Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 06:44, реферат
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.
2. Модель формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ включает цель (повышение эффективности развития основных характеристик креативности); концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода к формированию креативности младших школьников; принципы общедидактические (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактические (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества); способы обучения (игровые, проектные, эвристические); методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры: «хорошо-плохо», «да-нетка», «метод маленьких человечков»); формы обучения (групповые, индивидуальные); условия (создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственной креативности, взаимодействие педагога с родителями); результат (умение формулировать проблему, генерировать идеи и выдвигать гипотезы; давать оценочные суждения, обобщать мыслительные операции, изменять и преобразовывать задания, осуществлять перенос знаний и умений на незнакомые ситуации) и раскрывает организационно-методическую структуру процесса формирования креативности.
3. Методика формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ имеет целью повышение уровня креативности учащихся и реализуется в соответствии с программой «Развитие творческих способностей», состоящей из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс), учитывающей психологические особенности учащихся каждого возрастного периода, что обеспечило содержательную и логическую преемственность. Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются: проблемный характер предъявления учебного материала; обучение посредством специально организованных диалогов; минимизация теоретического материала; использование методов и приемов, разработанных в ТРИЗ; широкое применение дидактических игр и упражнений. Дополнительно для усиления творческой направленности содержания общеобразовательных предметов разработаны приемы преобразования учебного материала: поиск многовариантности, переформулирование условия, выход за рамки задания, соотнесение учебной информации с реальностью, творческая аналогия.
4. Методическое обеспечение процесса формирования креативности младших школьников включает:
– программу «Развитие творческих способностей» (школьный компонент, 1–4 классы), утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (2006 г.);
– комплект учебно-методических пособий: «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», реализующих содержание данной программы;
– методические пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и «Первые дни в школе», обеспечивающие преемственность процесса формирования креативности между дошкольным и начальным образованием;
– программу и учебно-тематический план проведения авторских семинаров и авторских курсов в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
Личный вклад соискателя
Исследование является самостоятельно выполненной работой, в ходе которой обоснована методическая направленность использования ТРИЗ в процессе формирования креативности учащихся начальных классов. Создана модель формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ, включающая цель, концептуальные идеи, принципы, способы обучения, методы и приемы ТРИЗ, условия, результат. Разработана методика формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ. Разработано методическое обеспечение процесса формирования креативности младших школьников. Осуществлено экспериментальное апробирование и внедрение основных результатов исследования в практику работы учреждений образования и в систему повышения квалификации учителей начальных классов.
Апробация результатов диссертации осуществлялась посредством:
1) публикаций в научно-
2) выступлений на международных научно-практических конференциях: «Беларуская пачатковая школа: праблемы и перспектывы развiцця» (Мозырь, 1998), «Организационно-педагогические условия создания адаптивной среды обучения для развития инициативно-творческой личности учащегося» (Минск, 2007), межрегиональных научно-практических конференциях по развитию творческих способностей учащихся начальных классов (Челябинск, 1999; 2000; 2002), республиканском научно-практическом семинаре по инновационным технологиям (Гомель, 2000), республиканском научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей младших школьников» (Гомель, 2007), республиканском семинаре «Развитие творческих способностей младших школьников: авторская программа занятий по интересам С.И. Гин» (Минск, 2007), круглом столе Национального института образования «Учебно-методическое обеспечение начального образования: состояние, проблемы, перспективы» (Минск, 2006), областной научно-практической конференции «Креативные подходы в организации образовательного процесса» (Гомель, 2007), областной научно-практической конференции «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников» (Минск, 2009), областном семинаре «Развитие творческих способностей младших школьников» (Могилев, 2008), областном семинаре «Использование метода проектов при организации образовательного процесса в начальной школе» (Гомель, 2009);
3) проведения авторских семинаров в городах Винница (2002; 2003), Гомель (2005), Гродно (2007; 2008; 2009), Калининград (2003), Киев (1998), Минск (2005; 2006; 2007), Могилев (2008), Мозырь (1996; 2008), Москва (2007; 2008; 2009), Новокузнецк (2003), Петрозаводск (1992), Санкт-Петербург (1998; 2003; 2006), Челябинск (1998);
4) проведения авторских курсов в областном институте развития образования (Гомель, 2000; 2001; 2002; 2003; 2007; 2008);
5) участия в профессиональных
конкурсах: Международном
6) непосредственной
7) включения программы «Развитие творческих способностей» в состав программ школьного компонента для 1–4 классов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь (2006 г.).
Опубликованность результатов диссертации: положения, выводы, рекомендации и основные результаты исследования нашли отражение в 12 статьях в журналах и сборниках (4,1 авторского листа), 6 материалах и тезисах научно-практических конференций (0,7 авторского листа), 6 учебно-методических пособиях (46,4 авторского листа), 1 учебной программе (0,9 авторского листа).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Полный объем диссертации – 182 страницы, основной текст составляет 92 страницы, включая 14 таблиц на 14 страницах, 4 рисунка на 4 страницах, 40 приложений на 72 страницах. Библиографический список состоит из 267 наименований на русском, белорусском, английском языках (включая 25 публикаций соискателя).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность темы исследования и необходимость формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.
