Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 14:04, реферат
Цель исследования: раскрыть сущность личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.
Предмет исследования: различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты различных подходов к проблеме личностно-ориентированного обучения: 5
1.1 Понятие личностно - ориентированного обучения 5
1.2 Изучение проблемы личностно - ориентированного обучения в отечественной и зарубежной психологии. 7
1.3 Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения. 9
2. Феномен личностно - ориентированного обучения 12
2.1 Модели личностно-ориентированной подхода 12
2.2 Компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении 15
2.3 Технология личностно-ориентированного обучения 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты
различных подходов к проблеме личностно-ориентированного
обучения:
1.1 Понятие личностно - ориентированного обучения 5
1.2 Изучение
проблемы личностно - ориентированного
обучения в отечественной и зарубежной
психологии.
1.3 Современные
представления об особенностях личностно-ориентированного
обучения.
2. Феномен личностно - ориентированного
обучения
2.1 Модели личностно-ориентированной подхода 12
2.2 Компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении 15
2.3 Технология личностно-ориентированного обучения 18
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы личностно-ориентированное обучение психологических и педагогических аспектов стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода. Такая популярность личностно-ориентированного обучения обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования. Личностно - ориентированное образование направленно на развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Личностно-ориентированное обучение, соответствует тем задачам, которые ставит перед собой современное образование. Личностно-ориентированное обучение может предоставить возможность каждому, реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Цель исследования: раскрыть сущность личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.
Предмет исследования: различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать различные
подходы к проблеме личностно-ориентированного
обучения.
Для решения поставленных задач, в качестве основного метода мной был использован библиографический метод и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОГО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие личностно - ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность личности, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно - ориентированного образования:
- гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно - ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.
1.2 Изучение проблемы личностно – ориентированного обучения в отечественной и зарубежной психологии
Теория и практика, которая обозначена названием «личностно- ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, в отличие от авторитарной и технократической. Следует сказать, что первые представления о личностно-ориентированном обучении в отечественной педагогике ярко представлена в концепциях развивающего обучения и концепции В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Многие годы идея Выготского оставалась только гипотезой, хотя его последователи стремились её развивать. В 30-50-е гг. отечественные психологи разрабатывали основы формирующего эксперимента как важного метода решения проблем развивающего обучения. В 60-80-е гг. аспекты развивающего обучения исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования. Полученные результаты позволили обосновать положение о существенной роли обучения в развитии, выявить некоторые конкретные психолого-педагогические условия развивающего обучения. Отличительными чертами этой системы являются: направленность на высокое общее развитие; высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое увеличение теоретических знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания личного отношения к окружающей действительности. Личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность.
1.3 Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения
Многообразие взглядов на личностно-ориентированное обучение в достаточной степени отражено в современной российской педагогике. Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучение базируется на идеях В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова.
Концепция Г. А. Цукерман. Одной из важнейших задач в обучении, согласно этой концепции, является обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. В качестве основных задач Г. А. Цукерман выдвигает следующее: обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие, научить самостоятельно, учиться, развить интеллектуальные способности речь, мышление, память, внимание, воспитать навыки общения и сотрудничества.
Концепция С. А. Смирнова. В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей, в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения. Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей. Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ощущения успеха. Построение обучения с опорой на игровые формы.
Н.А.Алексеев дает следующее определение личностно-ориентированного обучения: «это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность , самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций». Личностно-ориентированное обучение должно обладать технологичностью, и поэтому есть смысл говорить о педагогической технологии личностно-ориентированного обучения. На современном этапе развития потребностей нашего общества данные технологии стали весьма актуальными и распространяются на технологии разного уровня.
Минимальные критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно - ориентированной:
1. задействование учащихся в индивидуальном составлении плана;
2. свобода выбора различных форм обучения;
3. выбор предметного содержания различной сложности;
4. оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
5. формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;
6. использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
7. изучение и формирование творческой деятельности;
8. использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания.
Личностных функций определяется следующим образом: функции мотивации (понятие и обоснование деятельности); функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности); функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам по ведения); функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм); функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»); функции смысла творчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни); функции ориентации (построение личностной картины мира); функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности; функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими); функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.
Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности. В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности, их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.
2. Феномен личностно – ориентированного обучения
2.1. Модели личностно-ориентированного подхода
Существующие модели личностно-ориентированного подхода, можно условно разделить на три основные группы:
- социально-педагогическая,
- предметно-дидактическая,
- психологическая.
Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, «усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм. Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов. Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самой личности, как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания). Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: «мне интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь». Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).
Информация о работе Феномен личностно - ориентированного обучения