Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить гендерные отличия ценностных ориентаций девушек и юношей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить ценностные ориентации учащихся старших классов;
3) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.

Содержание работы

Глава 1: Теоретические и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности.
1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»
1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций
1.3 Особенности личности старшеклассника
1.4 Содержание понятий «пол» и «гендер» в психолого-педагогической литературе
1.5 Гендерные различия и социализация
1.6 Стереотипы и ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями
Глава 2: Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик
2.2 Описание полученных результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

В социальной психологии проблема ценностей рассматривается в контексте исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям. Ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета», для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы.[2]

С точки зрения Д.А. Леонтьева, понятие ценности относится к  структуре мотивации. Ценности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности [17].

Б. И. Додонов  определяет ценность как то, в чем можно оценить (необходимость, значимость, потребность, нравственность и т.п.) и то, что оценивают, тем самым, выделяя две позиции по отношению к ним:

•Когда не отделяют ценность от оценок, и тогда ценность выступает  как шкала “внутри” (субъективна);

•Когда ценность рассматривают  как объективно существующую в мире, “вовне”.

Далее, говорит Б. И. Додонов, ценности можно разделить с помощью критерия статусности на два вида: фактические и признаваемые. Признаваемые ценности – это те предметы или явления, которые “возводятся” в ценности самими людьми, обществом или всем человечеством. Такие ценности выполняют функции ориентиров при формировании человеком своего поведения. Только признанная ценность может выступать в качестве мотива поведения. Под мотивом в данном случае следует понимать “ценность, по отношению к которой деятельность направлена на утверждение этой ценности или на овладение ею.[9]

Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, что для личности «основная плоскость движения – нравственно-ценностная» . Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть язык этого взаимодействия. Они также отмечали ведущую роль ценностей для формирования личности. Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, ценности играют ведущую роль в формировании личности. Обретение ценности есть обретение личностью самой себя. Ценность закрепляет единство и самотождество личности, определяет главные характеристики личности, ее стержень, мораль нравственность [6].

Также, необходимо рассмотреть  определения, зарубежных авторов:

Так В. Франкл вводит представление о ценностях как “смысловых универсалиях, возникших в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории» [31].

М.Рокич рассматривает  ценности как разновидность убеждения, определяя ее как “…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее личной или социальной точек зрения, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования” [29].

 Дж. Равенну говорит  о том, что  ценности являются предпочитаемыми стилями поведения (например, силовое поведение, поведение достижения), а не предпочитаемыми объектами (как, например, церковь, картины и пр.)[19]

К.Клакхон характеризует  ценности как "аспект мотивации, соотносящийся  с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией". Соответственно побудительная сила потребностей постоянно меняется, их система характеризуется "динамической иерархией" . Иерархия личностных ценностей неизменна. Изменение иерархии личностных ценностей - это кризис в развитии личности.[35]

Обобщая определения  ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Бияски выделяют следующие основные характеристики понятия «ценность»:

1.Ценности — это  убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

2.Ценности — желаемые  человеком цели (например, равенство)  и образ поведения, который  способствует достижению этих  целей (например, честность, склонность к помощи).

3.Ценности не ограничены  определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе  или школе, спорту или бизнесу,  семье, друзьям или посторонним  людям,

4.Ценности выступают  как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

5.Ценности упорядочены  по важности относительно друг  друга. [35]

В современной науке  понятие «ценностных ориентаций»  соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности .

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим  ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистический рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество). Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим.[2]

Е. И. Головаха считает, что, планируя свое будущее, намечая планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те их них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Если намеченные цели достигнуты, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. При недостаточно сформированной иерархии ценностных ориентаций равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека. Конкуренция ценностных ориентаций порождает, в первую очередь, ситуацию неопределенности жизненного выбора. Следует добавить, что не всегда равнозначные ценности порождают неопределенность жизненного выбора, а только в том случае, когда они противоречивы.[8]

В соответствии с усвоенной  ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей и мотивов конкретной деятельности в связи с особенностями конкретных ситуаций.

Таким образом, психологическое  содержание ценностных ориентаций тесно  связано с мотивационно - потребностной  сферой личности. Следовательно, можно сказать, что ценностные ориентации являются очень важным регулятором поведения, одним из факторов, определяющих поведение личности в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Человек в различных жизненных ситуациях, так или иначе, опирается на систему ценностных ориентаций, благодаря которой способен взвешивать ситуации, для того чтобы впоследствии принять решение - действовать или нет. Поэтому процесс формирования ценностей является очень важным для успешной жизнедеятельности личности.

1.2 Проблема  формирования ценностных ориентаций.

Формирование ценностных ориентаций - сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития.

Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром. С точки зрения содержания, ценностных ориентаций – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.

В ценностных ориентациях  как психологическом механизме  можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный.[4]

К субъективному аспекту  можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы.

Интернациональный аспект ценностных ориентаций – это все ценное, что есть для человека в самом  процессе взаимодействия с окружающими  людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект  ценностных ориентаций включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ценностных ориентаций характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

Субъективный, объективный и интернациональный  аспекты ценностных ориентаций пронизывают  три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) — детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастаете течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется прежде всего его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.

Далеко не все то, что  для человека важно и значимо, может быть реализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств  и причин субъективного и объективного планам  и  от того, имеет ли для человека какой-то смысл совершать тот или другой поступок, стремиться к избранной цели. То, что человек ставят перец собой цели, еще ее говорит о том, что он будет их достигать и знает, как это сделать.  Этот момент очень важен в плане понимания того, как человек управляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать то или иное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно, наиболее простой ответ заключается в том, что мы просто знаем, как нужно делать и  что нужно делать. Этот ответ хотя и прост, но явно не полон, т.к. смысл и значимость чаще всего обнаруживают себя через привлекательность предметов, вещей и людей, их желательность для человека и эмоционально-чувственное отношение к ним. Эмоции и чувства выступают в данном случае в качестве источника активности, который питает фантазию, стимулирует и побуждает человека проектировать возможные действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких условиях необходимой информации чаще всего бывает недостаточно, и тогда в работу включается воображение; Воображение не только помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные краски, что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах.

Таким образом, именно через воображение, единство интеллекта и аффекта — идет трансформация, изменение и детерминация ценностей и поведения человека. Воображение в данном случае выполняет функцию мостика между тем, что для человека ценно и желательно и тем, какого результата он хочет добиться в реальной жизни. В процессе проигрывания в воображении возможных ситуаций реализации принятых человеком ценностей происходит их осмысление, и они становятся элементами внутреннего мира человека. В реальной жизнедеятельности это выражается в том, что люди не только избирательно относятся к окружающему миру, но и с разною степенью активности реализуют поставленные цели или готовы это сделать. Этот уровень в психологическом механизме регуляция поведения, на котором личность открывает для себя смысл поступков и действий, проигрывает возможные ситуации реализации ценностей и целей эмоционально - чувственно относится к ним, готова действовать определенным образом мы назвали уровнем проектирования.

Конкретные ситуации, конечно же, отличаются от воображаемых, но те возможные пути достижения целей, которые человек с помощью   воображения и мышления готовит заранее, переносятся в реальную жизнь. И здесь они обретают форму мотивов. В некоторых ситуациях    жизнедеятельности мотивы побуждают человека совершать определенные поступки и деяния. Этим они регулируют и направляют его поведение.    Достижение целей, получение определенного результата, реализация программы поведения имеет для человека личностный смысл. Личностный смысл может быть связан, например, у школьников, с самоутверждением среди сверстников, установлением отношений и т.д. Описательный уровень регуляции поведения в конкретной ситуации мы называем мотивационным.

Информация о работе Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников