Формирование личности в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды, к субъективации желания, то есть для нас – к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы «Я» (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я-действующий.
Многочисленные исследования показали, что к трем годам ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношений к предметному миру. Он получает способность к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..
4
1. Психология развития ребенка раннего возраста …………………………..
6
1.1. Физическое развитие и развитие двигательных навыков ……….…..
6
1.2. Особенности общения и развитие речи ……………………………..
8
1.3. Умственное развитие ………………………………………………….
11
2. Формирование личности в раннем возрасте ……………………………...
16
2.1. Понятие «личность» у детей …………………………………………..
16
2.2. Особенности поведения ……………………………………………….
17
2.3. Самопознание …………………………………………………………..
19
Заключение ……………………………………………………………………..
21
Глоссарий ……………………………………………………………………….
23
Список использованных источников ……

Файлы: 1 файл

Особенности развития психики и личности в раннем возрасте.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Развитие самоуважения, чувства гордости и стыда не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки, он еще не способен к подобному контролю.

 Возможность сознательно управлять  своим поведением у малыша  раннего возраста ограничена. Ему  трудно удержаться от немедленного  удовлетворения желания и еще  труднее выполнить непривлекательное, неинтересное для него действие.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (взрослого) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника).

Отношения со старшим возникают у ребенка еще в младенчестве, позднее устанавливаются отношения с ровесниками. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая закрепляется как зависимость от объекта общения.

 

 

 

 

2.3. Самопознание

 

 

Двухлетки уже имеют некоторые представления о себе. Прежде всего они устанавливают границы своих владений («моя кукла», «мой ботинок»). Такое поведение – не эгоизм, а успех когнитивного развития: у детей возрасте понимание себя и другого ребенка как отдельных существ. Более социализированные дети обладают более развитой Я-концепцией: у ребенка понимание себя тесно связано с пониманием социального мира11.

Постепенно входя в предметный мир и мир людей, ребенок пытается освоить эти миры, усваивая названия предметов и слова, человеческие роли и идентификации. Ребенок начинает соотносить свое имя с самим собой. В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя, которое выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Имя индивидуализирует ребенка, отличая его от других, и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. В этом возрасте дети формируют некие отношения к самим себе («я хороший», «я неумеха»). В эти годы у них начинают формировать ряд идеалов, они учатся оценивать себя относительно того, какими, по их представлениям, они должны быть. Часто самооценка ребенка является прямым отражением отношения к нему окружающих. Представление о том, какими нас видят люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Таким образом, ранние установки могут со временем становиться базовыми элементами Я-концепции человека.

В раннем возрасте дети обычно начинают приобретать социальные модели поседения, навыки и роли, которые в их культуре считают подобающими для представителя их пола.

 

Маленькие дети пытаются разобрать все явления, объекты и ситуации по полочкам, классифицируют то или иное поведение как хорошее или плохое, ищут смысл в социальном мире точно так же, как и в физическом. Центральное место в развитии социальных понятий и норм социального мира занимает процесс интернализации: в идеале дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя.

Маленькие дети должны научиться понимать мысли других людей: их намерения, чувства, желания. Многие психологи считают формирование социального понимания внутренним потенциалом ребенка, как, например, способность к овладению языком. Понимание других особенно необходимо при формировании ранних дружеских отношений и решении споров.

В общении с другими людьми ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, он чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения.

В этот период у ребенка возникает кризис трех лет – он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Появляются негативизм, упрямство и упорство. Развивающая и осознаваемая собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – новый этап развития человека. ребенок уже не беспомощное существо, он активен в своих действиях, овладевает своим телом и стремится к общению.

В этот период происходят качественные изменения, трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающим миром.

В раннем возрасте впервые возникает дифференцированная система отдельных функций с определенной структурой, в центре которой лежит восприятие. Возникают самые основные особенности человеческого сознания.

Ранний возраст – период, когда ребенок, психологически погружаясь в предметную деятельность, осваивает разнообразные виды замещений: в его действиях любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу.

Практическая предметная деятельность – важный этап перехода от практического опосредования к умственному, она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка.

