Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель: изучить гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности, и изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
3. провести эмпирическое исследование агрессивного поведения детей
подросткового возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИИ 6
1.1 Природа агрессии и подходы к ее изучению. 6
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения. 15
1.3. Подростковая агрессивность. 18
1.3.1 Различия в проявлении агрессивности 21
мальчиков и девочек. 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО 24
СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Апробация исследования агрессии у подростков 24
с помощью теста Басса-Дарки. 24
2.2 Анализ результатов 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции 31
агрессии у подростков. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 37
Литература: 37
Интернет ресурсы: 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».
С физиологической стороны в организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение. Первый подростковый период — 11—13 лет у девочек, 13—15 лет у мальчиков. При половом созревании под влиянием резко возросшего уровня половых гормонов возбудимость нервной системы значительно повышается и ослабевает процессы торможения: ухудшается работа ГАМК-ергической системы мозга. Это приводит к раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам сна. Замедляется речь, ухудшаются процессы условного торможения, увеличиваются латентные периоды сенсомоторных реакций.
Второй подростковый период — 13—15
лет у девочек, 15— 17 лет у мальчиков.
Это наиболее критическая стадия.
В этот период скачки концентрации
половых гормонов настолько велики,
что в результате страдают не только
тормозные, но и возбуждающие системы
мозга. Отсюда — эмоциональная
Возникающее давление со стороны взрослых в и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.
Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия.
Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Основными показателями агрессивности в нашей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса - Дарки).
В результате проведенного на базе средней школы исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах. У испытуемых скорее выражена враждебность, чем агрессивность.
Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: у мальчиков проявление агрессивных реакции встречается чаще, чем у девочек; мальчики более склонны к физической агрессии, девочки - к косвенной, - по результатам исследования подтвердилась от части. Мальчики в большей степени склонны к физической и вербальной агрессии, по косвенной агрессии хоть и среде больше у девочек различия не значимы. В большинстве случаев среди мальчиков и девочек мы не наблюдали повышенной агрессии, ярче была выражена враждебность: мальчики – 66,5%, а среди девочек - 50%.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ п/п |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражительность |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувства вины |
1 |
7 |
5 |
7 |
5 |
6 |
8 |
8 |
6 |
2 |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
7 |
8 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
7 |
9 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
8 |
5 |
5 |
3 |
4 |
2 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
5 |
10 |
4 |
7 |
1 |
5 |
2 |
3 |
6 |
6 |
2 |
9 |
8 |
5 |
7 |
6 |
1 |
0 |
6 |
7 |
7 |
9 |
4 |
6 |
7 |
3 |
2 |
10 |
11 |
5 |
10 |
7 |
6 |
9 |
3 |
5 |
9 |
13 |
8 |
11 |
3 |
5 |
7 |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
12 |
5 |
4 |
5 |
3 |
6 |
5 |
8 |
8 |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1
№ п/п |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражительность |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувства вины |
1 |
2 |
8 |
8 |
4 |
3 |
6 |
9 |
7 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
6 |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
4 |
0 |
1 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
7 |
4 |
5 |
8 |
5 |
6 |
5 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
5 |
6 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
9 |
10 |
5 |
7 |
3 |
5 |
5 |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
3 |
7 |
5 |
2 |
1 |
1 |
5 |
6 |
9 |
5 |
7 |
5 |
4 |
7 |
6 |
4 |
6 |
10 |
2 |
8 |
5 |
4 |
2 |
9 |
6 |
8 |
11 |
3 |
8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
12 |
3 |
7 |
5 |
2 |
5 |
6 |
7 |
7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПРОСНИК
БАССА-ДАРКИ
продолжение приложения 2
Информация о работе Гендернные особенности проявления агрессии