Гендерные особенности сформированности стиля "Импульсивность-рефлексивность у учащихся среднего специального учреждения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление связей между гендерными особенностями и когнитивным стилем.
Предмет исследования: гендерные особенности индивидуального стиля «импульсивность-рефлексивность» учащихся средне специального учреждения.
Объектом исследования являются индивидуальный стиль «импульсивность-рефлексивность» у учащихся средне специального учреждения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования……………………. 5
1.1. Определение понятия «гендер» в психологии……………….. -
1.2. Психологическая характеристика когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность»…………………………... 9
1.3. Психологические особенности юношеского возраста………. 15
Глава 2. Экспериментальное исследование когнитивного стиля
«импульсивность-рефлексивность»………………………………………. 23
2.1 Методы и организация эксперимента…………………………. -
2.2 Результаты обследования и их обсуждение……………………24
Заключение …………………………………………………………………. 28
Список литературы ………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

 

 

рис. 3. Распределение испытуемых в зависимости от сформированности импульсивного полюса стиля «импульсивность-рефлексивность» результатам методики Дж. Когана «Сравнение сходных изображений» у учащихся средне специального учреждения.

 

 

 

Распределение испытуемых в зависимости от сформированности рефлексивного полюса стиля «импульсивность-рефлексивность» результатам методики Дж. Когана «Сравнение сходных изображений» у учащихся средне специального учреждения.

 

Из таблицы 2 и рисунка 3, 4 видно, что и у парней и у девушек учащихся средне специального учреждения из 15 человек рефлексивным стилем обладают 9 человек (63,3%), а импульсивным – 6 человек (36,7%).

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учащихся обладают рефлексивным стилем. Данные получились схожими и у парней и у девушек. Это объясняется тем, что на определенные специальности поступают люди со схожим когнитивным стилем. Рефлексивным учащимся присуще, прежде чем действовать, внутренне просмотреть все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, осторожно.

Следовательно, более развитая рефлексивная сторона когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность» будет являться преимуществом и залогом успеха в профессиональной деятельности.

Опираясь на полученные данные у учащихся средне специального учреждения можно сказать, что взаимосвязи между когнитивным стилем и гендерными особенностями не существует.

В средней образовательной школе парни оказались импульсивнее девушек, так как в знакомом коллективе они уже само утвердились и чувствуют себя уверенно, в отличие от средне специального учреждения, где они попадают в незнакомый круг людей, в котором возможно существуют еще несколько лидеров, кроме них. Девушки же напротив рефлексивны, они все на много раз проверяют и не делают поспешных решений, серьезны, застенчивы. Следствием этого является хорошая успеваемость в школе.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе исследовались гендерные особенности индивидуального стиля «импульсивность-рефлексивность» учащихся средне специального учреждения.

В первой главе рассматривались теоретические вопросы касающиеся представления о гендере, когнитивном стиле «импульсивность-рефлексивность» и особенностях юношеского возраста.

Гендер – это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые обществом. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей.

Когнитивный стиль «импульсивность-рефлексивность» представляет собой динамические характеристики умственных способностей. Импульсивный полюс стиля проявляется в быстром реагировании на ситуацию и принятии решения. Рефлексивный полюс наоборот характеризуется замедленным темпом реагирования, решение принимается после тщательного обдумывания. Когнитивному стилю свойственно проявляться в любой деятельности человека, в том числе и учебной.

Особенностью этого возраста является то, что старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.

Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Центральной задачей данного периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Анализ теоретического материла и экспериментальное исследование позволяют сделать вывод о необходимости развития у учащихся рефлексивного полюса стиля «импульсивность-рефлексивность» в не зависимости от гендерных особенностей, что в свою очередь способствует выпуску высококвалифицированного специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб., Экономическая школа, 1993 – 352с.
  2. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И.
  3. Берн Шоу Гендерная психология – СПб.: Прайм – Еврознак, 2002. – 320с. (Секреты психологии).
  4. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие – М.: Педагогическое общества России, 2001. – 236с.
  5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
  6. Гаповой и А.Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
  7. Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981. – 208с.
  8. Зинченко Т.П. Когнетивная и прикладная психология – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО и МОДЭК, 2000. – 608с. (Серия «Библиотека психолога»)
  9. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта человека / Холодная. – Киев: УМКВО, 1990. – 75с.
  10. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  11. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.  С. 167-172.
  12. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. — М., 1983.
  13. Мид Маргарет. Культура и мир детства. М. 1988 . – 365с.
  14. Миронова Т. Л. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Л., 1985.
  15. Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии: Сборник научных трудов / Под. ред. Г.А. Берулава – М.: Российское психологическое общество, 1995.
  16. ПахальянВ. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук.—М., 1981.
  17. Практикум по гендерной психологии / под. ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.
  18. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  19. Словарь гендерных теминов / Под. ред. А.А. Денисовой / Регионльная общественная организация. Восток-Запад: Женские инновационные проекты: М.: Информация – XXI век, 2002. – 256с.
  20. Хайнц Абель "Интеракция, идентичность, презентация" С-пб 2000 г.
  21. Хрестоматия по курсу основы гендерных исслдований / отв. ред. Воронина О.А. 2-е изд. – М., 2001.
  22. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
  23. Шаров А.С. Взаимосвязь ценностных ориентации и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников: Дис. канд. психол. наук. – М., 1986.
  24. www.tryphonov.narod.ru

 

 


 



Информация о работе Гендерные особенности сформированности стиля "Импульсивность-рефлексивность у учащихся среднего специального учреждения"