Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:27, научная работа
Цели нашего исследования: определить место семьи и родительства в системе ценностных ориентации современной молодежи, выявить потребность молодежи в знании основ семейной психологии, предложить форму реализации данных потребностей.
Гипотеза: Мы предположили, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство. Задачи исследования:
определить уровень изученности проблемы ответственного родительства;
рассмотреть составляющие понятия «ответственное родительство»;
Введение.................................................................................................................3
1.Родительство как социально-психологический феномен
Теоретические подходы к пониманию сущности
феномена родительства…………………………………………….8
Составляющие понятия «ответственное родительство»...............11
Современная культура родительства и
общественные представления о «нормативном родительстве»…….15
Юность как этап становления родительских качеств……………18
2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований..........................................................................................................21
3. Определение места родительства и семьи в системе ценностных установок и потребностей современной молодежи
3.1 Методика «Ценностные ориентации» (Рокич А.)…………………25
3.2 Анкетирование……………………………………………………….29
3.3 Опрос……………………………………………………………….…32
Выводы…………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………
По окончании формирующего эксперимента (после трех месяцев работы) мы провели контролирующий эксперимент с группой испытуемых юношей.
Полученные нами данные показывают, что при после участия в комплексе психолого-педагогических упражнений и тренингов место семьи в ранжировании терминальных и инструментальных ценностей у юношей поменяло свою локализацию: с восьмого места переместилось на третье.(Рис.3)
Рис 3. Ценностно-ориентационный портрет группы юношей после комплекса упражнений и тренингов
Таким образом, мы видим, что использование специально подобранных методов психолого-педагогической коррекции позволяет изменить систему ценностных ориентаций молодых людей, выработать мотивацию на создание счастливой семьи и ответственного родительства.
3.2 Анкетирование
Следующим этапом нашего исследования было проведение анкетирования студентов 1 курса Аркалыкского государственного педагогического института им. И. Алтынсарина на предмет их отношения к изучению азов семейной психологии. В анкетировании приняли участие 26 студентов 1 курса. Респондентам были предложены следующие вопросы:
Результаты ответов
по первому вопросу «Считаете ли Вы, что современному
человеку необходима подготовка к родительству?» представлены в Таблице
1.
Варианты ответов |
Чел. |
% | ||||||||||||||||||||||
Подготовка необходима |
26 |
100 | ||||||||||||||||||||||
Подготовка не нужна |
- |
- | ||||||||||||||||||||||
Мы видим, что все участники анкетирования единогласно считают необходимой подготовку к выполнению родительских функций. Кроме того, 75 процентов опрошенных отметили, по их мнению, недостаточное количество знаний о воспитании детей у их родителей, что часто выливалось в непонимание и конфликты. Результаты ответов по вопросу «С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?» представлены в Таблице 2. Таблица 2
| ||||||||||||||||||||||||
Как видно из таблицы 2, респонденты видят наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству в вузе, колледже (53,8 %). В беседе испытуемые
указывали, что на разных возрастных этапах
и в разных образовательных
учреждениях содержание этой подготовки
должно отличаться и соотноситься с возрастом
и особенностями человека.
| ||||||||||||||||||||||||
В результате опроса было
На следующем этапе исследовании ними был проведен опрос той же группы студентов 1 курса АркГПИ им. Ибрая Алтынсарина. Мы обратились к ним с вопросом: «Что, по вашему означает «ответственное родительство»? Айжан: «Ответственное родительство- это совсем не то, что зачастую Думают люди. Многие думают, что главное- материальное благополучие. Если ребенок обут и одет, у него есть всякие игрушки или гаджеты, то он уже счастлив. Но это далеко не так. Самое главное-это взаимопонимание с родителями. Это когда они знают, чем ты дышишь, какие у тебя проблемы». Алтынай: «Для меня сейчас этот
вопрос не актуален, но все-таки я попробую
высказать свои мысли на эту тему. Актолкын: «Сознательное родительство
— это когда два человека, любя друг друга,
хотят иметь ребенка, планируют его появление
и воспитание. Прилагают все усилия для
того, чтобы беременность проходила нормально,
без влияния вредных факторов. Уже с момента
зачатия начинают искренне любить его.
Таким образом, к родительству нужно подходить
с полной уверенностью, что они хотят быть
родителями!» Выводы
Проведенное нами исследование
и полученные данные по
После проведенного
Анкетирование и опрос
мнения студентов по проблеме подготовки
молодежи к ответственному родительству,
позволяет сделать следующие выводы:
2.Респонденты видят наиболее
оптимальное время начала Таким образом, задачи исследования по определению уровня изученности проблемы ответственного родительства выполнены, рассмотрены составляющие понятия «ответственное родительство», определена сущность ценностных ориентаций в контексте психологических исследований, проведено исследование системы ценностей современной молодежи, определено место семьи и родительства в системе ценностных установок; доказано, что использование специально подобранных методов психолого-педагогической коррекции, позволяет изменить систему ценностных ориентаций молодых людей, выработать мотивацию на создание счастливой семьи и ответственного родительства, являющегося залогом крепости государства Наше предположение, о том, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство. Цель исследования достигнута. Заключение Новые социально-экономические условия в Казахстане породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; в современной семье отмечается господство материальных ценностей над духовными. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства. Наши семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов Казахстана, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов Казахстана.
Поэтому сегодня актуальным становится
вопрос о научно обоснованной стратегии
поиска средств и механизмов, позволяющих
задействовать весь комплекс воспитательных
установок и ценностно-личностных ориентаций
на подготовку растущего поколения к созданию
семьи, выполнению роли ответственных
родителей и формированию семейных духовно-нравственных
ценностей. Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность студенческой молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д. Такие задачи может
решить внедрение курса обучения «Семейная
психология» в старших
классах школы и на первых курсах вузов
и колледжей. Причем, организовать ее преподавание
в новых, интересных формах, позволяющих
решать практические
проблемы семьи и родительства. Программа
подготовки к родительству должна реализовываться
в образовательных учреждениях, при определенной
поддержке психологических центров и
центров помощи семье и детям. Семья, субъекты
семейной системы должны подключаться
к процессу подготовки детей к родительству
всех на его этапах. Поэтому, актуальным на сегодня было бы введение курса «Семейная психология» для старшеклассников и студентов. Ориентация семьи и учебных заведений на высокий уровень формирования у старшеклассников и студентов семейных духовно-нравственных ценностей обеспечит успешность их готовности к семейной жизни и ответственному родительству. Список использованных источников
семейной жизни // Социология. – 2000. - № 4.
| ||||||||||||||||||||||||
|
Приложение 1
Общие коэффициенты брачности и разводимости в РК (на 1000 чел.)
Годы |
Брачность |
Разводимость | ||||
все население |
городское |
сельское |
все население |
городское |
сельское | |
1997 |
10,0 |
10,6 |
9,3 |
2,7 |
3,9 |
1,0 |
1998 |
10,1 |
10,3 |
9,7 |
3,0 |
4,2 |
1,2 |
1999 |
8,9 |
8,8 |
9,0 |
3,0 |
4,3 |
1,3 |
2000 |
8,8 |
8,7 |
9,1 |
2,7 |
4,0 |
1,2 |
2001 |
7,5 |
7,6 |
7,5 |
2,6 |
3,8 |
1,0 |
2002 |
7,2 |
7,3 |
7,1 |
2,4 |
3,6 |
1,0 |
2003 |
6,6 |
6,6 |
6,3 |
2,6 |
3,7 |
1,1 |
2004 |
6,6 |
6,7 |
6,2 |
2,3 |
3,4 |
0,9 |
2005 |
6,4 |
* |
* |
2,4 |
* |
* |
2006 |
5,8 |
6,0 |
5,4 |
1,7 |
2,5 |
0,7 |
2007 |
6,1 |
6,2 |
6,0 |
1,8 |
2,7 |
0,7 |
2008 |
6,3 |
6,5 |
5,9 |
2,0 |
2,9 |
0,8 |
2009 |
6,7 |
7,0 |
6,3 |
2,1 |
3,0 |
0,9 |
2010 |
7,4 |
7,9 |
6,8 |
2,1 |
3,1 |
0,8 |
2011 |
7,6 |
8,3 |
7,0 |
2,1 |
3,2 |
0,8 |
2012 |
8,2 |
8,8 |
7,2 |
2,2 |
3,4 |
0,9 |
Примечание: * - данные отсутствуют.
Источники: Демографический
ежегодник Казахстана.
Приложение 2
Стимульный материал
к тесту «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
Список А
Список Б
Приложение 3
Список
вопросов для анкетирования студентов 1 курса