Феномен одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы заключается в том, что работать с одаренными детьми нужно работать в другом ключе, нежели с простыми детьми,необходимо немедленно развивать в ребенке эти способности, чтобы они не изжили себя.
ОБЪЕКТ исследования: одаренность.
ПРЕДМЕТ исследования: феномен одаренности.
ЦЕЛЬ: проанализировать вопрос одаренности

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности………
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности……..
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности………………………………………………….
2.2.Признаки одаренности………………………………………................
2.3.Типология одаренности………………………………………………..
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………..
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности……………………….
2.6.Проблемы одаренных детей…………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Моя курсовая 1 курс.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

 МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ,МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

                  ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

                                     КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ

 

 

                               ОТРОЩЕНКО  ОЛЬГА  ОЛЕГІВНА

 

               Курсова робота на тему: «Феномен  обдарованості»

 

 

                                                                                  Студентки 1 курсу

                                                                                  Філологічного факультету

                                                                                  Спеціальності «Психологія»

                                                                                 Денного відділення

 

                                                                                    Науковий керівник:

                                                                                   ас.Вільдгрубе

 

                                           

                                           Донецьк-2011

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности                          

       1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности………

      1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности……..

РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности        

        2.1.Понятие одаренности………………………………………………….

        2.2.Признаки одаренности………………………………………................

        2.3.Типология  одаренности………………………………………………..

        2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………..

        2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности……………………….

        2.6.Проблемы  одаренных детей…………………………………………...

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

 

 

 

 

 

                                               

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

       Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.                                                                                                                                                                                         Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству,создавать обстановку для этого. 
   Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

 

    АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы заключается в том, что работать с одаренными детьми нужно работать в другом ключе, нежели с простыми детьми,необходимо немедленно развивать в ребенке эти способности, чтобы они не изжили себя.

   ОБЪЕКТ исследования: одаренность.

    ПРЕДМЕТ исследования: феномен одаренности.

    ЦЕЛЬ: проанализировать вопрос одаренности   

    ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

- сделать теоритически анализ литературы  по проблеме;

- систематизировать исследования с проблемами изучения;

- сформулировать выводы;

- оформить и защитить работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

                      I.Подходы к изучению феномена одаренности

        1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаренности

       В зарубежной психологии проблема одаренности рассматривается не

только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Ф. Гальтон в своем

труде "Исследование человеческих способностей и их развитие"утверждал, что естественный отбор необходимо заменить искусственным, который поможет поддержать падающий интелектуальный потенциал в челове-ческом сообществе. В первой половине XX века многие зарубежные исследователи (А. Бине, Т. Симон, Л. Гермен) само понятие одаренность связывали прежде всего с высоким уровнем интеллектуальных  способностей. И лишь начиная с 50-х годов предметом интереса западных психологов становится творческая одаренность , в частности воображение.

В последние годы многочисленные зарубежные исследования одаенности показали, что для реализации творческого и интеллектуального потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и пси-

хологических  условий (Б. Блум, П. Кляйн, П. Торенс, Б. Уайт).Наибольшую роль в этом процессе играет окружение ребенка: семья,сверстники, педагоги.

 

       Группа молодых ученых – Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон, К.Тейлор и др. осуществила ряд крупных исследований,которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения .

     К началу 70–х гг. психология индивидуальных различий становится практической наукой. Исследования стремительно перемещаются в область образования. В конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем новая, прикладная область психологии – психология талантливых,но не успевающих в учебе детей , в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи .

      Работы Дж. Гилфорда показали , что к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии , вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность .Одаренные дети испытывают  в  школе “ дискриминацию ” из-за  отсутствия дифферцированного обучения,из-за ориентации школы на среднего ученика , из-за излишней унификации программ.

      К концу 70-х не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения .

      В начале 80-х был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высоко одаренных детей прогнозировать будущее , проигрывать ситуации риска и возможные выходы из таких ситуаций . В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков.

      Дифференцированное обучение в США переходит от составления более углубленных программ к программам с альтернативными подтемами , типами упражнений и разными стилями текстов .

      Дальнейшее развитие исследований и диагностики одаренности основывались на интегрированном представлении о познавательных процессах и их развитии.Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране.

       В. Штерн дал следующее определение одаренности:“Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности .

       Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики. Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная А.Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике– величине интеллектуального потенциала. Эта величина получила в дальнейшем название интеллектуального коэффициента (IQ) .

      История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности [15].

            1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности

          В отечественной психологии проблеме одаренности не уделялось     достаточного внимания.К числу первых работ по данной проблематике относятся исследования профессора Г. Россолимо, в которых он развивал идею сравнительного подхода к личности: ученый провел при ломоносовском обществе исследование и отбор высокоодаренных детей.

          В 30-е годы В.Экземплярский предложил разработать специальную программу с целью обучения одаренных детей в специальных школах. В      конце 50-х–начале 60-х годов XX века появились первые психологические работы по исследованию специальных способностей ( В. Крутецкий, Б.Теп-

лов.), мышления и творчества (А.Брушлинский, Я.Пономарев, С.Рубинштейн

и др.). Сейчас разрабатываются  различные теоритические концепции

одаренности (А.Матюшкин, Н.Шумакова,В. Юркевич).

 

              История развития исследований и практики обучения одарённых     детей в нашей стране прошла ряд этапов , соответствовавших  социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одарённости.  
              Проблема одарённости в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова «Способности и одарённость».   Он указывает: « При установлении основных понятий об одарённости наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака как,мне кажется,всегда заключаются            в понятии способность. 
           Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-пси-хологические особенности, отличающие одного человека от другого. 
           Во- вторых, способностями  называют не всякие вообще   ин -дивидуальные особенности , а лишь таких, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 
            В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». 
Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения.  
            Обсуждение зарубежного и отечественного опыта показывает, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одарённому ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности [15].

 

 

 

                                  II.Феномен одаренности

                                2.1. Понятие одаренности

Одаренность - это системное, развивающееся  в течение жизни качество психики, которое определяет возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов  в одном или нескольких видах  деятельности по сравнению с другими  людьми[13].

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет  компенсировать недостаточность отдельных  способностей за счет преимущественного  развития других[13].

- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

-   совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних  условий для выдающихся достижений  в деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [11].

На сегодняшний день большинство  психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат  сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью  ребенка (игровой, учебной, трудовой). В  то же время нельзя игнорировать и  роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования [5].

Большинство психологов рассматривает  креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной  мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П.Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения,возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации.Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений.Главную роль при этом играет дивергентное(идущее в разных направлениях)мышление,способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.Кроме того,в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно - личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции               Дж.Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов:интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче [9].

Информация о работе Феномен одаренности