Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды, к субъективации желания, то есть для нас – к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы «Я» (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я-действующий.
Многочисленные исследования показали, что к трем годам ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношений к предметному миру. Он получает способность к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми.
Введение ………………………………………………………………………..
4
1. Психология развития ребенка раннего возраста …………………………..
6
1.1. Физическое развитие и развитие двигательных навыков ……….…..
6
1.2. Особенности общения и развитие речи ……………………………..
8
1.3. Умственное развитие ………………………………………………….
11
2. Формирование личности в раннем возрасте ……………………………...
16
2.1. Понятие «личность» у детей …………………………………………..
16
2.2. Особенности поведения ……………………………………………….
17
2.3. Самопознание …………………………………………………………..
19
Заключение ……………………………………………………………………..
21
Глоссарий ……………………………………………………………………….
23
Список использованных источников ……
Введение ……………………………………………………………………….. |
4 |
1. Психология развития ребенка раннего возраста ………………………….. |
6 |
1.1. Физическое развитие и |
6 |
1.2. Особенности общения и развитие речи …………………………….. |
8 |
1.3. Умственное развитие …………………………………………………. |
11 |
2. Формирование личности в раннем возрасте ……………………………... |
16 |
2.1. Понятие «личность» у детей ………………………………………….. |
16 |
2.2. Особенности поведения ………………………………………………. |
17 |
2.3. Самопознание ………………………………………………………….. |
19 |
Заключение …………………………………………………………………….. |
21 |
Глоссарий ………………………………………………………………………. |
23 |
Список использованных источников ………………………………………… |
25 |
Приложение А …………………………………………………………………. |
26 |
Приложение Б ………………………………………………………………….. |
27 |
Приложение В …………………………………………………………………. |
28 |
На первом году жизни у ребенка сформировались начальные формы психических действий, которые свойственны человеку.
В своем развитии в первый год жизни ребенок проходит несколько этапов: младенческий возраст научил ребенка смотреть, слушать, он начинает овладевать телом, управлять движениями.
После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет).
В раннем возрасте ребенок очень активен в действиях, больше стремиться к общению со взрослыми – он уже не беспомощное существо.
Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые достижения, качественные преобразования.
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды, к субъективации желания, то есть для нас – к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы «Я» (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я-действующий.
Многочисленные исследования показали, что к трем годам ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношений к предметному миру. Он получает способность к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми.
Ребенок в раннем детстве начинает общаться с другими детьми и с взрослыми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет подражательность как простейшую форму идентификации, которая готовит малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. При этом у ребенка появляется чувство доверия к людям, готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того, как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. Такие достижения проявляются; в телесной активности, прямохождении, координированности движений и действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти, в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении чувства личности.
В раннем возрасте у ребенка проявляется неудержимый потенциал к развитию и психологическому вхождению в социальное пространство человеческих отношений, у малыша происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциям и потребности быть признанным.
В данной работе рассмотрим особенности развития психики и личности в раннем возрасте.
При написании курсовой работы была использована учебная и специальная литература по предмету «Возрастная психология».
1. Психология ребенка раннего возраста
1.1. Физическое развитие и развитие двигательных навыков
В период раннего детства, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и форму, ребенок постепенно перестает выглядеть младенцем. Развитие костной системы детей сопровождается ростом их физической силы.
Изменение размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка.
Наблюдая за тем, как и в какой последовательности дети проявляют свои навыки и умения, мы замечаем, что развитие полушарий мозга происходит не синхронно1. Например, лингвистические способности начинают быстро развиваться в 3 года, и левое полушарие большинства детей, отвечающее за них, ускоренно растет именно в этот период. Созревание правого полушария в раннем детстве, напротив, идет более медленными темпами и несколько ускоряется в течение среднего детства.
Специализация полушарий головного мозга продолжается в течение всего периода детства и завершается в подростковом возрасте (см. Приложение А). Именно к концу периода раннего детства у детей окончательно вырабатывается предпочтение правой или левой руки.
В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику (см. Приложение Б).
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства.
К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любить лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Малыш хорошо чувствует ритм движений. Двигательная активность детей достигает пика к 2-3 годам.
Существенное значение в развитии ребенка этого возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. Тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с предметами-орудиями (чашка, ложка, совочек и т.д.). По сравнению с младенцами двухлетки являются поразительно умелыми существами, но им все равно еще только предстоит многому научиться.
По мере того, как у детей развивается мелкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются самостоятельно надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управлять с большими молниями правильно пользоваться ложкой.
Овладение этими навыками позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять творческие способности. Некоторые малыши пытаются освоить более сложные навыки, такие, например, как выполнение гимнастических упражнений.
1.2. Особенности общения и развитие речи
В раннем возрасте ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с родителями и другими членами семьи он постепенно овладевает нормативным поведением. Мир ребенка формируется под влиянием взрослых.
Огромное значение для развития ребенка раннего возраста имеет изменение форм его общения с взрослыми, которое происходит по мере его вхождения в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью2. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определено ситуацией3. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Ребенок в возрасте от полутора до трех лет быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми.
Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок таким образом открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении с теми, кто его окружает в этом возрасте. Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания. Малыш уже умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии, чувство неудовольствия и не может переживать некорректного отношения к себе.
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, и даже пытаются соревноваться.
К началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, улыбки, жесты, восклицания и т.д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой идентификации.
Элементарная знаковая система, которой владеет ребенок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери, которая психологически настроена на идентификацию с малышом.
Особое значение для развития способности к идентификации приобретает освоение ребенком речи, умение использовать замещения и разнообразные знаки. Основное новообразование раннего детства связано именно с речью, благодаря чему ребенок по-новому, иначе оказывается связан с социальным окружением, чем младенец, то есть изменяется его отношение к той социальной единице, частью которой он сам является.
Речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми, внешняя и совместная – в форме диалога. Там, где речь выступает в коммуникативной функции, она связана с произнесением и говорением, проявляется в звучании4.
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В процессе развития дети быстро пополняют свой словарный запас, постепенно начинают пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относятся к речи как к средству налаживания социальных связей (см. Приложение В). К 2,5 годам словарный запас составляет в среднем около 600 слов, причем примерно половина из них – глаголы5.
Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову достаточно четко выполнять определенные действия при общении с одним человеком и не реагировать на те же слова, произносимые другим. В общении со взрослыми малыш правильно реагирует на слова, если они многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Позднее значение ситуации преодолевается и ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.
Только на третьем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, он становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, старается понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи, даже если они труднодоступны по смыслу.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией. Речь является одним из важных каналов, позволяющих детям понять, кто они и как им следует относиться к другим людям. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются важным для маленького ребенка приобретением, которое дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.