Феномен личностно - ориентированного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 14:04, реферат

Описание работы

Цель исследования: раскрыть сущность личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.
Предмет исследования: различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты различных подходов к проблеме личностно-ориентированного обучения: 5
1.1 Понятие личностно - ориентированного обучения 5
1.2 Изучение проблемы личностно - ориентированного обучения в отечественной и зарубежной психологии. 7
1.3 Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения. 9
2. Феномен личностно - ориентированного обучения 12
2.1 Модели личностно-ориентированной подхода 12
2.2 Компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении 15
2.3 Технология личностно-ориентированного обучения 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

психология сдать.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.

Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель. Знания организовывались степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:

1) предпочтений к работе с материалом разного предметного содержания;

2) интереса к его углубленному изучению;

З) ориентации личности к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.

Технология предметной дифференциации строилась на учете сложности и объема учебного материала (задания повышенно-пониженной трудности), для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы, программы. Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образовательная идеология при этом не менялась: поскольку личность продукт обучающих воздействий, значит, организуем их по принципу дифференциации. Организация знаний по научным направлениям, уровню их сложности (программированное, проблемное обучение) признавалась основным источником личностно-ориентированного подхода. Создавалась ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия (через организацию предметных знаний) определяли содержание личностного развития. Дифференциация обучения через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности, а не для ее изначального становления. В этих формах она не возникает, а лишь реализуется, наиболее оптимально развивается. Следует особо подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т.е. различий национальных, этнических, религиозных, мировоззренческих. Предметная содержание дифференциация, как уже отмечалось, строится с учетом содержания научного познания с опорой на классические образцы познания. На этой основе разрабатываются программный материал, научные тексты, дидактические материалы, это приводит к углублению познания, расширению объема научной информации, ее более теоретическому (методологическому) структурированию. Между тем не учет в организации предметной дифференциации духовной затрудняет не только регионализацию образования, но нередко порождает формализм в усвоении знаний расхождение между воспроизведением «правильных» знаний и их использованием, стремление скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить их социальным клише.

Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

 

 

 

 

 

2.2 Компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении

Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующее:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи в обучении, в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением и профессиональным самоопределением.

Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо руководителя. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Принцип самоактyализации. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной концепции личности учащегося, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию и само строительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Технология личностно-ориентированного обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности, создание необходимых и достаточных условий развития.

Индивидуальность рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека

Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием, в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий:

1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология задачного подхода);

2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидакто-коммуникативной среды, обеспечивающей субъективно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);

3) имитации социально-ролевых и пространственно временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (технология имитационных игр).

Триада "задача-диалог-игра" образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения.

I Задачи трех типов:

1) предметные, включающие фактический материал с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;

2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;

3) личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

II Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии:

1) диагностика готовности учащихся к диалоговому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов и задач;

4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

6) гипотетическое выявление зон импровизации, Т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

III Элементы имитационно-игровых ситуаций: игровые цели и правила, предметная сфера и методическое обеспечение игры, комплект ролей, сценарий как своего рода способ генерирования событий.

Таким образом, дидактическое обеспечение является неотъемлемой частью личностно- ориентированного подхода, основной целью которого является развитие личности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Раскрытие понятия личностно-ориентированного обучения возможно через раскрытие его основных идей, показателей и критериев. Цели личностно - ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие их индивидуальности; обучение как заданный норматив познания, переакцентируется на учение как процесс; учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного субъекта, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении. Субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая; при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»); усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

2. Изучив различные подходы, и, делая анализ на основе этих работ, мы выделили следующие общие признаки личностно-ориентированного обучения. Главная цель обучения – развитие личности учащегося; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса. Ведущими мотивами обучения, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения; педагоги и учащиеся являются полноправными субъектами процесса обучения; формирование прочных знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта.

3. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, причем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

Информация о работе Феномен личностно - ориентированного обучения