Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:57, курсовая работа
Поскольку наука вообще и научное исследование в частности представляют собой особую целенаправленную деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний, постольку они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями помышления. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного мышления, так и от ненаучных его форм.
Цель работы: заключается в том, чтобы выяснить, в чем состоит, с одной стороны сходство и преемственность, а с другой - качественное отличие научных форм мышления от обыденных.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Обыденное и научное мышление……………………………….5
Характеристика обыденного и научного мышления…………………..7
Особенности научного и обыденного мышления…………….………12
Обыденное и научное мышление по Переслегину.………………………………………………………………18
Глава 2. Французская социологическая школа………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………...….29
титульный
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Обыденное и научное мышление……………………………….5
Глава 2. Французская социологическая школа………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного мышление об окружающем нас мире возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса мышления. Кроме научного мышления существуют также ненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное мышление.
Люди приобретали необходимые им мышления о свойствах и качествах вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности, задолго до возникновения науки. И сейчас немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного помышления. Нередко, отмечая качественное отличие научного мышления от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь состоит прежде всего в том, что они имеют общую цель - дать объективно верное знание о действительности - и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее в его основе лежит представление об объективно реальном существовании окружающего мира, отвергающее наличие каких-либо сверхъественных сил. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, они опираются на те же законы традиционной логики, которые обеспечивают последовательный, непротиворечивый характер мышления.
Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, вошедшее в систему мира Птолемея, и многие другие предположения были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав утвердившиеся в науке истины.
Наука хотя и начинает с
анализа предположений здравого
смысла, не отличающихся особой обоснованностью
и надежностью, в процессе своего
развития подвергает их рациональной
критике, используя для этого
специфические эмпирические и теоретические
методы исследования, и тем самым
достигает прогресса в
Поскольку наука вообще и научное исследование в частности представляют собой особую целенаправленную деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний, постольку они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями помышления. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного мышления, так и от ненаучных его форм.
Цель работы: заключается в том, чтобы выяснить, в чем состоит, с одной стороны сходство и преемственность, а с другой - качественное отличие научных форм мышления от обыденных.
Глава 1. Обыденное и научное мышление.
Обыденное мышление - отражает непосредственные жизненные наблюдения людей, У людей складывается представление о том что они наблюдают. Недостаток — все наблюдения сугубо личные.
Научное мышление — это мышление стремится выяснить объективную истину, т.е. отобразить не так как видит каждый человек, а то что оно есть в действительности. Базируется на статистических данных, которые обрабатываются, систематизируются и квалифицируются. Обыденное мышление отражает экономический мир поверхностно, а научное мышление отражает на основе конкретных выводов.
Рис.1.Сравнительная таблица свойств обыденного и научного мышления.
Параметры |
| |
Обыденное |
Научное | |
В целом |
Интуитивное |
Эмпирическое |
Наблюдения |
Случайные, неконтролируемые |
Систематические, контролируемые |
Свидетельства |
Субъективные, пристрастные |
Объективные, непристрастные |
Понятия |
Смутные, с избыточными значениями |
Ясные, выделена их специфика и состав |
Инструменты |
Неточные, неопределённые |
Точные, определённые |
Измерения |
Невалидные, ненадёжные |
Валидные, надёжные |
Гипотезы |
Нетестируемые |
Тестируемые |
Установки |
Некритические, соглашательские |
Критические, скептические |
Можно выделить и другие параметры, по которым обыденное мышление отличается от научного.
Так, предметом наблюдения обыденного мышления служат, как правило, отдельные явления (события) в целом; научное мышление выделяет в явлении (событии) отдельные признаки и свойства. Обыденное мышление ориентировано на оценку конкретных людей по особенностям их поведения, личности, взглядов; научное мышление изучает явления (события) по тому, как они выражены у разных людей.
Обыденному познанию присуща субъективность в подборе фактов:
искусственно подбираются
лишь те факты, которые подтверждают
имплицитную «теорию»; противоречащие
свидетельства недооцениваются
и отбрасываются. Обобщения при
обыденном познании безграничны; они
имеют тенденцию к
Научные теории эксплицитны; они основаны на эмпирических данных,
поддаются фальсификации, имеют определённую (а не любую) сферу действия; их объяснения распространяются на эту сферу и ограничены этой сферой. Выводы обыденного помышление основаны на частных случаях и ситуациях из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп. Обыденные выводы практически не имеют каких-либо отчётливых (обоснованных) ограничений. Предсказания являются всеобщими и неконкретными. В противоположность обыденным, научные выводы имеют вероятностный характер. Основанием для научных выводов служат эмпирические данные, полученные на выборке и распространённые на генеральную совокупность. Выводы ограничены определёнными условиями.
Предсказания конкретны и распространяются на определённую область явлений.
