Формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:27, научная работа

Описание работы

Цели нашего исследования: определить место семьи и родительства в системе ценностных ориентации современной молодежи, выявить потребность молодежи в знании основ семейной психологии, предложить форму реализации данных потребностей.
Гипотеза: Мы предположили, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство. Задачи исследования:
определить уровень изученности проблемы ответственного родительства;
рассмотреть составляющие понятия «ответственное родительство»;

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1.Родительство как социально-психологический феномен
Теоретические подходы к пониманию сущности
феномена родительства…………………………………………….8
Составляющие понятия «ответственное родительство»...............11
Современная культура родительства и
общественные представления о «нормативном родительстве»…….15
Юность как этап становления родительских качеств……………18
2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований..........................................................................................................21
3. Определение места родительства и семьи в системе ценностных установок и потребностей современной молодежи
3.1 Методика «Ценностные ориентации» (Рокич А.)…………………25
3.2 Анкетирование……………………………………………………….29
3.3 Опрос……………………………………………………………….…32
Выводы…………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Проект Гааг Элоны.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Аркаклыкский государственный педагогический институт

им. И. Алтынсарина

 

Факультет педагогики и филологии 
Специальность: педагогика и психология

 

 

 

 

 

Конкурсная научная работа

на тему:

 

Формирование у молодежи  ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена:

студенткой 3 курса

Гааг Э.К.

 

Научный руководитель:

Бузулуцкая Т.М.

 

 

 

 

 

Арқалык

2014

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение.................................................................................................................3

1.Родительство как  социально-психологический  феномен

    1. Теоретические подходы к пониманию сущности

феномена родительства…………………………………………….8

    1. Составляющие понятия «ответственное родительство»...............11
    2. Современная культура родительства  и

общественные представления о «нормативном родительстве»…….15

    1. Юность как этап становления родительских качеств……………18

2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований..........................................................................................................21

3. Определение места родительства  и семьи в системе ценностных  установок и потребностей современной  молодежи 

3.1 Методика «Ценностные  ориентации» (Рокич А.)…………………25

3.2 Анкетирование……………………………………………………….29

3.3 Опрос……………………………………………………………….…32

Выводы…………………………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………....37

Список использованных источников……………………………………….…40

Приложения………………………………………………………………….…..42

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, а институт семьи всегда был и остается оплотом сильного государства. В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан «брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства». Государством принят ряд программ, способствующих укреплению семьи как ячейки общества.

В Стратегии «Казахстан-2050» Президент Республики Казахстан   Н. А. Назарбаев выразил свое отношение к проблемам семьи: «Я против разводов, необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них, прежде всего, страдают дети. Возрастает число случаев крайне безответственного отношения мужчин к женщинам и детям. Это никак не свойственно нашим традициям, культуре».

Однако, сложившиеся реалии современного общества демонстрируют кризис семьи, а семья, находящаяся в состоянии кризиса, порождает страшные явления в самом обществе.                                                                                                      

Главным показателем кризиса семьи является рост количества разводов и неполных семей.  Несмотря на то, что по  сравнению с 90-ми годами прошлого века количество разводов уменьшилось, тем не менее, сегодня оно остается стабильно высоким.  В Южно-Казахстанской области на 100 заключенных браков приходится  15 разводов, в Мангистауской -22. Самый высокий показатель разводимости в Павлодарской области – 61 развод на 100 заключенных браков и Костанайской области – 58. [1]

По Республике Казахстан за январь-ноябрь 2013 года количество зарегистрированных браков составило 155,3 тысячи (рост на 1,5 процента), а разводов - 47,3 тысячи (рост на 4,9 процента).[1]

Таким образом, в среднем почти каждый третий заключенный брак в Казахстане заканчивается разводом.

Если говорить о причинах разводов молодых семей, то первую строчку в списке займет такой повод, как неготовность к браку. Нежелание  подчинить свои интересы интересам семьи, идти на уступки, приводят, в конце концов, к разводу. Причиной развода зачастую являются  пристрастие к алкоголю, проведению досуга вне семьи, измены, материальная необеспеченность.[2] Поэтому институт семьи сегодня характеризуется резким падением числа долгосрочных брачных отношений и  числа детей, воспитываемых в  стабильных полных семьях.  При проведении своего исследования мы выяснили, что в школах г. Аркалыка обучается более 20%  детей из неполных (преимущественно материнских) семей.   

В Казахстане ежегодно около 2000 детей остаются без родительской опеки и заботы и отправляются в интернатные учреждения. От них отказываются родители из-за инвалидности детей, и таких детей помещают в психо-невролгические учреждения. Родители также отказываются от своих детей из-за бедности, нехватки социальных служб или их лишают родительских прав из-за их асоциального поведения.

