Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:27, научная работа
Цели нашего исследования: определить место семьи и родительства в системе ценностных ориентации современной молодежи, выявить потребность молодежи в знании основ семейной психологии, предложить форму реализации данных потребностей.
Гипотеза: Мы предположили, что с помощью специальных психолого-педагогических методов возможно формирование у молодежи ценностных установок, ориентированных на семью и ответственное родительство. Задачи исследования:
определить уровень изученности проблемы ответственного родительства;
рассмотреть составляющие понятия «ответственное родительство»;
Введение.................................................................................................................3
1.Родительство как социально-психологический феномен
Теоретические подходы к пониманию сущности
феномена родительства…………………………………………….8
Составляющие понятия «ответственное родительство»...............11
Современная культура родительства и
общественные представления о «нормативном родительстве»…….15
Юность как этап становления родительских качеств……………18
2.Ценностные ориентации и установки в контексте психологических исследований..........................................................................................................21
3. Определение места родительства и семьи в системе ценностных установок и потребностей современной молодежи
3.1 Методика «Ценностные ориентации» (Рокич А.)…………………25
3.2 Анкетирование……………………………………………………….29
3.3 Опрос……………………………………………………………….…32
Выводы…………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………
Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью, стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве. Как интегральное образование личности родительство включает:
— ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
— родительские установки и ожидания;
— родительское отношение;
— родительские чувства;
— родительские позиции;
— родительская ответственность;
— стиль семейного воспитания.
Обратимся к понятию ответственного родительства. Исследователи семьи считают, что ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень интимности в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития, его личностным качествам. Родители в ответе за физическое, психологическое и интеллектуальное развитие ребенка. Вопрос только в том, как сделать родителей ответственными? Очевидно, сейчас этому необходимо учить реальных или потенциальных родителей. Также следует культивировать ценность родительства в семье, с малых лет воспитывать в детях ответственное отношение к выполнению родительских обязанностей.
Что значит осознанное? Это значит, что человек осознает, что я буду родителем, это не только в том плане, что он ожидает рождение ребенка, но и в том плане, что он дальше будет родителем для своих детей. Он осознает, какие это возлагает на него обязанности. Ответственное родительство означает, что человек ответственно подходит к тому, чтобы выполнять свои родительские обязанности. Что же такое ответственное родительство? Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. [6,456]
Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях.
Ключевыми измерениями ответственного родительства являются
следующие:
1.Коммуникативное.
Родитель регулярно должен общаться с
ребенком, находится в курсе его интересов
и предпочтений. Он готов делить с ним
некоторые из его интересов, а также в
разумных пределах влиять на них.
2.Эмоциональное.
Родитель не просто общается с ребенком,
но и сопереживает ему. Он готов выслушать
ребенка, говорить на важные для него темы,
выступая в роли советчика или помощника.
Эмоциональное взаимодействие предполагает
ответную реакцию ребенка, его желание
открыться родителю, обсудить с ним свои
проблемы, рассказать ему о своих переживаниях
3. Нормативное.
Коммуникативное взаимодействие не должно
быть преградой на пути полноценной социализации
ребенка, усвоения им социальных норм
– принятых в обществе предписаний и табу.
В этом измерении родитель выступает для
ребенка как эксперт, имеющий полноценный
взрослый опыт взаимодействия с социальными
институтами – опыт, которого у ребенка
нет.
4. Экономическое.
В обществе, где велика доля бедных или
около бедных слоев, материальное обеспечение
зачастую вырастает в проблему, затмевающую
собой все остальные. Ребенка необходимо
достойно одевать, у него должны быть карманные
деньги. В ряде случае необходимо оплачивать
обучение детей, которое в нынешнем российском
обществе все чаще становится платным.
5. Охранительное.
Одной из самых важных задач родителя
является сохранение и укрепление здоровья
ребенка и самой его жизни. Это также весомая
задача, если учесть, что в российском
обществе здравоохранение в целом и забота
о детях, в частности во всё большей степени
становятся тоже платными.
6. Духовное. В
условиях смены ценностных ориентиров
важно, чтобы ребенок оказался способным
усвоить базовые жизненные ценности, одинаково
важные для обществ любого типа – жизнь,
здоровье, семья, культура страны и общества,
в котором он живет. Передача базовых ценностей
зачастую оказывается более сложной проблемой,
чем, к примеру, охрана здоровья ребенка.
Даже находясь в семье, ребенок находится
под влиянием мощных информационно-ценностных
потоков, не всегда согласующихся с родительскими
наставлениями, – телевизионной рекламы,
группы сверстников, школьных учителей
и других агентов социализации.[7,37]
Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит, что именно от родительского сообщества, которое является большинством в нашей стране, должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям.
Исследователями проблемы было выявлено, что большинство родителей, как и следовало ожидать, называют себя ответственными. Следует отметить, что доля тех, кто критично оценивает уровень своей ответственности, существенно больше среди мужчин. Это соответствует существующему положению дел: в группе отцов много тех, кто оставил ребенка на попечение бывшей жены и не участвует более в его воспитании. Кроме того, родители выделили задачи более важные и менее важные в процессе воспитания детей.
На первом плане опрошенных родителей находятся интересы выживания, включая сохранение здоровья и жизни.
