Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 06:44, реферат
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
УДК 37.013-053.5
ГИН
Светлана Ивановна
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи)
Минск, 2010
Работа выполнена в Государстве
«Академия последипломного образования»
Научный руководитель –
|
Шилько Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» |
Официальные оппоненты: |
Савенков Александр Ильич доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета |
Грабчикова Елена Самарьевна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий аспирантурой и докторантурой Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь | |
Оппонирующая организация –
|
учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» |
Защита состоится 06 апреля 2010 года в 14.00 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.21.02 при учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по адресу: 220050, г. Минск ул. Советская, д. 18, ауд. 482, andaralo.50@mail.ru, тел. 200 82 53.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Автореферат разослан 04 марта 2010 года.
Ученый секретарь
совета по защите диссертаций
ВВЕДЕНИЕ
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.
На протяжении длительного периода обучение в школе носило репродуктивный, информационный характер, приоритетная роль отводилась знаниям, умениям и навыкам; применяемые способы преподавания не всегда были ориентированы на активный характер познавательной деятельности. В условиях модернизации образования главной целью становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие.
В системе образования важное место отводится начальному периоду обучения: именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах. Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (2002 г.) развитие творческих способностей учащихся определено в качестве одной из ключевых задач начальной школы.
Цели образования реализуются через выполнение образовательных стандартов и программ обучения в начальной школе. Стандартами определяется, что начальная школа (общее начальное образование) призвана обеспечить «становление личности учащегося, выявление и развитие способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов». Программы обучения конкретизируют цели и задачи стандарта применительно к определенным предметным областям.
Образовательная область «Русский язык» одной из основных задач выделяет развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В качестве творческих умений по русскому языку называются владение навыками составления загадок, умение подбирать заголовок к тексту, составлять текст по заданной ситуации (плану, рисунку), воспроизводить текст от лица другого рассказчика. Образовательная область «Литературное чтение» как одну из задач ставит развитие творческих способностей, а основным образовательным компонентом программы для активизации и развития потенциальных возможностей учащихся определено литературное творчество. Творчество младших школьников реализуется через сочинение загадок, стихотворений, сказок, инсценировок; умение составлять творческие пересказы и собственные рассказы. Природа искусства слова предполагает взаимодействие с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение) и их взаимообогащение. В образовательной области «Математика» обращается внимание на принцип гуманизации математического образования, согласно которому преподавание математики должно отвечать общечеловеческим потребностям личности. Интегрированный учебный курс «Человек и мир», взаимодействуя со всеми предметами учебного плана начальной школы, обеспечивает формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности.
С сентября 2002 г. в образовательных
учреждениях Беларуси введена 10-балльная
оценка результатов учебной
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития образования в Республике Беларусь нормативные документы ориентируют начальную школу на развитие творческих способностей учащихся.
В современной педагогической
и психологической науке
Для осмысления сущности процесса формирования креативности младших школьников значимыми являются фундаментальные исследования психологии творчества Н.А. Бердяева, В.С. Библера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Б.М. Кедрова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова и др. Проблема развития общих и специальных способностей раскрывается в работах Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. Разработке психологических закономерностей творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста посвящены исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, И.М. Розета, Д.Б. Эльконина и др. Вопросы теории и практики проблемного обучения рассматривали А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др. Идея развития личности посредством создания условий для творческой деятельности исследовалась Н.Ф. Талызиной, выявление предрасположенности к определенному виду деятельности стало предметом исследований Н.Д. Левитова, сущностные аспекты педагогического творчества проанализированы в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой. Во второй половине ХХ века проблемы развития творческих способностей детей изучали российские ученые Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков, А.В. Симановский, А.В. Хуторской и др. Значительную роль в раскрытии феномена творчества и проблемы формирования творческой личности сыграли белорусские ученые Н.Ф. Вишнякова, А.И. Жук, Н.В. Кухарев, В.Н. Наумчик, В.П. Пархоменко, В.С. Решетько, И.Ф. Харламов, И.И. Цыркун и др.
Проблема творческого развития учащихся нашла отражение в диссертационных исследованиях по педагогике. Так, работа Н.В. Амасович посвящена формированию опыта творческой деятельности младших школьников на уроках чтения; разработки В.Г. Кухаронок, И.А. Малаховой относятся к изучению проблемы воздействия искусства на развитие творческих качеств личности; в исследовании М.А. Сковороды раскрываются психолого-педагогические условия развития творческой самодеятельности учащихся, в работе С.В. Чумаковой разработана система учебных творческих заданий для применения на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.
Анализ литературы свидетельствует, что проблема творческого развития личности находится в центре внимания многих исследователей. Однако до настоящего времени методики развития креативности младших школьников являются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и практическом плане, не в полной мере учитываются современные инновационные технологии обучения детей творчеству, среди которых ведущее место занимает ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Исследовав развитие технических систем, Г.С. Альтшуллер доказал, что оно соответствует всеобщим принципам развития. Он сформулировал ряд законов развития технических систем и разработал основы ТРИЗ (1956 г.). С конца 80-х годов ХХ в. проводятся исследования, связанные с применением методов и приемов ТРИЗ в педагогике.
На сегодняшний день технология применения ТРИЗ в учебном процессе является недостаточно разработанной, нечетко определены содержание и методика обучения. Вместе с тем опыт использования ТРИЗ в педагогике может содействовать совершенствованию процесса развития творческих способностей учащихся.
Таким образом, анализ опыта деятельности начальной школы, научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала учащихся и недостаточной сформированностью креативности у детей младшего школьного возраста.
Это противоречие обусловлено несоответствием между:
– необходимостью развития творческой личности школьника и сохранившимися «традициями» репродуктивного обучения;
– потребностью внедрения методов и приемов обучения, способствующих развитию креативности, и недостаточной их разработанностью и систематизацией;
– потенциальной способностью каждого ребенка к творческой деятельности и недостаточно сформированными умениями и навыками ее осуществления.
В связи с этим возникает
необходимость в
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Связь работы с крупными научными программами, темами
Тема диссертации
Работа выполнена в рамках отраслевой научно-технической программы «Образование и здоровье», включенной в научный план работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» на 2006–2008 гг. (ГР № 20063280 от 16.11.2006 г.).
На протяжении 1999–2006 гг. исследование осуществлялось в рамках проводимой в системе образования экспериментальной и инновационной деятельности:
Цель и задачи исследования:
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.
Задачи исследования:
Объект исследования: процесс обучения в начальных классах.
Предмет исследования: формирование креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.
Положения, выносимые на защиту:
Информация о работе Формирование креативности младших школьников в процессе обучения