Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:27, научная работа
Цели нашего исследования: определить место семьи и родительства в системе ценностных ориентации современной молодежи, выявить потребность молодежи в знании основ семейной психологии, предложить форму реализации данных потребностей.
Гипотеза: Мы предположили, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство. Задачи исследования:
определить уровень изученности проблемы ответственного родительства;
рассмотреть составляющие понятия «ответственное родительство»;
Введение.................................................................................................................3
1.Родительство как социально-психологический феномен
Теоретические подходы к пониманию сущности
феномена родительства…………………………………………….8
Составляющие понятия «ответственное родительство»...............11
Современная культура родительства и
общественные представления о «нормативном родительстве»…….15
Юность как этап становления родительских качеств……………18
2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований..........................................................................................................21
3. Определение места родительства и семьи в системе ценностных установок и потребностей современной молодежи
3.1 Методика «Ценностные ориентации» (Рокич А.)…………………25
3.2 Анкетирование……………………………………………………….29
3.3 Опрос……………………………………………………………….…32
Выводы…………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………
1.4 Юность как этап становления родительских качеств
В онтогенезе становление родительства представлено двумя большими этапами: этапом потенциального родительства, когда оно существует как возможность, и этапом родительства реализующегося, который наступает вместе с рождением ребенка. Одним из наиболее важных этапов становления родительства является юношеский возраст потенциального родителя.
В юности завершается процесс полового созревания; юноши и девушки получают свой первый значимый опыт взаимодействия с противоположным полом, осваивают роль любовного и сексуального партнера, значительно расширяется аспектность гендерных ролей. В юности социальное развитие приобретает в самосознании основу своего дальнейшего развития, - стартует процесс объединения всех элементов самосознания и формируется чувство идентичности, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, формируется система ценностных ориентаций.
По содержанию на первое место выступают мотивы, связанные с жизненными планами молодого человека. Появляется потребность и способность познать самого себя как личность. Преобразование мотивов деятельности, их перспективное выдвижение далеко вперед текущей деятельности превращает самосознание молодого человека в осознание будущего жизненного пути. При этом будущее в сознании юношей и девушек переживается как проблема, а содержание и наполненность образов будущего отличается ориентацией на себя, на свою жизнь, которая рассматривается как главная ценность. При этом переживания будущего не связаны между собой, не отражают внутренние стремления молодых людей. [13, 154]
Хотя в юности происходит перестройка взаимоотношений юношей и девушек с родителями и другими взрослыми в сторону увеличения их автономии и повышения ответственности за свою собственную судьбу, сознание молодых людей все еще несет в себе отпечаток маргинальности.
В юности существует ментально сконструированный образ родительства, «ткань» которого могут составлять семейные ценности, сценарии реализации семейной жизни, установки и ожидания в супружеских и родительских отношениях, тендерные идеалы. Было установлено, что они, помимо возрастных и гендерных особенностей молодых людей, отражают социальные и социально-психологические условия их формирования. При этом изменения, произошедшие в гендерной стратификации общества, находят свой отпечаток в сознании молодых.
Итак, нравственно-психологическая подготовленность к браку и родительству означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку и родительству должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.
Подготовка к браку и родительству означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку и родительству.[14,67]
Таким образом, мы видим, что воспитание будущих родителей требует и предполагает помощь со стороны общества в формировании их установок репродуктивного и родительского поведения.
2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований
Проблема ценностей и ценностных ориентаций достаточно серьезная и актуальная проблема как для современного общества в целом, так и для молодежи в частности. Ценности имеют особую значимость для личности и выступают в качестве детерминант, определяющих внутреннее развитие индивида, а также его внешнее поведение и деятельность. Поэтому ценность следует понимать как некие представления или объект, существующий в материальном или идеальном виде, имеющий особую значимость для человека.
Отличительной особенностью ценностей является тот смысл, который вкладывается самим человеком и который придаёт соответствующим объектам статус ценности. В процессе социогенеза источником индивидуальной мотивации, функционально эквивалентной потребностям, становятся личностные ценности, формирующиеся в данный период достаточно сложно, взаимодействуя с потребностями.
В исследованиях психологов, личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. Так, в частности, Е. И. Головаха отмечает: «Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей».
Психологи отмечают, что индивидуальные ценностные ориентации играют роль механизма, повышающего «фрустрационную толерантность» личности, поскольку, «если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент “кризиса нереализованности”». С другой стороны, «если ... намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Это механизм — по мнению Е. И. Головахи — действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций, и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем — семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т. д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций». [15,337]
Ценностные ориентации можно также рассматривать и как результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества интериоризуются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает. Чтобы процесс трансформации регулятивных норм общества в регулятивные ценности личности имел место, необходимо включение личности в референтные группы: семейные, образовательные, производственные, неформальные, гражданские, политические, коммуникационно-идеологические или коммуникационно-культурные. [16,33]
Ценности являются также устойчивой мотивационной основой поведения личности в обществе. Если те или иные ценности составляют элементы мировоззрения личности, то они могут интерпретироваться как идеалы либо в персонифицированной, либо в вербальной (или абстрактно-образной) форме.