В главе 1 «Теоретический анализ проблемы формирования креативности младших школьников» рассмотрены психолого-педагогические аспекты формирования креативности, обоснована методическая направленность использования ТРИЗ для формирования креативности младших школьников, представлена модель формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ.
Проблеме формирования креативности на разных этапах развития общества посвящались исследования философов, психологов, педагогов. Философия рассматривает вопросы сущности творчества с методологических позиций (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров и др.), психология исследует механизмы творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.В. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, О.К. Тихомиров, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, В.С. Юркевич и др.), педагогика и частные методики изучают пути и закономерности, формы и методы, условия возникновения и формирования, приемы и средства развития творческих способностей (В.П. Беспалько, Н.Ф. Вишнякова, А.И. Жук, И.А. Зимняя, Н.В. Кухарев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.П. Пархоменко, А.В. Хуторской, И.И. Цыркун и др.). Для нашего исследования необходимо было рассмотреть креативность как формируемое качество у младших школьников.
Креативность является сложным многоуровневым интегральным образованием, взаимосвязанным с различными психическими процессами и характеристиками, развивается в детском возрасте. Наиболее характерными для учащихся младшего школьного возраста являются следующие ее показатели: творческая мотивация, повышенная эмоциональная чувствительность, познавательная активность, стремление к фантазированию, оригинальность, дивергентное мышление, чувствительность к проблемам, вариативность, чувство юмора, критичность, независимость.
Формирование креативности осуществляется с помощью разнообразных методов, средств, форм, методических приемов, использование которых позволяет развивать у учащихся дивергентное мышление, познавательную активность, творческую мотивацию и др. Одним из средств формирования креативности младших школьников является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Основные положения теории были разработаны в 60-70 гг. ХХ в. Г.С. Альтшуллером и его научной школой. К числу базисных положений ТРИЗ относятся следующие: технические системы развиваются по определенным объективным законам, что позволяет целенаправленно, без перебора множества вариантов решать изобретательские задачи, отличительным признаком которых является наличие противоречия; теория – катализатор творческого решения проблемы, знания – инструмент, основа творческой интуиции; творческими способностями наделен каждый; творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в ТРИЗ занимает курс развития творческого воображения, предназначенный для преодоления стереотипов мышления. С появлением ТРИЗ возрастает практическая возможность массового обучения технологии творчества.
При использовании в процессе обучения методов и приемов ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный, в первую очередь, на самостоятельную генерацию знаний, развиваются умения видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности, совершенствуются умения выделять закономерности исследуемого явления, возникает установка на использование ресурсов для решения поставленной задачи, происходит воспитание мировоззренческой позиции восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Анализ и обобщение публикаций по использованию ТРИЗ в педагогике позволяют констатировать прикладной характер данного направления, концептуальные теоретические положения которого еще разрабатываются.
Структурно содержание использования современной ТРИЗ в обучении можно представить как взаимосвязь таких компонентов, как развитие творческого мышления (включающего умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации и др.), творческого воображения (основными направлениями которого являются: активизация каналов восприятия, обучение приемам снижения психологической инерции, развитие творческой интуиции и др.), творческой личности (овладевающей способами организации творческого труда: умением планировать работу, освоением навыком обработки информации, повышением работоспособности, развивающей рефлексивные способности и др.). Накопленный в педагогике опыт использования ТРИЗ по развитию творческого мышления и воображения будет способствовать повышению эффективности формирования творческих способностей учащихся.
Одной из задач нашего исследования являлась разработка модели формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ. Для решения поставленной задачи мы опирались на опыт проектирования педагогических технологий и разработки частных методик обучения в начальных классах.
В представленной модели формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ раскрывается организационно-методическая структура процесса формирования креативности, основывающаяся на концептуальных идеях личностно-деятельностного подхода. Обучение младших школьников строится на общедидактических (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактических (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества) принципах, что предполагает активное использование в учебном процессе продуктивных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых занимают методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры). Условиями, необходимыми для развития креативности младших школьников, являются: создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственной креативности, взаимодействие педагога с родителями. В результате обучения происходит личностное развитие учащихся, повышение степени мотивации и эмоциональности, познавательной активности, творческой реализации всех участников образовательного процесса.
Рисунок – Модель формирования креативности
младших школьников
в процессе обучения с использованием
ТРИЗ
В главе 2 «Методика формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ» представлены результаты диагностики уровней сформированности креативности младших школьников; содержание методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ; результаты опытно-экспериментальной работы по формированию креативности младших школьников в процессе обучения.
Для изучения современного состояния проблемы формирования креативности в начальной школе был проведен педагогический эксперимент, который включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы. При проведении педагогического эксперимента были использованы следующие методы: наблюдение за процессом обучения в экспериментальных и контрольных классах, анкетирование и беседы с учителями и учащимися, диагностика, статистические методы обработки результатов, анализ и обобщение полученных данных.
Информация о работе Формирование креативности младших школьников в процессе обучения