Формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:27, научная работа

Описание работы

Цели нашего исследования: определить место семьи и родительства в системе ценностных ориентации современной молодежи, выявить потребность молодежи в знании основ семейной психологии, предложить форму реализации данных потребностей.
Гипотеза: Мы предположили, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство. Задачи исследования:
определить уровень изученности проблемы ответственного родительства;
рассмотреть составляющие понятия «ответственное родительство»;

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1.Родительство как социально-психологический феномен
Теоретические подходы к пониманию сущности
феномена родительства…………………………………………….8
Составляющие понятия «ответственное родительство»...............11
Современная культура родительства и
общественные представления о «нормативном родительстве»…….15
Юность как этап становления родительских качеств……………18
2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований..........................................................................................................21
3. Определение места родительства и семьи в системе ценностных установок и потребностей современной молодежи
3.1 Методика «Ценностные ориентации» (Рокич А.)…………………25
3.2 Анкетирование……………………………………………………….29
3.3 Опрос……………………………………………………………….…32
Выводы…………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Проект Гааг Элоны.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

По окончании формирующего эксперимента (после трех месяцев работы) мы провели контролирующий эксперимент с   группой испытуемых юношей.

Полученные нами данные показывают, что при после участия в комплексе психолого-педагогических упражнений и тренингов место семьи в ранжировании терминальных и инструментальных ценностей у юношей поменяло свою локализацию: с восьмого места переместилось на третье.(Рис.3)

Рис 3. Ценностно-ориентационный портрет группы юношей после комплекса упражнений  и тренингов

Таким образом, мы видим, что использование специально подобранных методов психолого-педагогической коррекции  позволяет изменить систему ценностных ориентаций молодых людей, выработать мотивацию на создание счастливой семьи и ответственного родительства.

3.2 Анкетирование

 

Следующим этапом нашего исследования было проведение анкетирования студентов 1 курса Аркалыкского государственного педагогического института им. И. Алтынсарина на предмет  их отношения к  изучению азов семейной психологии. В анкетировании приняли участие 26 студентов  1 курса. Респондентам были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к семейной жизни, родительству?
  2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?
  3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?
  4. Хотели бы Вы пройти обучение дисциплине «Семейная психология»?

 

Результаты ответов по первому вопросу «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?»  представлены в Таблице 1. 
                                                                                                          Таблица 1

Варианты ответов

Чел.

%

Подготовка необходима

26

100

Подготовка не нужна

-

-

         

Мы видим, что все участники анкетирования единогласно  считают необходимой подготовку к выполнению родительских функций. Кроме того, 75 процентов опрошенных отметили, по их мнению, недостаточное количество знаний о воспитании детей у их родителей, что часто выливалось в непонимание и конфликты.

            Результаты ответов по  вопросу «С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?»  представлены в Таблице 2. 

Таблица 2

 

Варианты ответов

Чел.

%

В начальной школе

-

-

В 5-7 классах

2

7,6

В 8-9 классах

3

11,5

В 10-11 классах

5

19,2

В вузе,колледже

14

53,8

После свадьбы

2

7,6


Как видно из таблицы 2, респонденты видят наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству в вузе, колледже (53,8 %).

В беседе испытуемые указывали, что на разных возрастных этапах и в разных образовательных учреждениях содержание этой подготовки должно отличаться и соотноситься с возрастом и особенностями человека.  
Ответы респондентов на третий вопрос – «Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?» представлены в таб. 3.  
Таблица 3

Варианты ответов

Чел.

%

Семья

16

61,5

Образовательное учреждение

7

26,9

Другое

3

11,5


        

         В результате опроса было установлено, что испытуемые отмечают значение  семьи в подготовке человека  к ответственному  родительству (61,5%). Также значительная часть респондентов указывает, что школа, ССУЗы и ВУЗы а именно педагоги, могут оказать профессиональную помощь школьнику, либо студенту в подготовке его к родительству (26,9%).   Всего 11,5% студентов отмечают, что подготовкой к ответственному родительству должны заниматься работники социальных и психологических центров. Большинство испытуемых считает, что на посещение  консультационных центров после работы не у всех найдется время.  
          Результаты опроса респондентов по вопросу: «Хотели бы Вы пройти обучение дисциплине «Семейная психология»?» представлены в Таблице 4. 
                                                                                                       Таблица 4

Варианты ответов

Чел.

%

Хочу пройти обучение

24

92,3

Обучение не нужно

2

7,7


 
      Как  видно из таблицы 4, почти все  студенты заинтересованы в обучении  по программе (92,3%), что можем объяснить  педагогической направленностью  их обучения и возрастными  особенностями. Не желают пройти  обучение 2 респондента (7,7%), так как считают, что сами все знают.