Совершенствование предметной деятельности ребенка способствует интенсивному развитию речи так как его деятельность осуществляется совместно со взрослыми, то речь малыша ситуативна, имеет характер диалога.

У ребенка к трем годам значительно увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов, которые становятся обозначением сходных предметов.

К концу второго года ребенок начинает употреблять с речи двухсловные предложения. Это период повышенной восприимчивости к речи окружающих весьма благоприятен для развития речи (его называют сензитивным).

Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Но эмоции в раннем возрасте неустойчивы – смех сменяется горьким плачем и наоборот.

 В раннем детстве начинают  формироваться зачатки нравственности, когда взрослые приучают ребенка  считаться с чувствами других  людей.

На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. В этот период у малыша происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Среди достижений раннего детства, определяющих развитие психики – развитие воображения и памяти, знакового, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В раннем детстве впервые происходит выделение своего «Я» и появляется чувство личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

 

№ п/п

понятие

содержание

1

2

3

1

Адаптация

эффективное взаимодействие организма со средой

2

Аккомодация

модификация схем поведения в результате приобретения нового опыта или создание новых схем в том случае, если прежние более не соответствуют ситуации

3

Ассимиляция

усвоение нового опыта или информации уже существующими схемами поведения. Опыт не просто принимается «как данное», а модифицируется (или интерпретируется) в соответствии с имеющимися схемами

4

Внимание

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием

5

Восприятие

процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий

6

Идентификация

процесс присвоения качеств и представлений другого человека, который, согласно Фрейду, является результатом Эдипова комплекса в возрасте 3-5 лет. Ребенок старается стать похожим на родителя того же пола

7

Имитация

формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий

8

Интеллект

большинство определений включают способность к абстрактному мышлению, способность к обучению через опыт, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям

9

Личность

набор индивидуальных, относительно устойчивых паттернов реагирования и особенностей взаимодействия с другими, который отличает каждого ребенка или взрослого

10

Мышление

опосредованное и обобщенное познание объективной реальности

11

Память

способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении

1

2

3

12

Рефлексия

осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

13

Речь

использование языка

14

Самоконтроль

Совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя

15

Самооценка

глобальное суждение о качествах своего Я

16

Социализация

овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм

17

Эгоцентризм

фаза когнитивного развития, сущность которой состоит в том, что индивид (чаще ребенок) рассматривает мир только со своей собственной перспективы, без осознания того, что есть и другая точка зрения

18

Эмоция

переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо

19

Я-концепция

набор характеристик, которые человек приписывает своему Я


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Би Х. Развитие ребенка: Пер. с англ. – СПб.: Питер,  2004.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Аспект пресс, 2000.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
  4. Выготский Л.С.  Вопросы детской психологии. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006.
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2004.
  7. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник. – М.: Аспект пресс, 1999.
  8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004.
  9. Пиаже Ж., Генхельдер Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер, 2004.
  10. Психологическая энциклопедия./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006.
  11. Психология: Учебник./Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003
  12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2001.
  13. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007.
  15. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. – СПб.: Речь, 2001.

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Функции полушарий головного мозга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б.

 

 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Моторное развитие детей раннего возраста

 

 

 

 

 

Приложение В.

 

 


 

 


 


 

 

 


 


 

Развитие возможностей использования грамматики

 


 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Стадии речевого развития (По Роджеру Брауну).

 

1 См.: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. С. 324.

2 См.: Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2004. С. 119.

3 См.: Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во «Эксмо»,  2006. С.134-135.

4 См.: Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. С. 161.

5 См.: Би Х. Развитие ребенка: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. С. 359.

6 См.: Мухина В.С. Указ. соч. С. 127.

7 См.: Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во «Эксмо»,  2006. С. 159.

8 См.: Крайг Г., Бокум Д. Указ. соч. С. 331.

9 См.: Мухина В.С. Указ. соч. С. 139.

10 Би Х.  Указ соч. С. 397-399.

11 См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. С. 389.

 


 



Информация о работе Формирование личности в раннем возрасте