1.1 Характеристика
обыденного и научного
Характеристика обыденного и научного помышление:
Параметры |
Мышление | |
Обыденное |
Научное | |
Предмет наблюдения |
Отдельные явления (события) в целом |
Отдельные признаки присущие нескольким явлениям (событиям) |
Люди явления |
Оценки людей по особенностям их поведения, личности, взглядов |
Изучение явлений (событий) по тому, как они выражены у разных людей |
Подбор фактов |
Субъективность: факты, подтверждающие «теорию», подбираются искусственно, противоречащие свидетельства отбрасываются |
Учитываются факты и в пользу теории, и против неё |
Обобщения |
Не имеют ограничений, избыточно абстрактны |
Ограничены генеральной совокупностью, законом, причинным отношением, определёнными явлениями, определёнными переменными и т.п. |
Теории |
Имплицитные, абстрактные, глобальные, нефальсифицируемые, не ограничены конкретной сферой действия, объяснения имеют всеобщий характер |
Эксплицитные, основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации, имеют определённую сферу действия; объяснения распространяются только на эту сферу |
Выводы |
Основаны на частных случаях и являются случайными |
Имеют вероятностный характер |
Основания для выводов |
Отдельные случаи и ситуации из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп |
Эмпирические данные, полученные на выборке и распространенные на генеральную совокупность |
Сфера действия выводов |
Практически не имеют отчётливых (обоснованных) Границ |
Ограничены определёнными сферой и условиями |
Предсказания |
Всеобщие и неконкретные |
Конкретные и распространяются на определённую область явлений |
Различение обыденного и научно-теоретического мышления имеет давнюю историю. В античной философии – это противопоставление «мышление» и «мнения» (Платон), в философии нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Д. Локк, французские материалисты XVIII в., немецкая классическая философия), в современной зарубежной философии – это проблема взаимодействия теоретических форм мышления (философии и науки) и здравого смысла.
В истории философии под обыденным мышлением и знанием понималось обычно вся совокупность стихийно формирующихся в процессе повседневной обыденной жизни и практики массовых и индивидуальных представлений людей, ограниченных, как правило, рамками узкого житейского опыта. Обыденное мышление является регулятором человеческого поведения и общения, выступая объектом изучения социологии и социальной психологии.
Отличительными негативными признаками его являются (по сравнению с теоретическим) поверхностный, несистематизированный характер, некритичность в отношении собственных продуктов, косность предрассудков и стереотипов и т. п.
Наиболее распространено, особенно в популярной литературе, понимание обыденного мышления как формы духовной жизни, включающей в себя три основных элемента – накопленный опыт трудовой деятельности повседневные представления о мире и народное художественное творчество. Обыденное мышление является также естественной стадией общественного мышления, как и научное.
Обыденное мышление в жизнедеятельности человеческого общества решает свои задачи, и эти задачи не решаются средствами научного мышления. Каноны обыденного мышления следует критиковать только в аспекте их неправомерной абсолютизации, необоснованной подмены ими норм теоретического мышления. Обыденное мышление обычно называют «здравым смыслом» («common sense» – «общий смысл», «общий разум», «общее чувство»). Обыденное знание – жизненно-практическое, не получившее строгого концептуального, системно-логического оформления знание, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и являющееся общим внепрофессиональным достоянием всех членов общества.
Научное мышление сохраняет в себе основные закономерности обыденного мышления и восприятия - мышления и восприятия , опирается на них, хотя иногда и вынуждено их преодолевать. В аналитических целях, расчленив в общем-то единую реальность, можно выделить две формы воздействия основных механизмов накопления обыденного опыта на систему научного помышление
Первая форма - когнитивная.
Механизмы обыденного мышления трансформируются в механизмы научного помышление, формируя его когнитивную структуру. Основные слагаемые обыденного мышления описываются так:
а) осмысление человеком новой информации на основе ранее усвоенных понятий,
б) ее организация в систему, соответствующую его общим представлениям о мире,
в) запечатление и сохранение информации в его памяти, г) ее извлечение оттуда в связи с другим знанием, релевантным объясняемому явлению,
объяснение нового опыта на этой основе. В научном познании им соответствуют:
а) интерпретация наблюдаемого феномена на основе теоретических понятий,
б) его определение в терминах основных категорий данной науки,
в) включение выработанного
г) извлечение определения из "научной памяти" в связи с другим релевантным знанием,
д) интеграция различного мышление, сопряженного с объясняемым явлением,
е) формулировка объяснения в форме научного вывода.
Ни в обыденной жизни, ни в науке "факты не говорят сами за себя", их интерпретация опосредована когнитивными процедурами, общими для двух видов помышление. Из этого проистекает сходство как феноменологии научного и обыденного помышление, так и факторов, влияющих на их осуществление.
Научные объяснения, так же как и обыденные, зависимы от актуализации адекватных представлений в памяти субъекта. Научное мышление в такой же мере обусловлено закономерностями человеческого восприятия (вспомним роль переключения гештальтов в процессе смены научных парадигм), как обыденное мышление. Обыденное и научное мышление в равной мере связывают себя принятым решением, которое определяет дальнейшие интерпретации и блокирует альтернативную информацию.
Идентичность познавательных процедур, лежащих в основе двух видов помышление, акцентируется многими исследователями. За ней стоит производность основных механизмов научного помышление от закономерностей человеческого мышления, ведь наука часто и совершенно справедливо характеризуется как наиболее усложненное выражение особенностей человеческого ума, которые формируются в культуре, что подмечено многими выдающимися учеными - Л. де Бройлем, В.Гейзенбергом и др. А Эйнштейн писал: "Вся наука является ничем иным, как усовершенствованием повседневного мышления". Механизмы научного мышления формируются в сфере обыденного помышление, поскольку именно с него генетически начинается мыслительный процесс. Как отмечает Дж.Холтон, "большая, а возможно, и основная часть предметного мышления ученого формируется в тот период, когда он еще не стал профессиональным ученым. Основы этого мышления закладываются в его детстве".