Исследования показывают, что помещение детей в такие учреждения, несмотря на благие цели, задерживает интеллектульное, физическое, психо-эмоциональное и социальное развитие ребенка. Дети, проживающие в интернатных учреждениях, проводят свое детство в закрытых стенах, теряя контакт со своими семьями. После выпуска из детского дома, они зачастую не могу найти себе работу, жилье, вступают в конфликт с законом, становятся жертвами сексуального насилия и работорговли.[3]

Одна из страшных реалий сегодняшнего дня- высокий уровень детского суицида. По данным ЮНИСЕФ в Казахстане при сопоставлении с другими развивающимися и развитыми государствами мира не только выше общий уровень суицида, но также выше и уровень суицида среди детей в возрасте от 5 до 14 лет и молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Существует достаточное количество исследовательским путем собранных свидетельств тому, что слабые отношения между родителями и детьми, ненадлежащие навыки общения внутри семьи, а также завышенные или наоборот заниженные ожидания и меры контроля со стороны родителей также связаны с повышенным риском суицида. Это подтверждает нашу мысль о том, что хорошими родителями не рождаются, ими становятся в процессе работы над собой с помощью психолого-педагогического  просвещения.[4]

Кроме того, в процессе работы над данной темой, наши исследования показали зависимость социального статуса, соотношения маскулинности-фемининности (мужских и женских качеств) человека  от воспитания в полной или неполной семье.

Таким образом, мы видим, что осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Поэтому для системы образования важной задачей становится, в том числе, подготовка человека к ролям родителя и семьянина. Функция деторождения всегда считалась одной из важнейших для семьи. Практически каждый человек раньше или позже становится родителем, а для успешной реализации этой роли у него необходимо сформировать готовность быть родителем, осознание себя родителем и навыки воспитания детей в паре со своим супругом/супругой. Таким образом, родительство выступает как своего рода акмий в развитии личности.

Цели нашего исследования: определить место семьи и родительства в системе ценностных  ориентации современной молодежи, выявить потребность молодежи в знании основ семейной психологии, предложить форму реализации данных потребностей.

Гипотеза: Мы предположили, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи  ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство.     Задачи исследования:

  1. определить уровень изученности проблемы ответственного родительства;
  2. рассмотреть составляющие понятия «ответственное родительство»;
  3. определить сущность ценностных ориентаций в контексте психологических исследований;
  4. провести исследование системы ценностей современной молодежи  и определение места семьи и родительства  в системе ценностных установок;
  5. осуществить качественный и количественный анализ данных;
  6. предложить способы формирования у молодежи ценностных установок на ответственное родительство.

Предмет исследования: уровень сформированности у молодежи представлений об ответственном родительстве в рамках семейных ценностей. 
      Объект исследования: ценностные ориентации  молодежи в возрасте 16-19 лет.

      Методы исследования:  
-теоретический анализ литературы; 
- исследование ценностных ориентаций (М. Рокич); 
- анкетирование;

-опрос; 
- обработка и анализ результатов исследования.  
       Базы исследования: школы №2  и №4 г.Аркалык, Костанайской области;  Аркалыкский государственный педагогический институт им. И.Алтынсарина

      Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных методов психолого-педагогического воздействия для коррекции  ценностных ориентаций на семью и ответственное родительство у современной молодежи, предложении  внедрения в образовательную траекторию учащихся старших классов и студентов вуза дисциплины «Семейная психология», способствующей повышению у молодежи престижа семьи и формированию установок на ответственное родительство.

     Апробация. Проблема нашла свое отражение в статье «Особенности соотношения фемининности-маскулинности у юношей и девушек, воспитывающихся в полных и неполных семьях», опубликованной в сборнике Международной  конференции «Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года/ Naukowe prace, praktyka, opracowania, innowacje 2013 roku» (г. Закопане, Польша, 30-31 декабря 2013 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Родительство  как  социально-психологический  феномен

 

1.1 Теоретические  подходы к пониманию сущности  феномена родительства

 

Родительство как психологический феномен является интегральным психологическим образованием личности, которое в развитой форме включает ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999). Поэтому, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, он описывается   в тесной взаимосвязи с семейной системой.

Имеется ряд близких для нашего исследования психолого-педагогических работ А.Г. Кузнецова, А.А. Аманжоловой, Р.А. Лемеховой, Д. Кунантаевой, Н.С. Нуриевой и др.  исследовавших нравственные, психологические аспекты полового воспитания школьников.

Исследования З.О. Жантекеевой, А. Таракова, С. Конбаева, К.Б. Болеева, И. Каракулова, Ж.Ж. Наурызбай, Т. Толендиева, К. Иманбаева, С.Е. Голод, Т.К. Беспаева и др. обосновали этнокультурные, этнопедагогические и социально-педагогические особенности образования, нравственного взаимоотношения полов.[4,75]

На ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство было не институализировано, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община. Позже, в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» — обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Нормативные предписания и реальное родительское поведение никогда и нигде не совпадали полностью. Родительское поведение различалось не только от сословия к сословию, но и от семьи к семье.

В XV — XVI вв. внимание к детям заметно возрастает, однако прежде всего это было связано с повышением требовательности и строгости. Теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова — о родительских обязанностях. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX вв. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей.

В современных условиях родительство модифицируется и приобретает новые черты, становясь явлением в большей степени социальным, чем биологическим. Дети приобретают статус самостоятельной ценности. Отношение к ним становится более осознанным и прагматичным. Наряду с этим сохраняются традиционные ценности в отношении детей: любовь к ним, забота о детях, партнерство в отношениях с ними. Родительскими ролями – отцовской и материнской - овладевают не из-за ответственного отношения к семье как социальному институту и стремления максимально исполнить свои социальные функции по отношению к своим детям. В большей степени важны любовь к детям и удовлетворение родительского инстинкта, потребности быть родителем. При этом значимость таких отношений как родительство и родство снижается, а значимость супружества возрастает.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функциях, распределении ответственности, обязанностях, т. е. в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начинает реализовываться на практике.[5,230]

Информация о работе Формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство