоции и личность…………………………………………………………….8
2. Особенности развития эмоций детей раннего возраста……………………….....
2.1. Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте………………………….9
2.2. Кризис 3-х лет……………………………………………………………........17
3. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста…...
3.1. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка………………….21
3.2.Причины эмоционального неблагополучия детей в раннем детстве………26
4. Способы гармонизации эмоционального состояния детей раннего возраста….
4.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе…………….29
4.2. Формирование чувства уверенности в окружающем……………………....32
4.3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей....34
4.4. Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей …………...36
4.5. Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства, способствующие коррекции поведения…………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………………..45
Список литературы………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

эмоции у детей.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста 

 

                         Содержание

   Стр.

Введение………………………………………………………………………………2

   1. Трактовка понятия эмоций………………………………………………………...

1.1. Характеристика эмоций………………………………………………………..5

1.2. Эмоции и личность…………………………………………………………….8

2. Особенности развития эмоций  детей раннего возраста……………………….....

  2.1. Эмоциональное развитие  детей в раннем возрасте………………………….9

2.2. Кризис 3-х лет……………………………………………………………........17

3. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста…...                                                

3.1. Социальные эмоции  как знак внутреннего мира  ребенка………………….21

3.2.Причины  эмоционального неблагополучия  детей в раннем детстве………26                                                                                                                                                  

4. Способы гармонизации эмоционального  состояния детей раннего возраста….

4.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе…………….29

4.2. Формирование чувства уверенности  в окружающем……………………....32

4.3. Педагогическое  просвещение родителей по вопросам  адаптации детей....34

4.4. Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей …………...36

4.5. Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства,     способствующие коррекции  поведения…………………………………………42

Заключение…………………………………………………………………………..45

Список литературы………………………………………………………………….48  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

                                     Введение

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким, же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Раннее детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками, курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.

В данной работе рассматривается трактовка понятия «эмоций», как сложного и многостороннего явления.

Особенности эмоционального развития детей раннего возраста изучали: Выготский Л.С., Кулагина И.Ю., Урунтаева Г.А., Волосова Е.Б. и др.

На фоне всех выдающихся достижений западной психологии подлинный революционный переворот в детской психологии совершил Л. С. Выготский. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики, движущих сил психического развития ребенка; он описал стадии детского развития и переходы между ними, выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития.(10)

В работах И.Ю. Кулагиной рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности.

Работа Урунтаевой Г.А. по дошкольной психологии дает полное представление о психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

В книге Волосовой Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, даны психические возможности и педагогические условия познавательного развития, подробно раскрываются вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей первого, второго и третьего годов жизни.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом.

В наше время в обществе возрастает эмоциональное напряжение: нетерпимость между людьми, агрессия, конфликты, различные стрессовые ситуации. Возрастает ритм жизни, нет стабильности, происходят глобальные изменения. Все это давит на психику каждого человека. А дети тем более ко всему восприимчивее и чувствительнее взрослых. Их психику легко поломать. Поэтому задача взрослых – оградить ребенка, на сколько это возможно, от факторов, несущих негативные эмоции. Поведение взрослых является примером для детей.

Для эмоционального благополучия детей очень важно стабильно хорошее отношение к ним взрослого, а при возникающих конфликтных ситуациях между детьми необходимо искать пути мирного их разрешения.

Объект: эмоциональное состояние (развитие) детей раннего возраста.

Предмет: факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.

Цель: изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.

Задачи:

1. Изучить трактовки  понятия эмоции;

2. Изучить особенности  развития эмоций у детей раннего  возраста;

3. Выявить факторы, влияющие  на эмоциональное состояние детей;

4. Выявить способы гармонизации  эмоционального состояния детей  раннего возраста.

Методы исследования: анализ литературных источников.

1. Трактовка понятия  эмоций

                         1.1. Характеристика эмоций

     Эмоции –  особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.(4)                  

     Согласно  определению, данному в "Психологическом  словаре", эмоции (от латинского emoveo - волную, потрясаю) - это особый класс  психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями  и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности".(6)

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанными с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

     Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т.д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т.д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в эмоциональный мир другого человека.

Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны  с каким-либо конкретным объектом.(4)

      По направленности  чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т.д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью - сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т.д.).

      Многие авторы  выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические  чувства возникают вместе с  нравственными и обогащаются  за счет последних. Нравственные  чувства переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе.

   Вывод.

    Эмоции – это особый  класс психических процессов. Это  непосредственное переживание человеком  действительности. Они отражают  значимость для конкретного человека действующих на него явлений и ситуаций. Эмоции бывают положительные и отрицательные, стенические и астенические.

Чувства – это устойчивые эмоции, осознание человеком его отношения к действительности. Развиваются в ходе жизни и отражают личностное развитие человека.

   1.2. Эмоции и личность

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т.д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.).

Вывод.

 Эмоциональность является  врожденной, но чувства человека  развиваются в ходе его жизни  и характеризуют личностное его  развитие. А эмоции прежде всего  отражают состояние человека в данный момент жизни и связаны с удовлетворением его потребностей.

2. Особенности развития  эмоций детей раннего возраста

        2.1. Эмоциональное развитие детей  в раннем возрасте

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка.

Информация о работе Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста