Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить трактовки понятия эмоции;
2. Изучить особенности развития эмоций у детей раннего возраста;
3. Выявить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1. Трактовка понятия эмоций………………………………………………………...
1.1. Характеристика эмоций………………………………………………………..5
1.2. Эмоции и личность…………………………………………………………….8
2. Особенности развития эмоций детей раннего возраста……………………….....
2.1. Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте………………………….9
2.2. Кризис 3-х лет……………………………………………………………........17
3. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста…...
3.1. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка………………….21
3.2.Причины эмоционального неблагополучия детей в раннем детстве………26
4. Способы гармонизации эмоционального состояния детей раннего возраста….
4.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе…………….29
4.2. Формирование чувства уверенности в окружающем……………………....32
4.3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей....34
4.4. Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей …………...36
4.5. Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства, способствующие коррекции поведения…………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………………..45
Список литературы………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

эмоции у детей.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Информация, передаваемая родителям об их малышах, всегда своевременная и разнообразна по всем видам деятельности детей. Воспитатели ведут «Лист адаптации» каждого ребенка и знакомят  родителей с нормами адаптации, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к яслям, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов. Если родители решили привести ребенка в ясли, им необходимо прийти накануне к воспитателю, рассказать о своем ребенке и поинтересоваться, не ожидается ли на следующий день приход нескольких новых детей.

Воспитатели фиксируют внимание взрослых на том, что обычно дети, впервые поступившие в ясельную группу детского сада, заболевают ОРЗ на 5-7-й день. Поэтому родителям лучше сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в ясли с 4 по 10-й дни.

В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании.

Если родители постараются выполнить все эти условия, то малыши прекрасно справятся с изменениями в их жизни. Задача родителей в это время — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

Вывод.

Чтобы сделать процесс адаптации детей менее болезненным, воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с родителями, оказывая им педагогическую помощь. 

 

 

 4.4. Совместные игры для  детей раннего возраста и воспитателей

                              Советы для воспитателей и родителей

Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.

Разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.

Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в раннем возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.

Тем более,  недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.(11) 

 

 

Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.                      Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!(11) 

 

                                   Расскажи стихи руками

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!». 
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!

Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):  

 

                                                      Зайка

Заинька-зайка, 
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.) 
Маленький зайка, 
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.) 
Длинные ушки, 
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».) 
Быстрые ножки. 
(Побежали.) 
Заинька-зайка, 
Маленький зайка, 
(Движения повторяются.) 
Деток боишься, 
Зайка-трусишка. 
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».) 

 

                                                     Мишка

Мишка, мишка косолапый, 
Мишка по лесу идет, 
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.) 
Мишка хочет сладких ягод, 
(Погладить себя по животу, облизнуться.) 
Да никак их не найдет. 
(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.) 
Вдруг увидел много ягод 
И тихонько зарычал. 
(Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.) 
Подошли к мишутке детки, 
(Помаршировать.) 
Мишка громко зарыдал. 
(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)

(Возможен более оптимистичный  конец, тогда последняя строчка  будет звучать так: «Мишка ягодки  им дал».)

Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!  

 

 

  

 

 

 

                                                 Столяры

Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела. 
Стальные зубы остры — легко идет пила. 
Вжик-вжик, вжик-вжик. 
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски, 
И беленькие стружки свернулись в завитки. 
Шух-шух, шух-шух. 
А ну-ка веселее ударим молотком, 
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем. 
Тук-тук, тук-тук. 

 

                                                    Козлик

Козлик по полю гулял, на гармонике играл: 
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл. 
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь: 
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь. 
Козлик наш не убежал, веселее заиграл: 
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл. 
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас: 
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас! 

 

                                                  Зарядка

Скачет лягушонок, ква-ква-ква, 
Плавает утенок, кря-кря-кря. 
Все вокруг стараются, спортом занимаются! 
Быстрая синица, тюр-лю-лю, 
В воздухе резвится, тюр-лю-лю. 
Все вокруг стараются, спортом занимаются! 
Прыгает козленок, ме-ме-ме, 
А за ним ягненок, бе-бе-бе. 
Все вокруг стараются, спортом занимаются! 
Вот мы на зарядке, раз-два-три, 
Утром на площадке, раз-два-три. 
Видите, стараемся, спортом занимаемся!  

 

                                              Пять малышей

Один малыш качается в саду, 
Два малыша купаются в пруду. 
Три малыша ползут к дверям в квартире, 
А в эту дверь стучат еще четыре. 
С пятью другими тоже все в порядке: 
Им весело, они играют в прятки. 
Где притаились — ясно и ежу, 
Но я глаза зажмурил и вожу: 
«Раз, два, три…, четыре, пять… 
Ну, берегитесь, я иду искать!»(11) 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Вывод.

Игра служит средством общения между детьми и способом самовыражения ребенка как личности. При правильном проведении игры у детей формируется чувство уверенности в окружающем их коллективе.

При проведении игр с детьми, нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет и к чему не готов. Нужно его заинтересовать, увлечь, поддержать.  

 

 

 

   4.5. Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства,  способствующие коррекции  эмоций

К вспомогательным средствам, используемым как средства коррекции настроения, поведения и эмоций у детей, относят рисование и музыку.

Рисование. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в небольшом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве, дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от постоянно проводимой на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов неречевого общения - мимики и пантомимики. О возможности использования изобразительной деятельности в психокоррекционных целях говорится во многих работах, посвященной детской психотерапии. За рубежом это арттерапия (лечение искусством). В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисуночной психотерапией (8) или изотерапия (9).

Музыка.

Среди вспомогательных средств психотерапии и психокоррекции, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым ещё нет и года (В. М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Она способствует стабилизации эмоционального состояния, предупреждению колебаний настроения, снятию раздражительности и возбудимости. Кроме того, пение и игра на музыкальных инструментах иногда открывает ребенку пути самоутверждения, повышения самооценки, преодолению неуверенности в себе.

В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал В. М. Бехтрев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

Г. П. Шипулин отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. “Конвейерный” принцип отдельных упражнений представляет собой приём втягивания в общее дело трудных, негативистически настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова). С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, то есть социализация ребенка через игру.

Выработка тормозных механизмов подкрепляется упражнениями под музыку. В. А. Гринер отмечает, что можно считать прочно установленной зависимость моторики от психического состояния, то не следует забывать и обратные взаимодействия, то есть влияние моторики в данном случае её расторможения и регулирования на психику.

Прослушивание различных музыкальных произведений играет существенную роль в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) даёт общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) создаёт настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение (Б. Г. Ананьев).

Информация о работе Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста