Гендернные особенности проявления агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности, и изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
3. провести эмпирическое исследование агрессивного поведения детей
подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИИ 6
1.1 Природа агрессии и подходы к ее изучению. 6
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения. 15
1.3. Подростковая агрессивность. 18
1.3.1 Различия в проявлении агрессивности 21
мальчиков и девочек. 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО 24
СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Апробация исследования агрессии у подростков 24
с помощью теста Басса-Дарки. 24
2.2 Анализ результатов 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции 31
агрессии у подростков. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 37
Литература: 37
Интернет ресурсы: 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.15 Кб (Скачать файл)

Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».

С физиологической стороны в  организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение. Первый подростковый период — 11—13 лет  у девочек, 13—15 лет у мальчиков. При половом созревании под влиянием резко возросшего уровня половых  гормонов возбудимость нервной системы  значительно повышается и ослабевает процессы торможения: ухудшается работа ГАМК-ергической системы мозга. Это приводит к раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам сна. Замедляется речь, ухудшаются процессы условного торможения, увеличиваются латентные периоды сенсомоторных реакций.

Второй подростковый период — 13—15 лет у девочек, 15— 17 лет у мальчиков. Это наиболее критическая стадия. В этот период скачки концентрации половых гормонов настолько велики, что в результате страдают не только тормозные, но и возбуждающие системы  мозга. Отсюда — эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, негативизм.

Возникающее давление со стороны взрослых в и отсутствие адекватных каналов  для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких  черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых  распространенных, а для многих и  наиболее удобным способом решения  проблем, возникающих в сложных  ситуациях и вызывающих психическую  напряженность.

Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые  отличия.

Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Основными показателями агрессивности  в нашей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса - Дарки).

В результате проведенного на базе средней школы  исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде  агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе  присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах. У испытуемых скорее выражена враждебность, чем агрессивность.

    Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: у мальчиков проявление агрессивных реакции встречается чаще, чем у девочек; мальчики более склонны к физической агрессии, девочки - к косвенной, - по результатам исследования подтвердилась от части. Мальчики в большей степени склонны к физической и вербальной агрессии, по косвенной агрессии хоть и среде больше у девочек различия не значимы. В большинстве случаев среди мальчиков и девочек мы не наблюдали повышенной агрессии, ярче была выражена враждебность: мальчики – 66,5%, а среди девочек - 50%.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Литература:

  1. Бэрон Роберт А. Агрессия [пер. с англ.] / Питер: 2001 - 351 с.
  2. Лоренц, Конрад. Агрессия : (так называемое "зло") / - СПб. : Амфора, 2001. - (Эврика).
  3. Берковиц Леонард. Агрессия : Причины, последствия и контроль / СПб. : прайм-Еврознак, 2002
  4. Берн, Шон Меган. Гендерная психология : Секреты психологии мужчины и женщины / СПб. : прайм-Еврознак : Нева : ОЛМА-Пресс, 2002. - 318 с.
  5. Морозова, Екатерина Сергеевна. Агрессивность и личностная идентичность у подростков - воспитанников интерната  М., 2006. - 22, [1] с.
  6. Хекхаузен Хайнц. Мотивация и деятельность - СПб. [и др.] : Питер, 2003 ; : Смысл. - 859 с.
  7. Волков Борис Степанович. Психология подростка : [Психология развития] - М. : Пед. о-во России, 2001.
  8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996 ;
  9. Лютова К.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми  /– СПб.: 2001. – 225 с.
  10.   Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: 2001. – 208 с.
  11.   Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко. – М.: 2002. – 325 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.psyfiles.ru/2007/02/11/test_samoocenka_psikhicheskikh_sostojanijj_po_ajjzenku.html
  2. http://www.psi.lib.ru/practica/test/dskpss.htm
  3. http://vsetesti.ru/224/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://www.petaref.com/?page=viewref&id=601
  6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/08.php
  7. http://www.referat.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


 

 

 

№ п/п

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувства вины

1

7

5

7

5

6

8

8

6

2

5

5

3

2

4

7

8

5

3

5

4

4

3

4

7

9

4

4

4

4

3

4

2

2

5

8

5

5

3

4

2

6

5

6

6

6

4

4

2

3

3

5

10

4

7

1

5

2

3

6

6

2

9

8

5

7

6

1

0

6

7

7

9

4

6

7

3

2

10

11

5

10

7

6

9

3

5

9

13

8

11

3

5

7

3

4

5

5

7

12

5

4

5

3

6

5

8

8


 

 

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1

 


 

 

№ п/п

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувства вины

1

2

8

8

4

3

6

9

7

2

2

4

1

1

6

2

3

6

3

2

4

0

1

5

5

3

4

4

4

3

7

4

5

8

5

6

5

4

1

3

3

3

7

3

5

6

3

5

3

3

3

9

10

5

7

3

5

5

2

5

6

7

8

8

3

7

5

2

1

1

5

6

9

5

7

5

4

7

6

4

6

10

2

8

5

4

2

9

6

8

11

3

8

6

4

4

4

6

6

12

3

7

5

2

5

6

7

7


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 ОПРОСНИК

БАССА-ДАРКИ

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

продолжение приложения 2

 

  1. Я никогда не бываю мрачен от злости
  2. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  3. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  4. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  5. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  6. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  7. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  8. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  9. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  10. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  11. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  12. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  13. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  14. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  15. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  16. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  17. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  18. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  19. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  20. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  21. Неудачи огорчают меня
  22. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  23. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  24. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  25. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  26. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
  27. Я ругаюсь только со злости
  28. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
  29. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
  30. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
  31. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
  32. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
  33. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
  34. Я часто думаю, что жил неправильно
  35. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
  36. Я не огорчаюсь из-за мелочей

Информация о работе Гендернные особенности проявления агрессии