Приобщение к ценностям, социальному опыту и нормам общества происходит в результате процесса социализации. Базовые ценности личности формируются к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды, поэтому так важно своевременно и целенаправленно уделять внимание их формированию.
На формирование
ценностных ориентаций молодежи оказывает
влияние множество факторов. Новые социально-экономические
условия в Казахстане породили множество
проблем в сфере семейного воспитания
и подготовки растущего человека к осознанному
родительству, формированию собственной
семьи: разрушены нравственные представления
о браке и семье, повреждены устои семьи,
у молодежи утрачено традиционное восприятие
родительства и детства; господство в
современной семье материальных ценностей
над духовными. Происходит девальвация
семейных ценностей, снижается социальная
значимость отцовства и материнства.
Главная проблема - в нарастающем кризисе семьи, снижении ее социального статуса. Изменились психологические и социальные приоритеты людей: семья, дети, "домашний очаг" - все это сегодня для многих людей не является безусловным приоритетом в жизни. Есть занятия "интереснее" и "важнее" например: карьера, жизненный успех, развлечения. Поэтому сегодня актуализируется решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганде ценностей семьи, имеющей нескольких детей. Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.[17,234]
В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. В исследовании приняли участие 34 школьника, учащихся 10-11-х классов школ №4 и №2 г. Аркалыка, из них 16 мальчиков и 18 девочек.
Для исследования была использована известная методика М.Рокича, включающая списки терминальных (Т) и инструментальных (И) ценностей. Испытуемым было предложено оценить каждую из них по пятибальной шкале в зависимости от ее значимости для испытуемого как цели жизни. По «ступеням» значимости ценности распределялись в зависимости от своего среднего балльного «веса». При этом средний балл определялся путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число испытуемых в группе. Ценности, организованные сообразно полученным ими значениям, образовали иерархические структуры Т-ценностей и И-ценностей юношей и девушек. Высший ранг (1-й) присваивался ценности, набравшей наибольший средний балл, а низший (18-й) – ценности, набравшей соответственно самый наименьший. В соответствии с целями исследования было поставлено несколько задач: во-первых, определить иерархическую структуру ЦО юношей и девушек отдельно для Т-ценностей и И-ценностей; во-вторых, выявить гендерные особенности дифференциации ценностей в юношеском возрасте; в третьих, проанализировать место семейных ценностей в структуре ценностных ориентаций юношей и девушек. [18,226]
Полученные нами данные на первом этапе исследования позволяют представить иерархическую структуру основных Т- и И-ценностей юношей и девушек. Для юношей высшие баллы среди Т-ценностей получили «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа». Середину иерархии (ранги с 8-го по 13) ценностей у юношей заняли такие из них, как «счастливая семейная жизнь», «свобода, самостоятельность», «жизненная мудрость», «возможность расширения кругозора», «развитие, работа над собой», «любовь». На последних местах иерархии Т-ценностей «переживание прекрасного в природе и искусстве» и «возможность творческой деятельности».
В иерархии Т-ценностей девушек ценность «здоровье» также занимает первое место. Следующими в иерархии по их «весу» поставлены «счастливая семейная жизнь» и «любовь». В середине иерархии Т-ценностей у девушек расположились «свобода, самостоятельность», «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь», «возможность расширения своего кругозора, «развлечения», «развитие, работа над собой». Замыкают список (ранги 16 - 18) - «возможность творческой деятельности», «общественное признание» и «переживание прекрасного в природе и искусстве». Аналогично Т-ценностям были распределены по 18-ступенчатой ранговой шкале и И-ценности испытуемых.
На основе полученных данных нами был сконструирован ценностно-ориентационный портрет исследуемых групп юношей и девушек. (Рис. 1,2)
Рис 1. Ценностно-ориентационный портрет группы юношей
Главное в жизни – здоровье и друзья, при наличии интересной работы. Этого можно добиться только на основе деятельной и продуктивной жизни и материального благосостояния. Счастливая семейная жизнь привлекательна, но при определенной свободе. Главными целями-средствами должны стать умение здраво рассуждать и ответственность, а для этого необходимо получать образование.
Ценностно-ориентационный портрет девушек отличался от юношеского. Здоровье и счастливая семейная жизнь, основанная на любви наиболее важны для девушек. Работа на третьем месте, так как она дает возможность независимости. Важное место занимают чистоплотность и
воспитанность, чуткость и ответственность. (Рис.2)
Рис 2. Ценностно-ориентационный портрет группы девушек
Полученные данные позволяют утверждать, что юноши преимущественно ориентированы на традиционно мужские для нашей культуры ценности, а девушки – на ценности, как традиционно женские,
так мужские. Хотя ценность семьи достаточно высока и для юношей, и для девушек, ориентация на нее выстроена на фоне общей доминирующей у молодых людей направленности на ценности индивидуализма.
Приведенные во введении нашей работы факты, а также исследование ценностных ориентаций молодежи позволяет предположить, что причины многих проблем нынешней семьи (большое количество разводов, отказ от детей, рост количества неполных семей) кроются в недостаточной значимости для юношей и мужчин семейных ценностей?
Далее нами были проведен формирующий эксперимент: подобран и проведен комплекс тренинговых упражнений, направленных на формирование у юношей установок на семью и ответственное родительство (Приложение 2).