Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды, к субъективации желания, то есть для нас – к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы «Я» (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я-действующий.
Многочисленные исследования показали, что к трем годам ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношений к предметному миру. Он получает способность к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми.
Введение ………………………………………………………………………..
4
1. Психология развития ребенка раннего возраста …………………………..
6
1.1. Физическое развитие и развитие двигательных навыков ……….…..
6
1.2. Особенности общения и развитие речи ……………………………..
8
1.3. Умственное развитие ………………………………………………….
11
2. Формирование личности в раннем возрасте ……………………………...
16
2.1. Понятие «личность» у детей …………………………………………..
16
2.2. Особенности поведения ……………………………………………….
17
2.3. Самопознание …………………………………………………………..
19
Заключение ……………………………………………………………………..
21
Глоссарий ……………………………………………………………………….
23
Список использованных источников ……
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит довольно медленно, он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их нечасто. Но после полутора лет ребенок становится инициативным, начинает постоянно требовать названия предметов, делает попытки произносить эти названия. И вскоре вопрос «Это что?» становится постоянным.
Поначалу речь ребенка мало похожа на речь взрослого, ее называют автономной, потому что ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые не пользуются («ням-ням», «нака», «бяка»). В детскую речь входят также искаженные слова, произведенные ребенком от настоящих слов.
При общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В раннем детстве происходит и усвоение грамматического строя родного языка. К концу раннего возраста дети достаточно хорошо согласовывают слова в предложении.
1.3. Умственное развитие
Восприятие в начале раннего детства крайне несовершенно. Ребенок, на первый взгляд, хорошо ориентируется в окружающей его обстановке, узнает знакомых людей и предметы. Но узнавание может быть разным, опираться на выделение в предметах разных свойств и признаков. Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет, выделяя из него только один признак, по которому предмет и узнается.
Дети второго года жизни узнают предметы на рисунках или близких на фотографиях, но они не воспринимают рисунки или фотографии как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы являются вполне самостоятельными. И если ребенок называет предмет и его изображение одинаково, значит они их отождествляет. Отождествление становится возможным потому, что в предмете и в изображении выделяется какая-либо одна деталь, которая привлекла внимание ребенка. Такая особенность воспринимать предметы проявляется и в безразличии ребенка к пространственному положению воспринимаемого изображения (дети часто безошибочно легко узнают перевернутые рисунки).
Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, который направлен на такие свойства предметов, как форма и величина. Интересно, что цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов.
Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия, которые формируются в связи с овладением предметной деятельностью.
Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве. Внешние ориентировочные действия, направленные на выяснение свойств предметов, складываются у ребенка при овладении не только соотносящими, но и орудийными действиями6. Например, пытаясь достать удаленный предмет и убедившись, что он не годится, ребенок стремится заменить его, соотнося удаленность предмета с длиной орудия.
От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действия ребенок переходит к зрительному их соотнесению. То есть ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Для ребенка двух-трех лет становится доступным зрительный выбор по образцу. Когда из двух различных по форме, величине или цвету предметов, он может подобрать точно такой же предмет. Таким образом ребенок начинает понимать, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства.
Ребенок в начале раннего детства при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, а на третьем году жизни хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов.
Знакомясь со свойствами разнообразных предметов ребенок накапливает запас представлений о свойствах предметов, что очень важно для его умственного развития.
Для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Ребенок третьего года жизни может усвоить представления о пяти-шести формах и восьми цветах.
В раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух, так как основная деятельность малышей связана с восприятием звуков в процессе речевого общения. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности (гласные, потом согласные). К концу второго года жизни, как правило, дети уже воспринимают все звуки родного языка.
Л. С. Выготский считал восприятие в раннем возрасте ведущей функцией, играющей доминирующую роль в развитии познавательной сферы ребенка. Все сознание ребенка этого возраста имеется только потому, что оно определяется деятельностью восприятия7.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий.
Согласно теории Ж. Пиаже, дети активно конструируют свое понимание окружающей среды. Они строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, усердно постигают принципы функционирования мира8. Они исследуют окружающий мир и впитывают новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Сталкиваясь с чем-то знакомым, ребенок ассимилирует это. При встрече с чем-то новым он совершает аккомодацию, его мышление обретает способность принять и встроить новое знание в систему уже накопленного опыта.
Мышление маленького ребенка конкретно, направлено на то, что происходит «здесь и сейчас», а также на физические объекты, которые они могут легко представить.
Мышление маленьких детей часто необратимо, то есть развитие событий, образование связей идет лишь в одном направлении: они не способны представить себе, что какой-то объект может вернуться в первоначальное состояние или что связи между объектами могут быть двусторонними.
В раннем возрасте мышление эгоцентрично – ограничено рамками собственного восприятия ребенка, и потому он не способен принять во внимание точку зрения другого человека. по мнению Пиаже, дети сосредоточены на собственных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как они.
Мышление детей в этот период имеет тенденцию центрироваться на каком-то одном физическом свойстве или измерении объекта или ситуации. Маленькие дети плохо представляют себе причинно-следственные отношения.
Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове.
Зарождение знаковой функции является условием появления воображения и развития памяти. Когда ребенок начинает устанавливать связь между заменителем и обозначаемым предметом, он приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывают или то, что изображено на рисунке.
Возникновение воображения имеет огромное значение для умственного развития. К концу раннего возраста ребенок часто сам стремится сочинять сказки, рассказы. Такое стремление, сама возможность «воображать» создает ситуацию выделения себя как источника воображения и проявляет в ребенке чувство своей самости, влияющее на развитие личности.
В этом же возрасте интенсивно развивается память – важнейший аспект когнитивного развития. Избирательное восприятие, способность классифицировать объекты и явления, общий переход к более сложным понятиям происходят вместе с созреванием и развитием процессов памяти, которые быстро изменяются в течение первых лет жизни.
За первые три года жизни ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Ребенок лучше всего запоминает собственные движения, действия и переживания, а, следовательно, в раннем детстве преобладают двигательная и эмоциональная память.
В раннем возрасте память полностью непроизвольна, ребенок не выполняет никаких специальных действий с целью запомнить или вспомнить что-либо. Запоминание является результатом общей пластичности нервной системы, мозга, свойственной для такого возраста.
Для запоминания имеет значение частота повторения действий (чем чаще повторяются слова способы общения и т.д., тем легче они запоминаются). На базе овладения действиями и языком, через социальные отношения появляются основания, которые обогащают и очеловечивают память. Именно в раннем детстве ребенок вступает на путь развития собственной человеческой памяти.
Специалисты сосредотачивают внимание на двух разных процессах. Узнавание – это способность определять, что мы ранее видели данное изображение или объект, переживали данную ситуацию. Воспроизведение – это способность извлекать из долговременной памяти воспоминания об объектах, которые в данный момент отсутствуют, или о событиях, которые в данный момент не происходят. Обычно дети довольно хорошо выполняют задания на узнавание, но их способность воспроизводить по памяти у трехлеток значительно слабее9.
2. Формирование личности в раннем возрасте
2.1. Понятие «личность» у детей
Обычно личность рассматривается как совокупность определенных базовых черт или параметров, например, таки, как застенчивость, общительность, активность или пассивность.
Личность взрослого человека можно описать как набор вариаций по пяти основным свойствам: экстраверсия, добродушие, сознательность, невротизм и интеллект/открытость10.
Но по отношению к детям раннего возраста такие понятия применить сложно. Ведь ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и теми внутренними чертами, которые собственно отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Ребенку только предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели.
Мотивы его поведения еще не осознаны, не выстроены в систему. Внутренний мир малыша только начинает приобретать определенность и устойчивость.
Маленький человек не только учится жить, он уже живет и любые внешние влияния приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют его потребностям и интересам. При этом воспитательные влияния и требования к ребенку часто оказываются противоречивыми (он знает, что это «моя игрушка» – взрослые говорят: «уступи игрушку другому»).
Х. Указ соч. С. 397-399.
2.2. Особенности поведения
В раннем детстве дети только начинают осваивать отдельные аспекты и нюансы поведения: научаются сотрудничать и проявлять участие, управлять своими чувствами или вести себя агрессивно. Но этот процесс – комплексный по своему характеру. Чтобы сформировать поведение, соответствующее их полу, семейным и культурным ценностям одновременно, детям предстоит собрать все отдельные действия, детали в целостную структуру.
В раннем возрасте ребенок действует не задумываясь, под влиянием возникающих в конкретный момент чувств и желаний, которые вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка. Малыша очень легко привлечь к чему-либо, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от огорчения, его нетрудно утешить – дать ему игрушку.
Поведение детей определяется характером их чувств и желаний, поэтому необходимо развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других, поступать в соответствии с требованиями. Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение малыша более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации.
В младенчестве начинает формироваться любовь и симпатия к близким людям, а в раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы: ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку и огорчается, если взрослые им недовольны. К середине второго года симпатия переносится и на детей, с которыми малыш общается (сочувствие, помощь, желание поделиться чем-либо).
В раннем возрасте ребенок легко поддается чувствам других людей (если в группе кто-то заплакал, то вскоре плакать будут все). В этот период жизни ребенок открывает себя как отдельную персону, начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает себя внешнего.
Телесное развитие ребенка тесно связано с его психическим развитием: образ «Я» включает и особенности всего внешнего облика.
Примерно с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя свои достижения.
Развивается притязание на признание со стороны взрослого («Смотри, как я делаю!»). Воспитание должно строиться на формировании у малыша такого притязания («Ты молодец!»).
Чуть позже ребенок начинает испытывать чувство стыда, когда его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Постепенно он начинает стыдиться и самих не одобряемых взрослыми поступков.