Гендернные особенности проявления агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности, и изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
3. провести эмпирическое исследование агрессивного поведения детей
подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИИ 6
1.1 Природа агрессии и подходы к ее изучению. 6
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения. 15
1.3. Подростковая агрессивность. 18
1.3.1 Различия в проявлении агрессивности 21
мальчиков и девочек. 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО 24
СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Апробация исследования агрессии у подростков 24
с помощью теста Басса-Дарки. 24
2.2 Анализ результатов 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции 31
агрессии у подростков. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 37
Литература: 37
Интернет ресурсы: 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.15 Кб (Скачать файл)

Нормой агрессивности по тесту  Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а враждебности 6,5 – 7 + – 3.

2.2 Анализ результатов

 

На исследовательском этапе  было проведено тестирование, во время  которого, каждому испытуемому был предложен бланк и опросник (приложение 2) . Результаты тестирования представлены в приложении 1.

 

 

Таблица 1- Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике

Басса-Дарки для мальчиков.

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувства вины

4,5

4,8

5

3

4

6,2

7,5

6,5


 

 

Таблица 2 - Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике

Басса-Дарки для девочек.

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувства вины

3

5,5

4,5

2,8

4

5,7

5,5

6


 

Исследование  подтвердило исходную   гипотезу  о  том,  что  на  протяжении  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование. У всех испытуемых мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. 
Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.

 

Рисунок 1 – Соотношение гендерных показателей агрессии

 

Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 - подозрительность. Это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей  и событий.

Индекс агрессивности, которая  включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении  вербально или физически  (см. таблицы 1.5 и 1.6)

 


 

№ п/п

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

1

22

14

2

16

11

3

18

11

4

12

4

5

15

11

6

16

8

7

5

12

8

18

6

9

22

12

10

26

14

11

15

9

12

18

11




 

№ п/п

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

1

19

9

2

6

8

3

5

10

4

16

13

5

10

10

6

16

12

7

15

11

8

13

2

9

14

13

10

13

11

11

15

8

12

15

11




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5—7±3.

По первому результату – агрессивность, лишь один испытуемый №10 имеет оценку превышающую норму, что говорит о повышенной агрессивности. Остальные испытуемые имеют величину индекса не превышающую норму (т.е. 21+-4).

Среди девочек у № 2,3,5 и мальчиков №7 величина индекса очень низкая, что говорит о низкой частоте выражения негативных чувств.

По второму результату – враждебность, можно сказать, 66,5% мальчиком и 50% девочек имеют высокие оценки, что свидетельствует о выраженности данной реакции. У остальных подростков результаты не превышают норму (7+ - 3).

 

 

Рисунок 2 – Процентное соотношение враждебности

 

В результате можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях присуща большинству детей, но в подавляющем большинстве показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы. Враждебность же у детей выражена сильнее агрессивности. Были так же обнаружены гендерные различия в проявлении агрессивности, у мальчиков агрессия проявляется

 

 

    1. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции

агрессии у подростков.

 

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных  форм поведения является развитие мотивации  привязанности, посредством которой  ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных  родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать  приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что  важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный  психолого–педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (не справедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности – пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, – отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается  в качестве способа торможения и  коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно  исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания  слабее.

Воспитательно–профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально–педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих  основных направлениях:

– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

– современная диагностика асоциальных  отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного  подхода в выборе воспитательно–профилактических средств психолого–педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально–психологических  и психолого–педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно–профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно–коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому  следует особое внимание, в частности  в рамках школы. Ведущая роль в  предупреждении и коррекции агрессивности  у детей и подростков принадлежит  семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

Проведенное исследование позволило  сформулировать ряд выводов и  предложений по воспитательной и  психокоррекционной работе с подростковой агрессивностью:

– Задачи формирования у подростков социально–адаптивной и нравственно–зрелой личности осложняются необходимостью преодоления чувства неуверенности, коррекции самооценки, поддержания  чувства самоуважения.

– Одним из эффективных средств  повышения самоуважения учащихся являются индивидуальные беседы с ними психолога  по результатам проведенной психодиагностики, в процессе которой обсуждаются  их индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны  и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности учащегося  служит целям психологической реабилитации.

– Индивидуальная работа педагога–психолога с подростками является одной  из основных форм коррекции протестного  поведения, поскольку позволяет  выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство  доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения  агрессивных чувств.

– Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована  на восстановление психической целостности  личности посредством нормализации ее межличностных отношений в  группе, в семье, в общении с  педагогами.

– Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение  основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, мастером и классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы  перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования, молодежные отряды гуманитарного назначения (поисковые, восстановление храмов и  архитектурных памятников, охрана природы  и т.д.).

– Особое место должна занимать работа психолога с родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений  и методов воспитания в возникновении  агрессивных реакций и протестного  поведения, в частности, влияния  на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности  подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

– Необходимо социально–психологическое  просвещение родителей в целях  повышения их психолого–педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Агрессия - сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством  него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам  индивидуальные и групповые воздействия  людей. Поэтому все современные  исследования ориентированы на комплексное  изучение различных уровней и  компонентов агрессии.

Информация о работе Гендернные особенности проявления агрессии