Феномен одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы заключается в том, что работать с одаренными детьми нужно работать в другом ключе, нежели с простыми детьми,необходимо немедленно развивать в ребенке эти способности, чтобы они не изжили себя.
ОБЪЕКТ исследования: одаренность.
ПРЕДМЕТ исследования: феномен одаренности.
ЦЕЛЬ: проанализировать вопрос одаренности

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности………
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности……..
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности………………………………………………….
2.2.Признаки одаренности………………………………………................
2.3.Типология одаренности………………………………………………..
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………..
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности……………………….
2.6.Проблемы одаренных детей…………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Моя курсовая 1 курс.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

     2.4.Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей - продолжительный  процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная  идентификация одаренности посредством  какой-либо одноразовой процедуры  тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Проблема выявления одаренных  детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться  в его судьбу, заранее предопределяя  его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных”  и “неодаренных” коренятся в  неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская  одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный  ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания  разных сторон поведения и  деятельности ребенка, что позволит  использовать различные источники  информации и охватить как  можно более широкий спектр  его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое  во времени наблюдение за поведением  данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех  сферах деятельности, которые в  максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов,  в рамках которых можно организовывать  определенные развивающие влияния,  снимать типичные для данного  ребенка психологические “преграды”  и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного  ребенка экспертов: специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития;

7) преимущественная опора на  экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов  деятельности, наблюдение, беседа, экспертные  оценки учителей и родителей,  естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности  нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет  полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный  ребенок или, напротив, к числу  одаренных может быть отнесен  ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей  деятельности (случаи рассогласования  диагноза и прогноза) [1].

Навешивание ярлыков типа “одаренный”  или “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в  диагностических заключениях. Как  убедительно показывают психологические  данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка [2].

Признание роли социальных условий, в  которых развивается ребенок, требует  создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).

Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

Итак, проблема выявления одаренных  детей сложна и требует привлечения  специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут  быть раз и навсегда зафиксированы [18].

                         2.5.Факторы, влияющие на развитие одаренности

Личность одаренного ребенка несет  на себе явные свидетельства его  незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего  его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся  до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты  личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

1. Неравномерность возрастного  развития одаренных детей

2.Семья одаренного ребенка

3.Взаимоотношения одаренного ребенка  со сверстниками и взрослыми.

4. Личность одаренного ребенка

5. Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом  гораздо более благополучны, чем  другие дети: не испытывают проблем  в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой  обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного  личностного и профессионального  самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий  для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются  проблемы:

- общения, социального поведения,

- дислексия - слабое развитие  речи

- эмоционального развития,

- дисинхронизация развития

- физического развития,

- саморегуляции,

- отсутствие творческих проявлений,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации 

          С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем[7].

                                   2.6. Проблемы одаренных детей

  1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Нет никакого сомнения, что при  соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной  системе развития мотивации эта  проблема интеллектуально одаренных  детей может быть успешно преодолена.

Недостаточный психологический уровень  подготовки учителя для работы с  детьми, проявляющими нестандартность  в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и.  Непереносимость регламентации, монотонии расценивается как  глупость, упрямство, лень. Психологи  считают, что такие оценки часто  являются следствием неадекватного  понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные  дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают  сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота  и С. Толана, состоит как раз  в том, что сам одаренный ребенок  без специальной помощи психолога  или квалифицированного учителя  не может понять, в чем причина  его сопротивления тем видам  работ, которые охотно выполняются  другими детьми.

Одаренный ребенок все делает быстрее  других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить –  возникает конфликт. Ведь учитель  направлен на обучение группы детей  и в такой ситуации одаренный  ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок находится в  группе продолжительное время и  учителя ничего не делают, чтобы  поддержать и дать возможность адекватно  развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка развития, снижается  мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован.

  2.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 3.Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

  4.Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).

 5.Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

            6.Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

   7.У многих одаренных детей выявляются также недостаточный    уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

   8.Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

   9.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

  10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

  11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

  12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

 13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

Информация о работе Феномен одаренности