Второе место в системе приоритетов делят между собой задачи экономические и задачи нормативной социализации. Экономические задачи подразумевают обеспечение ребенка одеждой, с тем, чтобы он не чувствовал, что в чем-то обделен по сравнению со своими сверстниками, оплату учебы в том случае, если это необходимо, и в меньшей степени, покрытие расходов на досуг ребенка, а также его карманные расходы. Население также понимает, что нарушенный процесс социализации, например, попадание в дурную компанию, может стать причиной многих проблем, с которыми ребенок столкнется на более поздних этапах своей жизни. Не умея различать добро и зло, не обладая качеством самостоятельного суждения, ребенок легко может оказаться объектом манипуляции со стороны окружающих, действовать в ущерб своим долговременным интересам. Остальные задачи решаются после того как решены базовые задачи. [8, 122]
Следует подчеркнуть, что выстраивание диалоговых, эмпатичных отношений с ребенком, как правило, не выносится родителями в круг самостоятельных задач. Задачи духовного плана стоят в системе родительских приоритетов на самом низком уровне. Необходимость совершать совместные походы в кино или музей или иные подобные семейные мероприятия рассматриваются родителями не обязательными.
Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо. Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей.[9,206]
1.3 Современная культура родительства и общественные представления о «нормативном родительстве»
В настоящее время сознательное родительство все больше осознаётся как мощный регулятор, действующий в предупредительном режиме в решении многих проблем жизни общества и человека. Природа благодарит мать и отца за сознательные творческие усилия в воспитании и обучении детей более крепким их физическим, психическим, духовно-нравственным здоровьем.
Анализ статистических и научных данных показал, что в современной семье ее социально-педагогических функциях произошли большие изменения как на глобальном уровне, связанном с общими социально-экономическими тенденциями развития производственных отношений, структуры потребления и т.п. в масштабах всего человечества (к. XX – н. XXI вв.), так и на национальном уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий.
Современная модель родительства формируется под влиянием целого комплекса экономических, социальных, психологических и других факторов, но их весомость определяется характером потребностей в детях и родительстве, местом в иерархии индивидуальных или семейных ценностей. На современном этапе происходит постепенная переориентация населения с ценностей семьи с несколькими детьми, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные. Ребенок, родительство как смыслообразующие элементы жизнедеятельности семьи конкурируют с ценностями статуса, выбора стиля жизни, профессиональной и личной самореализации. Этот ценностный сдвиг изменяет отношение к родительству и формы его реализации.[10,97]
Тем не менее, сегодня обнаруживается «всплеск» спонтанной активности родителей как достаточно устойчивый, автономный от государственных институций процесс. Он характеризуется бурным ростом неформальных родительских объединений (клубов, центров, интернет-сообществ, интернет-порталов для родителей), возрастающим потоком литературы, адресованной не специалистам, но матерям и отцам, и посвященной проблематике сопровождения взросления детей в современном мире, а также высоким спросом на консультационные и образовательные услуги по вопросам здоровой беременности, подготовки к родам, коррекции детско-родительских отношений, семейного досуга и воспитания.
К разряду инновационных черт культуры родительства, достаточно хорошо просматривающихся в пространстве родительских неформальных и интернет-сообществ, относятся:
– гендерное равноправие в отношении планирования семьи и подготовки к деторождению, ухода за ребенком, его воспитания и образования;
– значимость родительской рефлексии и эмоциональной близости с ребенком;
– деавтономизация пространства родителей и ребенка, «детоцентричность» и выраженный субъект-субъектный характер взаимоотношений;
– культивирование представлений о родительстве как возможности творческой самореализации, для которой необходимо последовательное обучение;
– перенос традиционной функции наставничества с представителей старшего поколения родовой семьи на внешних агентов, стремление к консолидации с другими родителями, расширение границ приватности и делегирование родительскому сообществу функции контроля за исполнением родительской роли и обмена опытом;
– многообразие моделей родительских практик, обусловленное вариативностью представлений о культурном идеале как целеполагании взросления;
– приобретение различных институциональных форм самоорганизации родителей (в различные ассоциации, общественные объединения, клубы, комитеты и проч.).[11,45]
В современном обществе имеют место следующие ведущие тенденции в отношении современного понимания нормативного родительства.
Первая тенденция: для того, чтобы сегодня стать полноценным родителем недостаточно просто родить ребёнка. Нужно расширять материнские и отцовские компетенции, просвещаясь у специалистов или более опытных родителей. Этим обуславливается «знаниевый подход» в программах различных проектов для родителей, в последнее время удерживающий свои позиции в различных просветительских и образовательных областях наряду с «компетентностным подходом».
Вторая тенденция отражает отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность.
Третья тенденция раскрывается в содержательном наполнении родительского всеобуча. Она обнаруживает тяготение к ограниченности либо психолого-педагогическими сферами детско-родительских отношений, либо - на этапе работы с беременными - вопросами культуры здоровья и перинатальной психологии. При акцентуации на дородовой подготовке доминирует приобщение родителей к практикам крайне важного, но непродолжительного периода беременности, родов, младенчества.
Четвёртая тенденция демонстрирует активизацию родительской инициативы в сопротивлении каким бы то ни было внешним стандартам в отношении представлений о том, какие именно оздоровительные, воспитательные, образовательные практики можно считать нормативными.
Таким образом, понятия сознательное - осознанное - ответственное - естественное родительство и компетентное - просвещенное родительство затрагивают важные сферы представлений о нормативных чертах современного родительства. В то же время, на практике они оказываются сопряжены с неоднозначными тенденциями. В целом же, эти представления, в некоторой степени, тяготеют к ранним этапам становления родительства (беременность, роды, младенчество) или, в значительной степени, к психолого-педагогическим сферам, что не может отражать всей полноты данного феномена.[12,177]