Феномен одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы заключается в том, что работать с одаренными детьми нужно работать в другом ключе, нежели с простыми детьми,необходимо немедленно развивать в ребенке эти способности, чтобы они не изжили себя.
ОБЪЕКТ исследования: одаренность.
ПРЕДМЕТ исследования: феномен одаренности.
ЦЕЛЬ: проанализировать вопрос одаренности

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности………
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности……..
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности………………………………………………….
2.2.Признаки одаренности………………………………………................
2.3.Типология одаренности………………………………………………..
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………..
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности……………………….
2.6.Проблемы одаренных детей…………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Моя курсовая 1 курс.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

        Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “ Все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или другой ребенок может  проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том  же виде деятельности разные дети могут  обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется  в успешности деятельности, имеющей  стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально  организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие  не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи  или рассказы, но не хочет демонстрировать  их педагогу. Судить об одаренности  ребенка следует не только по его  школьной деятельности, но и по его  внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности  может быть недостаток (в силу условий  жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку  их усвоить, как его одаренность  становится явной и очевидной  для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности  проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и  т.п. могут привести к снижению показателей  успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более  или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное  знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что  существуют одаренные дети, чью одаренность  они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных  условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском  возрасте можно рассматривать в  качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует  учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской  одаренности. Одаренность конкретного  ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные  способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем  его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские  годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных  условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого  обстоятельства особенно важен при  организации практической работы с  одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой  фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм  ситуации, когда ребенок, привыкший  к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг  объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом  перестал считаться одаренным [10].

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад  в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито  чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в  общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать  характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность —  непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности  влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание  у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем  большинстве случаев при доминировании  первого над вторым) делает процесс  получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных  присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании  с огромными знаниями и творческими  способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и  значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует  использовать понятие “признаки  одаренности ребенка”(или понятие“ребенок с признаками одаренности”)[19].

                             2.2. Признаки одаренности

Признаки одаренности – это  те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его  реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в  ее определении и связаны с  высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка  следует судить в единстве категорий  “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта  поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения  одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий  деятельности. Способы деятельности  одаренного ребенка обеспечивают  ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности  и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение  новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности  за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее  появление, на первый взгляд, неожиданных  идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка  характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как  выход за пределы требований выполняемой  деятельности.

2. Сформированность качественно  своеобразного индивидуального  стиля деятельности, выражающегося  в склонности “все делать по-своему”  и связанного с присущей одаренному  ребенку самодостаточной системой  саморегуляции. Индивидуализация  способов деятельности выражается  в элементах уникальности ее  продукта.

3. Высокая структурированность  знаний, умение видеть изучаемый  предмет в системе, свернутость  способов действий в соответствующей  предметной области, что проявляется  в способности одаренного ребенка,  с одной стороны, практически  мгновенно схватывать наиболее  существенную деталь (факт) среди  множества других предметных  сведений (впечатлений, образов,  понятий и т.д.) и, с другой  стороны, удивительно легко переходить  от единичной детали (факта) к  ее обобщению и развернутому  контексту ее интерпретации. Иными  словами, своеобразие способов  деятельности одаренного ребенка  проявляется в его способности  в сложном видеть простое, а  в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он  может проявляться как в высокой  скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе  обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность  к определенным сторонам предметной  действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным  формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства  удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к  тем или иным занятиям или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность,  любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий  и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели, стремление  к совершенству [6].

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут  рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно  как порождающие ее. Поэтому наличие  указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для  предположения об одаренности, а  не для вывода о ее безусловном  наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение  одаренного ребенка совсем не обязательно  должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности  вариативны и часто противоречивы  по своим проявлениям, поскольку  в сильной мере зависимы от социального  контекста. Тем не менее, даже наличие  одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного  индивидуального случая [16].

                         2.3.Типология одаренности

Понимание типологии одаренности  – это первый и необходимый  шаг на пути конкретной работы с  одаренными учениками, действенной  помощи в развитии, укреплении и  реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам  одаренности, рассмотрим некоторые  из них.

Одаренность общая и специальная.Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,–если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также традиционно  существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов  одаренности существует столько, сколько  может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому  подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности  вообще, нужно говорить об одаренности  музыкальной, математической и т.д.

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в  пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная одаренность  в природе – большая редкость.

Этот вопрос нужно рассматривать  и в возрастном аспекте. Одаренность  на разных возрастных этапах (старший  дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться  как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон  накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность  приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься [3].

Существует деление одаренности  на четыре группы:

-   Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-   Дети с высоким уровнем творческих способностей;

- Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

-   Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность) [13].

Творческая  и интеллектуальная одаренность.Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению)[12].

      Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л.С.Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается [4].

Информация о работе Феномен одаренности