Формирование креативности младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 06:44, реферат

Описание работы

Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Файлы: 1 файл

Формирование креативности младших школьников.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Цель констатирующего  этапа эксперимента состояла в изучении проблемы формирования креативности в практике современного образовательного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать содержание уроков в начальной школе; провести анкетирование учителей, обобщить педагогический опыт; выявить динамику уровня развития креативных качеств учащихся.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил установить: при изучении содержания 142 открытых уроков и их конспектов по предметам «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Человек и мир» оказалось, что планы 73 % уроков не предусматривали даже единичных заданий творческого характера. Анализ анкет учителей начальных классов по проблеме развития творческих способностей свидетельствует о недостаточном уровне теоретической и практической готовности к креативному обучению. Для проведения диагностики уровня развития креативности младших школьников были определены следующие основные качества: невербальная оригинальность, вербальная оригинальность, гибкость, продуктивность, чувствительность к противоречиям, вариативность. Существенных отличий по исходному уровню их сформированности  у учащихся экспериментальных и контрольных классов не выявлено. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии целенаправленного обучения процесс развития креативных качеств осуществляется стихийно, не обеспечивая полноценной творческой реализации личности.

Целью формирующего этапа  эксперимента являлись разработка и  внедрение методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения. На данном этапе были поставлены следующие задачи: разработать методическое обеспечение проведения эксперимента, определить экспериментальные площадки, организовать обучение учителей.

Одним из вариантов решения проблемы формирования креативности младших школьников является использование часов факультативных занятий для организации соответствующего целенаправленного обучения. Нами была разработана программа «Развитие творческих способностей», предусматривающая проведение занятий один раз в неделю на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Целью данной программы являлось повышение уровня креативности младших школьников как системного свойства личности. Это отличает ее  от других, предполагающих использование в обучении отдельных приемов и упражнений для развития творческого мышления.  Программа «Развитие творческих способностей» состоит из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс).

Эксперимент по внедрению методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения проходил в 2003–2007 гг. на базе СШ №№ 10, 27, 41, 63 г. Гомеля. Из числа участников констатирующего этапа эксперимента в сентябре 2003 г. были сформированы контрольная (86 учеников) и экспериментальная (87 учеников) группы.

Вследствие  новизны и многоаспектности предлагаемой методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения была организована специальная подготовка учителей начальной школы для обеспечения эффективности дальнейшей работы. Были использованы такие формы повышения квалификации, как занятия творческой группы,  авторский  семинар,  авторские курсы.

Для подтверждения  эффективности методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения в 2007 г. был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого являлась итоговая диагностика учащихся  экспериментальных и контрольных классов (четвертый год обучения).

В ходе педагогического  эксперимента отмечалась положительная  динамика формирования выделенных качеств в экспериментальных классах к концу обучения. Для оценки достоверности различия полученных экспериментальных данных использовался Т-критерий Стьюдента. Результаты итоговой диагностики классов показали: полученный коэффициент равен 2,65, что больше стандартного коэффициента, равного 2,61 (для объема выборки 150–200 объектов, с вероятностью 99 %).

Таким образом, различия между контрольными и экспериментальными классами являются статистически значимыми, что подтверждает эффективность экспериментального обучения. Было отмечено, что развивающий эффект может быть значительно усилен, если методика формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием  ТРИЗ будет использоваться не только на факультативных занятиях, но и при преподавании общеобразовательных предметов, что позволяет переориентировать весь процесс обучения в начальной школе на формирование творческих качеств личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные научные  результаты диссертации

1. Проведенное научное исследование позволило обосновать методическую направленность использования ТРИЗ для формирования креативности учащихся начальных классов. В результате теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы установлено, что креативность определяется как одно из ведущих свойств личности интегративно-комплексного характера, взаимосвязанное с различными психическими процессами и характеристиками. Развиваясь в процессе деятельности, исследуемый феномен функционально закрепляется и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового, определяя тем самым творческий стиль самой деятельности.

Одним из средств формирования креативности младших школьников является применение ТРИЗ, обусловленное включением учащихся в специально организованную, постепенно усложняющуюся образовательную деятельность, обеспечивающую развитие креативных качеств личности: творческой мотивации, любознательности, стремления к фантазированию, дивергентного мышления, чувствительности к проблемам, изобретательности, оригинальности, эмоциональности, продуктивности [4; 5; 7; 12; 15]. 

2. В ходе исследования создана модель формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ, в которой раскрывается организационно-методическая структура процесса формирования креативности. Модель включает цель (повышение эффективности развития основных характеристик креативности); концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода к формированию креативности младших школьников; принципы общедидактические (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактические (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества); способы обучения (игровые, проектные, эвристические); методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры: «хорошо-плохо», «да-нетка», «метод маленьких человечков»); формы обучения (групповые, индивидуальные); условия (создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственной креативности, взаимодействие педагога с родителями); результат (умение формулировать проблему, генерировать идеи и выдвигать гипотезы; давать оценочные суждения, обобщать мыслительные операции, изменять и преобразовывать задания, осуществлять  перенос знаний и умений на незнакомые ситуации) [3; 6; 7; 10; 12; 15].

3. Разработанная и апробированная методика формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ имеет целью повышение уровня креативности учащихся;  реализуется в соответствии  с программой «Развитие творческих способностей», состоящей из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс). В методике учтены психологические особенности учащихся каждого возрастного периода, что позволило обеспечить содержательную и логическую преемственность. Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются: проблемный характер предъявления учебного материала;  обучение посредством специально организованных диалогов; минимизация теоретического материала; использование методов и приемов, разработанных в ТРИЗ; широкое применение дидактических игр и упражнений и др. Постановка и разрешение проблемы проходят по алгоритму исследования объекта, используемому в ТРИЗ: сбор информационного фонда → обработка фонда, выявление моделей → сбор дополнительной информации и описание ее в выбранной модели → выявление противоречий между новой информацией и построенной моделью → разрешение противоречия, построение новой модели.

В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергается, но дополняется проведением занятий по интересам по программе «Развитие творческих способностей» и обогащается за счет переноса полученных знаний и умений на содержание общеобразовательных предметов начальной школы. Дополнительно для усиления творческой направленности содержания общеобразовательных предметов разработаны приемы преобразования учебного материала: поиск многовариантности, переформулирование условия, выход за рамки задания, соотнесение учебной информации с реальностью, творческая аналогия [3; 5; 7; 10; 11; 15; 18].

4. Разработанное методическое обеспечение процесса формирования креативности младших школьников  включает:

–  программу «Развитие творческих способностей» (школьный компонент, 1–4 классы), утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (2006 г.);

–  комплект учебно-методических пособий: «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», реализующих содержание данной программы;

–  методические пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и  «Первые дни в школе», обеспечивающие преемственность процесса формирования креативности между дошкольным и начальным образованием;

–  программу и учебно-тематический план проведения авторских семинаров и авторских курсов в системе повышения квалификации учителей начальных классов.

Использование методического обеспечения процесса формирования креативности младших школьников позволяет создать необходимые условия для успешной и продуктивной работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей учащихся [1; 2; 8; 9; 13; 14; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25].

  1. В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что использование методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения способствует экспериментально достоверному повышению уровня сформированности таких креативных качеств личности младших школьников, как вербальная и образная оригинальность, продуктивность, гибкость, чувствительность к противоречиям, вариативность. Высокий уровень исследуемых параметров отмечался у 46 % учащихся экспериментальных классов, низкий у 16 % (в контрольных классах, соответственно, у 21 %  и 43 % учащихся). Развивающий эффект повышается, если данная методика используется в процессе преподавания общеобразовательных предметов в начальных классах [4; 15; 16; 17].  

 

Рекомендации  по практическому использованию  результатов

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы  учителями начальных классов  для повышения эффективности процесса формирования креативности учащихся; специалистами дошкольных учреждений для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием; специалистами, работающими в системе повышения квалификации учителей; преподавателями высших и средних специальных педагогических учебных заведений при чтении лекций по методике начального обучения, авторами учебников для начальной школы.

Разработанная программа  «Развитие творческих способностей», учебно-методические пособия «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», методические пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду», «Первые дни в школе» являются коммерческими продуктами, способными достичь высокого экономического эффекта при реализации в сфере образования.

Дальнейшая разработка проблемы формирования креативности в начальной школе может проходить в направлении совершенствования как теории, так и практики креативного обучения, а также оценки его эффективности.

 

 

 

 

Список публикаций соискателя

 

Статьи в  журналах

  1. Гин, С.И. Мир человека / С.И. Гин // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 8. – С. 73–78.
  2. Гин, С.И. Встреча с миром логики / С.И. Гин // Сельская школа. – 2001. – № 4. – С. 93–95.
  3. Гин, С.И. Каша из топора, или Как сделать урок интересным / С.И. Гин // Пачатковая школа. – 2004. – № 11. – С. 34–36.
  4. Гин, С.И. Условия формирования креативности / С.И. Гин // Адукацыя i выхаванне. – 2005. – № 7. – С. 60–65.
  5. Гин, С.И. Учить по-тризовски, это как? / С.И. Гин // Пачатковая школа. – 2005. – № 7. – С. 24–26.
  6. Гин, С.И. Учить по-тризовски – как? / С.И. Гин // Педагогическая техника. – 2006. – № 3. – С. 34–38.
  7. Гин, С.И. ТРИЗ и формирование креативности школьников / С.И. Гин // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 66–72.

 

Статьи в  сборниках

8. Гин, С.И. То так, а то – наоборот, или, по-ученому, бином антонимов / С.И. Гин // Педагогика + ТРИЗ: сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. – Минск.: ПК ОО «Полибиг», 1997. – Вып. 3. – С. 24–29.

9.  Гин, С.И. Встреча с миром логики / С.И. Гин // Педагогика + ТРИЗ: сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. – М.: Вита-Пресс, 2000. – Вып. 5. – С. 26–30.

10. Гин, С.И. Хороший урок по плохому учебнику / С.И. Гин // Педагогика + ТРИЗ:  сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. –  М.: Вита- пресс, 2001. – Вып. 6. – С. 49–53.

11. Гин, С.И. «Противоречия в окружающем»: конспект урока / С.И. Гин // Международный конкурс педагогов: сб. материалов 1-го подсеминара междунар. конкурса педагогов в «Артеке» (школьные учителя) / Международный детский центр «Артек»; ред. В.С. Гармаш. – Артек, 2002. – С. 51–58.

12. Гин, С.И. Педагогические аспекты формирования креативности младших школьников / С.И. Гин // Развитие творческих способностей учащихся начальных классов: сб. ст. и метод. рекомендаций / ГОИПК и ПРР и СО; сост. Ж.Н. Цуранова. – Гомель, 2007. – С. 10–21.

Информация о работе Формирование креативности младших школьников в процессе обучения