Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:03, курсовая работа
Цель: изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить трактовки понятия эмоции;
2. Изучить особенности развития эмоций у детей раннего возраста;
3. Выявить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей
Введение………………………………………………………………………………2
1. Трактовка понятия эмоций………………………………………………………...
1.1. Характеристика эмоций………………………………………………………..5
1.2. Эмоции и личность…………………………………………………………….8
2. Особенности развития эмоций детей раннего возраста……………………….....
2.1. Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте………………………….9
2.2. Кризис 3-х лет……………………………………………………………........17
3. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста…...
3.1. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка………………….21
3.2.Причины эмоционального неблагополучия детей в раннем детстве………26
4. Способы гармонизации эмоционального состояния детей раннего возраста….
4.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе…………….29
4.2. Формирование чувства уверенности в окружающем……………………....32
4.3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей....34
4.4. Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей …………...36
4.5. Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства, способствующие коррекции поведения…………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………………..45
Список литературы………………………………………………………………….48
В этой связи функциональное предназначение педагога как духовного наставника в поисках личностно приемлемых и социально принимаемых способах взаимодействия ребенка с социумом возрастает. Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время из-за отсутствия системно разработанных условий и методов, способствующих эмоциональному развитию детей раннего и дошкольного возраста, педагоги испытывают трудности в формировании мира чувств ребенка, не владеют педагогическим инструментарием тонкого и бережного влияния на переживания детей. В связи с этим возникает необходимость освоения специалистами педагогических технологий, направленных на регулирование эмоционального состояния детей, на овладение детьми таких способов поведения, которые позволили бы преодолевать напряженность и возможную стрессовость возникающих ситуаций без существенных эмоциональных потерь, на формирование у детей позитивного эмоционально-оценочного отношения к различным жизненным изменениям.
Вывод.
Эмоции – это внешний знак
внутреннего мира ребенка. Для
детей всего важнее признание,
принятие его другими, особенно
близкими и значимыми для
Дети раннего возраста осваивают способ взаимоотношения с другими людьми. От преобладания позитивных или отрицательных эмоций зависит все поведение ребенка, его личностное становление.
Роль педагога, как духовного наставника,- помочь детям пережить сложную ситуацию без значительных эмоциональных потерь, научить преодолевать трудности. Воспитывать эмоции у детей, делать их более культурными, формировать социально приемлемое поведение.
Социальные эмоции – основа поведения ребенка, причина его благополучия или неблагополучия.
3.2. Причины эмоционального неблагополучия детей в раннем детстве
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами.
1. Главной причиной выступает
неудовлетворенность ребенка
Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным "психологическим" барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
2. Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).
Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.
В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери.
Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи.
Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средствa воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр.
Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.
Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом.
Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях.
Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату.
Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.
Отрицательные эмоции чаще всего вызывают:
1. нарушение режима дня;
2. неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания;
3. недостаточно продолжительное
и эмоционально насыщенное
4. отсутствие условий для самостоятельной игры;
5. возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи;
6. отсутствие единства
требований к ребенку и
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них закрепляются.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Негативная реакция свидетельствует о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Вывод.
Невнимательное, пренебрежительное, агрессивное отношение взрослого к ребенку вызывает у последнего отрицательные эмоции и создает предпосылку для появления страхов. Внимательное же и доброжелательное отношение предупреждает детские страхи. Дети нуждаются в помощи со стороны взрослого: в совете, в совместной с ними деятельности, в своевременном урегулировании поведения. Так они развиваются. Ребенок бывает часто не в состоянии самостоятельно найти правильный ответ в затруднительной ситуации
4. Способы гармонизации
эмоционального состояния
4.1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это должны хорошо понимать воспитатели, и поэтому, необходимо уделять много внимания самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Можно выделить следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:
- создание
эмоционально благоприятной
- формирование у детей чувства уверенности в окружающем,
- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.
1. Для успешной адаптации дошкольника раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).
Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после праздника, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.
Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними (например, организация группового праздника).
Проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится после ужина: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад. Родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т.д.
2. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища, — воспитатели стараются к моменту прихода нового ребенка в группу расспросить родителей и узнать как можно больше о его привычках и стараются по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото). С целью получения дополнительной информации о ребенке воспитатели используют различные анкеты и просто беседуют с родителями.(11)
Вывод.
Очень важно с первого дня постараться сделать для ребенка его пребывание в детском саду радостным
4.2. Формирование
чувства уверенности в
Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад двухлетним малышом: действительно, его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят. А рядом находятся незнакомые дети, которые могут забрать понравившуюся тебе игрушку, толкнуть, даже ударить.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в группе. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
- знакомство, сближение детей между собой;
- знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
- знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
- знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
- знакомство с педагогами
и персоналом детского сада;
Вывод. Чтобы ребенок смог быстрее и лучше адаптироваться к детскому саду, воспитателю необходимо установить с ним открытые, доверительные отношения и познакомить с остальными детьми, педагогами и помещениями детского сада.
4.3. Педагогическое просвещение
родителей по вопросам
Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это могут быть и посещение воспитателями ребенка на дому (конечно, с согласия родителей), и приход мамы или бабушки ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребенка к яслям: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу, позже — на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями.
Воспитатели должны оказывать родителям необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними, консультировать родителей через материалы родительского уголка, на родительских собраниях, вечерах досуга. Воспитатели должны знакомить родителей с основными принципами организации жизни ребенка в адаптационный период и методикой проведения игр-занятий с детьми от 2 до 3 лет, которые определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
Информация о работе Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста