Формирование креативности младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 06:44, реферат

Описание работы

Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Файлы: 1 файл

Формирование креативности младших школьников.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

Материалы и  тезисы докладов научных конференций

13. Гин, С.И. Авторский цикл «Открытый мир» методических пособий для учителей начальной школы / С.И. Гин // Беларуская пачатковая школа: праблемы i перспектывы развiцця: материалы междунар. науч.-метод. конф., Мозырь, 29-30 сент. 1998 г.: в 3 ч. / Мозырский гос. пед. ун-т; под ред. В.В. Валетова. – Мозырь, 1999. – Ч.1. – С. 85–87.

14. Гин, С.И. Из опыта работы по ТРИЗ с воспитателями детских садов / С.И. Гин // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тез. докл. второй регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 4-5 июня 1999 г. / Челябинск. гос. пед. ун-т; сост. В.И. Авдевич [и др.]. – Челябинск, 1999. –  С. 23–24.

15. Гин, С.И. Элементы ТРИЗ в начальной школе / С.И. Гин // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тез. докл. второй регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 4-5 июня 1999 г. / Челябинск. гос. пед. ун-т; сост. В.И. Авдевич [и др.]. – Челябинск, 1999. – С. 41–42.

16. Гин, С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе / С.И. Гин // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тез. докл. третьей регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 2-3 июня 2000 г. / Челябинск. гос. пед. ун-т; сост. В.И. Авдевич [и др.].  – Челябинск, 2000. – С. 45–46.

17. Гин, С.И. Размышления об итоговой неделе в экспериментальном классе / С.И. Гин // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания детей на основе ТРИЗ: материалы V междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 24-26 июня 2002 г.: в 2 ч. / Челябинск. гос. пед. ун-т; сост. В.Г. Березина [и др.]. – Челябинск, 2004. – Ч. 2. – С. 41–43.

18. Гин, С.И. Научно-методическое обеспечение процесса формирования креативности младших школьников / С.И. Гин // Креативные подходы в организации образовательного процесса: материалы науч.-практ. конф., Гомель, 20 дек. 2007 г.: в 3 ч. / ГОИПК и ПРР и СО; редкол. А.З. Бежанишвили [и др.]. – Гомель, 2007. – Ч. 1. – С. 85–89.

 

Учебно-методические пособия

19. Гин, С.И. Мир логики: учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы / С.И. Гин. – Минск: УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 2 изд. – 144 с.

20. Гин, С.И. Мир фантазии: учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы / С.И. Гин. – Минск: УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 2 изд. – 128 с.

21. Гин, С.И. Мир загадок: учеб.-метод. пособие для учителей начальной школы / С.И. Гин. – Минск: УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 3 изд. – 126 с.

22. Гин, С.И. Мир человека: метод. пособие для учителя начальной школы / С.И. Гин. – Минск: УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 3 изд. – 144 с.

23. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учрежд. / С.И. Гин. – Минск: УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 4 изд. – 112 с.

 

24. Гин, С.И. Первые дни в школе: пособие для учителей первых классов /

С.И. Гин, И.Е. Прокопенко. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 6 изд. – 80 с.

 

Программа

25. Гин, С.И. Развитие творческих способностей / С.И. Гин // Программы для учрежд., обеспечивающих получение общ. средн. образования, с русск. яз. обуч. с 12-летним сроком обучения: Школьный компонент. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2006. – С. 31–46.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЭЗЮМЕ

 

Гін Святлана Іванаўна

 

Фарміраванне крэатыўнасці малодшых школьнікаў

у працэсе навучання

 

Ключавыя словы: крэатыўнасць, фарміраванне, працэс навучання, методыка фармiравання крэатыўнасцi малодшых школьнiкаў, ТРВЗ (тэорыя рашэння вынаходніцкіх задач), праграма «Развіццё творчых здольнасцяў», метадычнае забеспячэнне.

Мэта даследавання: тэарэтычна абгрунтаваць,  распрацаваць, апрабаваць методыку фармiравання  крэатыўнасці малодшых школьнікаў з выкарыстаннем  ТРВЗ.

Метады  даследавання: тэарытычныя – параўнальна-сапастаўляльны аналiз фiласофскай, псiхалагiчнай i педагагiчнай лiтаратуры, аналiз нарматыўна-прававога забяспечвання на першай ступенi агульнай сярэдняй адукацыi, параўнанне, прагназiраванне; эмпiрычныя – сiстэматызацыя i абагульненне педагагічнага вопыту па праблеме развіцця творчых здольнасцяў, назiранне, апытанне, гутарка, анкетаванне,  педагагічны эксперымент; статыстычныя – якасны i колькасны аналiз прадуктаў вучэбна-творчай дзейнасцi вучняў.

Навуковая навізна і значнасць даследавання  заключаецца ў абгрунтаваннi метадычнай накiраванасцi выкарыстання ТРВЗ у працэсе фармiравання крэатыўнасцi вучняў малодшых класаў; распрацоўцые мадэлi фармiравання крэатыўнасці малодшых школьнікаў, у якой вызначаны мэта, канцэптуальныя iдэi, прынцыпы, спосабы навучання, метады i прыемы ТРВЗ, формы, умовы, вынiк; распрацоўцы методыкi фармiравання  крэатыўнасці малодшых школьнікаў у працэсе навучання з выкарыстаннем ТРВЗ; падрыхтоўцы метадычнага забеспячэння працэсу фарміравання крэатыўнасці ў пачатковых классах; ўстанаўленні станоўчага ўплыву распрацаванай методыкi на ўзровень сфармiраванасцi крэатыўных якасцей асобы малодшых школьнiкаў.

Ступень выкарыстання: вынiкi даследавання ўкаранены ў працэс навучання на першай ступенi агульнай сярэдняй адукацыi, выкарыстоўваюцца ў дашкольных установах, сістэме павышэння кваліфікацыі настаўнікаў пачатковых класаў.

Вобласць прымянення: матэрыялы даследавання могуць быць выкарыстаны пры распрацоўцы i ўдасканаленнi вучэбна-метадычнага зместу навучання, пры падрыхтоўцы студэнтаў па спецыяльнасцi «Педагогiка i методыка пачатковага навучання», у практыцы работы ўстаноў дашкольнай i пачатковай адукацыi, сістэме павышэння кваліфікацыі настаўнікаў пачатковых класаў.

 

 

 

 

РЕЗЮМЕ

 

Гин Светлана Ивановна

 

Формирование  креативности младших школьников

в процессе обучения

 

Ключевые слова: креативность, формирование, процесс обучения,  методика формирования креативности младших школьников, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), программа «Развитие творческих способностей», методическое обеспечение.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, апробировать методику формирования креативности младших школьников с использованием ТРИЗ.

Методы исследования: теоретические – сравнительно-сопоставительный анализ философской, психологической, педагогической литературы; анализ нормативно-правового обеспечения на первой ступени общего среднего образования; сравнение, прогнозирование; эмпирические – систематизация и обобщение педагогического опыта по проблеме развития творческих способностей, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; статистические – качественный и количественный анализ продуктов учебно-творческой деятельности учащихся.

Научная новизна  результатов исследования заключается в обосновании методической направленности использования ТРИЗ в процессе формирования креативности учащихся начальных классов; создании модели формирования креативности младших школьников, в которой определены цель, концептуальные идеи, принципы, способы обучения, методы и приемы ТРИЗ, условия, результат; в разработке методики формирования креативности младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ; в разработке методического обеспечения процесса формирования креативности в начальных классах; в установлении положительного влияния разработанной методики на уровень сформированности креативных качеств личности младших школьников.

Степень использования: результаты исследования внедрены в процесс обучения на первой ступени общего среднего образования, используются в дошкольных учреждениях, в системе повышения квалификации учителей начальных классов.

Область применения: материалы исследования могут быть использованы при подготовке и совершенствовании учебно-методического содержания обучения, при подготовке студентов по специальности «Педагогика и методика начального  обучения», в практике работы учреждений дошкольного и начального образования, системе повышения квалификации учителей начальных классов.

                                                    RESUME

 

Svetlana I. Hin

 

Formation of creativity of junior schoolchildren in the process of education

 

Key words: creativity, formation, process of education, methods of formation of creativity of junior schoolchildren, TSSP (theory of solving selective problems), program «Development of creative abilities», methodical support.

The aim of the research: ground theoretically, work out, probe the methods of formation of creativity of junior schoolchildren using TSSP methods and techniques.

The methods used in the research: theoretical – comparative-confronting analysis of philosophical, psychological, pedagogical literature; analysis of normative-legal support at the initial stage of general secondary education; comparison, prediction; empirical – systematization and generalization of pedagogical experience on the problem of the development of creative abilities, observation, questioning, talk, questionnairing, pedagogical experiment; statistical – qualitative and quantitative analysis of the products of the educational-creative activity of pupils.

The scientific novelty of the research results is a substantiation of methodical focus of TRIZ in the process of the formation of creativity of junior schoolchildren; creating a model of the formation of creative of junior schoolchildren, which defines the purpose, conceptual ideas, principles, methods of teaching, methods and techniques of TRIZ, terms, the result; in developing a method of forming creativity of junior schoolchildren, in the development of a methodical process to ensure the formation of creativity in the elementary grades, in establishing a positive impact on the level of the developed technique of formation of creative personality traits of junior schoolchildren.

The degree of usage: results of the research are introduced in the educational process at the first stage of general secondary education, are used in pre-school institutions, in the system of raising the level of primary school teachers’ skill.

The sphere of usage: materials of the research can be used in the preparation and perfection of the educational-methodical contents of education, for the students of the speciality «Pedagogics and Methodology of primary education», in the practical work of pre-school and primary educational institutions, in the system of raising the level of primary school teachers’ skill.

 

 




Информация о работе Формирование креативности младших школьников в процессе обучения