    1. Опрос

       На следующем  этапе исследовании ними был  проведен опрос той же группы  студентов 1 курса АркГПИ им. Ибрая  Алтынсарина. Мы обратились к  ним с вопросом: «Что, по вашему  означает «ответственное родительство»?

Айжан: «Ответственное родительство- это совсем не то, что зачастую

Думают люди. Многие думают, что главное- материальное благополучие. Если ребенок обут и одет, у него есть всякие игрушки или гаджеты, то он уже счастлив. Но это далеко не так. Самое главное-это взаимопонимание с родителями. Это когда они знают, чем ты дышишь, какие у тебя проблемы».

Алтынай: «Для меня сейчас этот вопрос не актуален, но все-таки я попробую высказать свои мысли на эту тему. 
Прежде всего мужчина и женщина должны вдвоем осознавать и хотеть ребенка именно друг от друга и тщательно к этому готовиться. Как? Я думаю, нет, я уверена, без брака и доверительных отношений это невозможно. Родить ребенка — это труд для обоих, и относиться к нему как к развлечению нельзя ни в коем случае!» 
Игорь: «Сознательное родительство — это понимание и трезвое отношение к ребенку, готовность всегда быть с ним и нести ответственность. Сознательные родители должны суметь обеспечить нормальную жизнь ребенку».

Актолкын: «Сознательное родительство — это когда два человека, любя друг друга, хотят иметь ребенка, планируют его появление и воспитание. Прилагают все усилия для того, чтобы беременность проходила нормально, без влияния вредных факторов. Уже с момента зачатия начинают искренне любить его. Таким образом, к родительству нужно подходить с полной уверенностью, что они хотят быть родителями!» 
Куаныш: «Родительство должно быть осознанным. Молодые люди должны понимать, что родительство — это большая ответственность и возлагает огромные обязанности. Ребенок должен быть желанным, поэтому будущим родителям стоит об этом заранее задуматься». 

 

Выводы

          Проведенное нами исследование  и полученные данные по методике  М.Рокича «Ценностные ориентации»  позволяют утверждать, что в ранге ценностей современной молодежи место семьи занимает не последнюю строку, так как юноши преимущественно ориентированы на традиционно мужские для нашей культуры  ценности, а девушки – на ценности, как традиционно женские,так и мужские. Хотя ценность семьи достаточно высока и для  юношей, и для девушек, ориентация на нее выстроена на фоне общей доминирующей у молодых людей направленности на ценности индивидуализма.

          После проведенного формирующего  эксперимента полученные нами  данные показывают, что после участия в комплексе психолого-педагогических упражнений и тренингов место семьи в ранжировании терминальных и инструментальных ценностей у юношей поменяло свою локализацию: с восьмого места переместилось на третье..

          Анкетирование и  опрос мнения студентов по проблеме подготовки молодежи к ответственному родительству, позволяет сделать следующие выводы:  
          1. Респонденты отмечают важность и необходимость подготовки к родительству. Студенты отмечают, что подготовка к родительству является необходимой для населения (100,0%). 

            2.Респонденты видят наиболее  оптимальное время начала подготовки  к ответственному родительству  в вузе, колледже (53,8 %). В беседе  испытуемые указывали, что на  разных возрастных этапах и в разных образовательных учреждениях содержание этой подготовки должно отличаться и соотноситься с возрастом и особенностями человека.  
           3. В результате опроса было установлено, что испытуемые отмечают значение семьи в подготовке человека к ответственному  родительству (61,5%). Так как семья должна быть главным примером в воспитании родительских качеств. Также значительная часть респондентов указывает, что школа, ССУЗы и ВУЗы а именно педагоги, могут оказать профессиональную помощь школьнику, либо студенту в подготовке его к родительству (26,9%).   Всего 11,5% студентов отмечают, что подготовкой к ответственному родительству должны заниматься работники социальных и психологических центров.  
          4.Студенты указывают на то, что в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе необходимо введение учебных дисциплин по психологии семьи и семейному воспитанию. Наиболее целесообразным является построение единой программы подготовки к ответственному родительству, которая будет охватывать все возрастные этапы от дошкольного периода до юношеского возраста и учитывать специфику обучения и воспитания ребенка в разных образовательных учреждениях. 

