Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить гендерные отличия ценностных ориентаций девушек и юношей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить ценностные ориентации учащихся старших классов;
3) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.

Содержание работы

Глава 1: Теоретические и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности.
1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»
1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций
1.3 Особенности личности старшеклассника
1.4 Содержание понятий «пол» и «гендер» в психолого-педагогической литературе
1.5 Гендерные различия и социализация
1.6 Стереотипы и ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями
Глава 2: Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик
2.2 Описание полученных результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Женщины пытающиеся сделать  карьеру иногда сталкиваются с таким  явлением как "стеклянный потолок" Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование "стеклянного потолка".[1]

Таким образом, мы можем  рассмотреть некоторые параметры  и проанализируем их на предмет сходств  и различий между мужчинами и  женщинами . Рассмотрим их еще раз  в сводной таблице:

Аспект сравнения

Женщины

Мужчины

Эмпатия

Способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, спокойно и даже положительно относятся  к тому факту, что  если это заметят  окружающие.

Способны определять чувства других и внутренне сопереживать им ,но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению.

Переживания и выражения  собственных эмоций

Женщины, как и мужчины  обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Женщине в глазах окружающих позволено быть эмоциональной, несдержанность в выражении эмоций прощается.

Мужчины, как и  женщины  обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших  описательных характеристик "настоящего мужчины".

Вектор направленности чувств

Больше выражают чувства  направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям).

Проявляют больше эгоцентрических  чувств (потребностей, желаний, собственных  интересов).

Работа

 Обычно занимают  должности ниже по статусу,  чем мужчины;

реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами  и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким  способом.

Обычно занимают должности  выше по статусу, чем женщины.

Мужчины воспринимаются более подходящими для руководящих  ролей

Лидерские позиции 

Не воспринимаются как  лидеры. Эффект «стеклянного потолка»

Воспринимаются как  лидеры


 

На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей.

Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что  мужчины завоёвывают статус и  уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор - это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности). [13].

Норма успешности (статус) - гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. .

С этой нормой связан целый  ряд ограничений для мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов.

Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости  от того, насколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и не работают. Если несколько человек  зависят от тебя экономически, это серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье - исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19 минут по выходным .[39].

Компенсация чувства  несостоятельности, в профессиональной и экономической сферах - называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является твёрдость (жёсткость). Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной.

Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму. Самооценка мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится.

Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень часто имеют заниженную самооценку и низкий социоэкономический статус, лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия над женщинами - это компенсаторная мужественность. [5].

Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он.

Норма эмоциональной  твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.

Норма антиженственности  побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. [13].

Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя - это  нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет . [39].

Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.[13]

 

 Из вышеуказанного  можно сделать вывод, что эмоции  и чувства у мужчин и женщин  одинаковы, но в связи с их  гендерными ролями они выражают их по-разному. Существуют гендерные стереотипы в обществе относительно характеристик мужчин и женщин, что в определенных ситуациях составляет проблему для жизни человека.

 

 

 

 

 

§2.1 Описание  процедуры исследования

 

Исследование  проводилось на базе    .В эксперементе принимала 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся 10 и 11 классов. Для проведение эксперемента были отобраны методики:

 

1.Методика  М. Рокича  «Особенности ценностных ориентаций»

 

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем  методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает  два класса ценностей:

Терминальные - убеждения  в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные - убеждения  в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и  экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.

Для нашего исследования, мы изучали только терминальные ценности.

 

2. Тест «Определение  жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)»

Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.

3.Вопросник Сандры  Бэм по изучению маскулинности-фемининности разработан в 1974 году. Испытуемым предлагается выбрать из 60 качеств те, которые по их мнению есть у них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Анализ результатов: исследования особенностей ценностных ориентаций подростков

Рассмотрим результаты девушек и юношей полученные по тесту Рокича. Мы изучали только терминальные  ценности. В гипотезе нами  было выдвинуто предположение, что такие ценности как: здоровье, интересная работа, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь являются общими как для юношей, так и для девушек.

Сравним результаты, полученные после математической обработки  данных по ценности «Здоровье»:

Порядковый номер испытуемых

Значения А

(результаты юношей)

Присвоенный ранг А

Значения В(результаты девушек)

Присвоенный ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

1

2

3

7.5

-5.5

30.25

2

3

8.5

4

10.5

-2

4

3

5

13.5

1

1

12.5

156.25

4

4

11.5

5

12

-0.5

0.25

5

1

2

3

7.5

-5.5

30.25

6

2

5

2

3.5

1.5

2.25

7

3

8.5

6

14

-5.5

30.25

8

2

5

3

7.5

-2.5

6.25

9

1

2

2

3.5

-1.5

2.25

10

2

5

6

14

-9

81

11

4

11.5

4

10.5

1

1

12

6

15

6

14

1

1

13

3

8.5

3

7.5

1

1

14

5

13.5

2

3.5

10

100

15

3

8.5

2

3.5

5

25

Суммы

 

 

120

 

 

120

0

471


 

Результат: rs = 0.159

Критические значения для N = 15

P

0.05

0.01

0.52

0.66


 

Таким образом мы видим, что Н0 принимается, корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Это может говорить о том, что  такая ценность как «Здоровье» не присуща в одинаковой мере юношам и девушкам.

Сравним результаты, полученные после математической обработки  данных по ценности «Интересная работа»:

Порядковый номер испытуемых

Значения А

(результаты юношей)

Присвоенный ранг А

Значения В(результаты девушек)

Присвоенные ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

3

12

2

9.5

2.5

6.25

2

1

4

1

4.5

-0.5

0.25

3

2

9

3

11.5

-2.5

6.25

4

1

4

1

4.5

-0.5

0.25

5

3

12

4

13.5

-1.5

2.25

6

3

12

1

4.5

7.5

56.25

7

1

4

2

9.5

-5.5

30.25

8

5

15

1

4.5

10.5

110.25

9

4

14

4

13.5

0.5

0.25

10

1

4

1

4.5

-0.5

0.25

11

1

4

1

4.5

-0.5

0.25

12

2

9

3

11.5

-2.5

6.25

13

1

4

1

4.5

-0.5

0.25

14

1

4

1

4.5

-0.5

0.25

15

2

9

6

15

-6

36

Суммы

 

 

120

 

 

120

0

255.5

Информация о работе Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников