Гендерные особенности сформированности стиля "Импульсивность-рефлексивность у учащихся среднего специального учреждения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление связей между гендерными особенностями и когнитивным стилем.
Предмет исследования: гендерные особенности индивидуального стиля «импульсивность-рефлексивность» учащихся средне специального учреждения.
Объектом исследования являются индивидуальный стиль «импульсивность-рефлексивность» у учащихся средне специального учреждения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования……………………. 5
1.1. Определение понятия «гендер» в психологии……………….. -
1.2. Психологическая характеристика когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность»…………………………... 9
1.3. Психологические особенности юношеского возраста………. 15
Глава 2. Экспериментальное исследование когнитивного стиля
«импульсивность-рефлексивность»………………………………………. 23
2.1 Методы и организация эксперимента…………………………. -
2.2 Результаты обследования и их обсуждение……………………24
Заключение …………………………………………………………………. 28
Список литературы ………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.

Поскольку учебно-познавательная деятельность является «ведущей» в формировании личности школьного периода, постольку наиболее зрелыми оказываются именно те качества, которые в этой деятельности реализуются и которые обеспечивают ее успешное выполнение (добросовестность, аккуратность, ответственность и др.). В этих условиях у учащегося может происходить специализация и неравномерность развития отдельных личностных качеств и личности в целом. Наиболее развитыми становятся те качества, которые выражают отношение к деятельности при условии, что сам школьник в максимальной степени включен в учебную работу. Это означает, что у него проявляется высокий уровень учебно-познавательной мотивации, активность в использовании умственных и учебно-практических действий и высокая продуктивность в овладении знаниями. [14]

Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральной задачей данного периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. 

 

Формирование мировоззренческих взглядов

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения или, по крайней мере, мировоззренческих взглядов.

Старшеклассники пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) обозначает, скорее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем». «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность... кризис юности состоит в выработке собственных убеждений».

Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, самонаблюдение, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается система ясных, устойчивых убеждений. Опрос, проводившийся в Х классах московских школ совсем недавно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения.

В тоже время психологи говорят о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.[13]

 

Общение со сверстниками

Общение со сверстниками имеет другие функции. Общение с друзьями является интимно-личностным, исповедальным. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, а также отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями).

Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая друг другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что «настоящая дружба среди сверстников встречается часто. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу».[13]

 

Общение с взрослыми

Общение занимает огромное место в жизни старших школьников и представляет для них самостоятельную ценность. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию—с другой.

Расширение сферы общения проявляется, прежде всего, в увеличении времени, которое расходуется на него (3—4 часа в сутки в будни, 7—9 часов—в выходные и праздничные дни), в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников—учащиеся других школ, техникумов и ПТУ, студенты, рабочие, военнослужащие), в самом поиске этого общения, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции — к индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность в общению с другом.

Существуют данные, согласно которым неформальное общение не только с одним другом, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность самоутвердиться [26].

Но юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний— выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Достаточно противоречиво складывается и сфера отношений со взрослыми. По данным В. Э. Пахальяна [18], 85% опрошенных им старшеклассников признают потребность в общении со взрослыми как актуальную для себя, из них свыше 66% в качестве наиболее желаемых партнеров по общению называют родителей.[20]

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. По данным многочисленных опросов, проводившихся в России, отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» — большинство мальчиков на первое место поставили родителей.

Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» — и мальчики, и девочки поставили на первое место мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек — друг (подруга).

При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. Но при этом должно соблюдаться одно непременное условие: общение со взрослыми должно иметь доверительную форму.[13]

Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками имеет доверительный характер у 88% опрошенных, а с родителями—лишь у 29%, да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с учителями—редчайшее событие (4% случаев).

Отсутствие доверительности в общении— одна из причин той тревожности, которую испытывают старшие школьники в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят. Для старших школьников невыносимо принуждение, вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут благодарны за тактичную помощь.[20]

С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает, помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками — в общении «на равных».[13]

Важно отметить, что изменения в самосознании и его структурные преобразования происходят не только в процессе учебно-познавательной деятельности и общения. У учащихся ПТУ формирование образа «я» протекает под влиянием их профессионального обучения. В исследовании, выполненном Т. Л. Мироновой под руководством Е. А. Климова [16], была прослежена динамика осознания себя как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности у подростков разных лет обучения в ПТУ. В результате выявлена специфика и сходные черты психологической структуры самосознания учащихся, обучающихся мастерству токаря и повара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование когнитивного стиля

«импульсивность-рефлексивность»

 

2.1. Методы и организации эксперимента

 

Для диагностики «импульсивности-рефлексивности» нами был использован тест, разработанный Дж.Коганом – «Сравнение исходных изображений».

Испытуемому предъявляются 12 карточек, на каждой из которых сверху находится изображение достаточно знакомого предмета (фигура - эталон), а внизу располагаются в два ряда 6 почти идентичных изображений этого предмета, среди которых только одно полностью соответствует фигуре-эталону. Эта проблемная ситуация c высокой неопределенностью ответа, когда гипотезы относительно идентичности объектов должны постоянно проверяться при выборе решения. Показателем является время первого ответа и общее число ошибок. Рефлексивные индивидуумы находятся ниже медианы числа ошибок и выше медианы времени ответа, тогда как импульсивные индивидуумы – выше медианы числа ошибок и ниже медианы времени ответа. Т.е., рефлексивные люди склонны глубоко анализировать ситуацию, затрачивая большее количество времени, однако, при этом высока правильность ответа. Импульсивные же, тратят меньше времени на обдумывание ситуации за счет соей поверхности и тревожности, вследствие чего чаще  всего дают неверный ответ [1].

В качестве испытуемых выступали учащиеся 1 курса Профессионального Училища №4 и учащиеся старших классов школы №39.

Выборка: 60 человек.

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования  и их обсуждение

По данным диагностики импульсивности-рефлексивности было получено следующее распределение:

Таблица 1. Результаты распределения у учащихся средней школы

 

Полюс стиля «импульсивность-рефлксивность»

парни

девушки

Импульсивный

66,60%

33,40%

Рефлексивный

33,40%

66,60%


 

 

рис. 1. Распределение испытуемых в зависимости от сформированности импульсивного полюса стиля «импульсивность-рефлексивность» результатам методики Дж. Когана «Сравнение сходных изображений» у учащихся старших классов.

 

 

рис. 2. Распределение испытуемых в зависимости от сформированности рефлексивного полюса стиля «импульсивность-рефлексивность» результатам методики Дж. Когана «Сравнение сходных изображений» у учащихся старших классов.

 

У учащихся школы, смотря на рисунки 1, 2 и таблицу 1 видно, что у девушек из 15 человек импульсивным стилем обладают 5 человек (33,4%), рефлексивным – 10 человек (66,6%). А у парней импульсивным 10 человек (66,6%), рефлексивным 5 человек (33,4%).

Полученные данные, свидетельствуют о том, что среди учащихся средней школы парни импульсивнее, чем девушки. Они склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию, решение принимают без тщательного обдумывания. Поспешность в принятии решения может оказать пагубное влияние на его успеваемость, из-за поспешности своих выводов.

Девушки, имеющие рефлексивный стиль, не могут мгновенно реагировать на проблемную ситуацию, в их сознании возникает несколько вариантов решений, поразмыслив, они выбирают на их взгляд самый лучший вариант решения данной проблемы. Они не терпят спешки, это касается и приготовления домашних заданий. Терпеливы, когда нужно выслушать собеседника, взвесить все «за» и «против».

 

Таблица 2. Результаты распределения у учащихся средне специального учреждения

Полюс стиля «импульсивность-рефлксивность»

парни

девушки

Импульсивный

36,60%

36,70%

Рефлексивный

63,40%

63,30%

Информация о работе Гендерные особенности сформированности стиля "Импульсивность-рефлексивность у учащихся среднего специального учреждения"