        Таким  образом, задачи исследования по определению уровня изученности проблемы ответственного родительства выполнены, рассмотрены составляющие понятия «ответственное родительство», определена сущность ценностных ориентаций в контексте психологических исследований, проведено исследование системы ценностей современной молодежи, определено место семьи и родительства  в системе ценностных установок; доказано, что использование специально подобранных методов психолого-педагогической коррекции,  позволяет изменить систему ценностных ориентаций молодых людей, выработать мотивацию на создание счастливой семьи и ответственного родительства, являющегося залогом  крепости государства

         Наше предположение, о том, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи  ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство.    Цель исследования достигнута.

Заключение

        Новые социально-экономические условия в Казахстане породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; в современной семье отмечается господство материальных ценностей над духовными. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства.     

           Наши семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов Казахстана, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов Казахстана. 

          Поэтому сегодня актуальным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей.                                        

Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность студенческой молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д.

Такие задачи может решить внедрение курса обучения «Семейная психология»      в старших классах школы и на первых курсах вузов и колледжей. Причем, организовать ее преподавание в новых, интересных формах, позволяющих решать практические проблемы семьи и родительства. Программа подготовки к родительству должна реализовываться в образовательных учреждениях, при определенной поддержке психологических центров и центров помощи семье и детям. Семья, субъекты семейной системы должны подключаться к процессу подготовки детей к родительству всех на его этапах. 
         С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье  двоих-троих и более детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20—25 лет. Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. 
       Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.

Поэтому, актуальным на сегодня было бы введение курса «Семейная психология» для старшеклассников и студентов. Ориентация семьи и учебных заведений  на высокий уровень формирования у старшеклассников  и студентов семейных духовно-нравственных ценностей обеспечит успешность их готовности к семейной жизни и ответственному родительству.

Список использованных источников

  1. http://ranking.kz/news/region
  2. http://womanadvice.ru 
    http://www.zakon.kz
  3. http://www.unicef.kz/files/00000850.pdf?sid=03f2ba1k0345kk977btjo022j7
  4. Сакенов Д.Ж. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Половое воспитание:Монография, Алматы: Полиграфкомбинат корпорации «Атамұра»,2005.
  5. Кон И.С. Этнография родительства. – М., 2000
  6. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н.Новгород: НГПУ, 2009.
  7. Бурова С.Н. Гендерные аспекты подготовки молодежи к браку и

семейной жизни // Социология. – 2000. - № 4.

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. Екатеринбург, 2000.
  2. Гурко Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М., 1995.
  3. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  4. Ценность детей и межпоколенные отношения: Сб. науч. ст. / Под ред. З. Х. Саралиевой,Н. Новгород, 2008.
  5. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004.
  6. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006.
  7. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991
  8. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  9. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — М., 2004.
  10. Гурко Т., Босс П.М., М.: Владос, 1995  
  11. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

Общие коэффициенты брачности и разводимости в РК (на 1000 чел.)

Годы

Брачность

Разводимость

все население

городское

сельское

все население

городское

сельское

1997

10,0

10,6

9,3

2,7

3,9

1,0

1998

10,1

10,3

9,7

3,0

4,2

1,2

1999

8,9

8,8

9,0

3,0

4,3

1,3

2000

8,8

8,7

9,1

2,7

4,0

1,2

2001

7,5

7,6

7,5

2,6

3,8

1,0

2002

7,2

7,3

7,1

2,4

3,6

1,0

2003

6,6

6,6

6,3

2,6

3,7

1,1

2004

6,6

6,7

6,2

2,3

3,4

0,9

2005

6,4

*

*

2,4

*

*

2006

5,8

6,0

5,4

1,7

2,5

0,7

2007

6,1

6,2

6,0

1,8

2,7

0,7

2008

6,3

6,5

5,9

2,0

2,9

0,8

2009

6,7

7,0

6,3

2,1

3,0

0,9

2010

7,4

7,9

6,8

2,1

3,1

0,8

2011

7,6

8,3

7,0

2,1

3,2

0,8

2012

8,2

8,8

7,2

2,2

3,4

0,9


Примечание: * - данные отсутствуют. 
Источники: Демографический ежегодник Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Стимульный материал

к тесту «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

 

Список А

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  • счастливая семейная жизнь
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  • творчество (возможность творческой деятельности)
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

 

Список Б

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
  • воспитанность (хорошие манеры)
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • исполнительность (дисциплинированность)
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
  • непримиримость к недостаткам в себе и других
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово)
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  • честность (правдивость, искренность)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  • чуткость (заботливость)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Список

вопросов для анкетирования студентов 1 курса

 

 

  1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к семейной жизни, родительству?
  2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?
  3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?
  4. Хотели бы Вы пройти обучение дисциплине «Семейная психология»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство