Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить гендерные отличия ценностных ориентаций девушек и юношей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить ценностные ориентации учащихся старших классов;
3) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.

Содержание работы

Глава 1: Теоретические и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности.
1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»
1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций
1.3 Особенности личности старшеклассника
1.4 Содержание понятий «пол» и «гендер» в психолого-педагогической литературе
1.5 Гендерные различия и социализация
1.6 Стереотипы и ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями
Глава 2: Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик
2.2 Описание полученных результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

 

Результат: rs = 0.544

Критические значения для N = 15

P

0.05

0.01

0.52

0.66


 

Таким образом ,Н0 отвергается,  корреляция между А и В статистически значима. Это может говорить о том, что такая ценность как «Интересная работа» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.

Сравним результаты по ценности «Активная деятельная жизнь»:

N

Значения А

(результаты юношей)

Присвоенные ранг А

Значения В

(результаты девушек)

Присвоенный ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

2

5

1

2

3

9

2

4

12

3

9

3

9

3

4

12

4

12.5

-0.5

0.25

4

2

5

2

5.5

-0.5

0.25

5

4

12

2

5.5

6.5

42.25

6

4

12

4

12.5

-0.5

0.25

7

2

5

1

2

3

9

8

1

1.5

2

5.5

-4

16

9

3

8.5

3

9

-0.5

0.25

10

5

15

5

15

0

0

11

2

5

2

5.5

-0.5

0.25

12

1

1.5

1

2

-0.5

0.25

13

2

5

4

12.5

-7.5

56.25

14

3

8.5

3

9

-0.5

0.25

15

4

12

4

12.5

-0.5

0.25

Суммы

 

 

120

 

 

120

0

143.5


Результат: rs = 0.744

Критические значения для N = 15

P

0.05

0.01

0.52

0.66


Таким образом ,Н0 отвергается,  корреляция между А и В статистически значима. Это может свидетельствовать о том, что такая ценность как «Активная деятельная жизнь» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.

 

Сравним результаты по ценности «Наличие хороших и верных друзей»

Порядковый номер испытуемых

Значения А(результаты юношей)

Присвоенный

ранг А

Значения В(результаты юношей)

Присвоенный

ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

5

11

6

15

-4

16

2

5

11

5

10.5

0.5

0.25

3

1

1

5

10.5

-9.5

90.25

4

5

11

4

5.5

5.5

30.25

5

5

11

5

10.5

0.5

0.25

6

6

14.5

5

10.5

4

16

7

4

6.5

3

3.5

3

9

8

3

3.5

5

10.5

-7

49

9

2

2

1

1

1

1

10

4

6.5

4

5.5

1

1

11

6

14.5

5

10.5

4

16

12

3

3.5

2

2

1.5

2.25

13

4

6.5

3

3.5

3

9

14

4

6.5

5

10.5

-4

16

15

5

11

5

10.5

0.5

0.25

Суммы

 

 

120

 

 

120

0

256.5


Результат: rs = 0.542

Критические значения для N = 15

 

P

0.05

0.01

0.52

0.66-0


Таким образом, можно  увидеть что Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима. Можно сказать, что  такая ценность как «Наличие хороших и верных друзей» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.

Сравним результаты, полученные после математической обработки  данных по ценности «Любовь»:

Порядковый номер испытуемых

Значения А

(результаты юношей)

Присвоенный ранг А

Значения В

(результаты девушек)

Присвоенный ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

4

11

4

11.5

-0.5

0.25

2

2

4

2

4

0

0

3

3

7.5

2

4

3.5

12.25

4

3

7.5

3

7.5

0

0

5

2

4

1

1.5

2.5

6.25

6

1

1.5

3

7.5

-6

36

7

5

14

5

14.5

-0.5

0.25

8

4

11

4

11.5

-0.5

0.25

9

5

14

5

14.5

-0.5

0.25

10

3

7.5

3

7.5

0

0

11

3

7.5

3

7.5

0

0

12

4

11

4

11.5

-0.5

0.25

13

5

14

2

4

10

100

14

2

4

4

11.5

-7.5

56.25

15

1

1.5

1

1.5

0

0

Суммы

 

 

120

 

 

120

0

212


Результат: rs = 0.621

Критические значения для N = 15

P

0.05

0.01

0.52

0.66


 

Таким образом, можно  увидеть что, Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима. Можно сделать вывод, что такая ценность как «Любовь» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.

Рассмотрим остальные  результаты по данному тесту.

Список предложенных жизненных ценностей

Коэффициент значимости

Терминальные

Для юношей

Для девушек

жизненная мудрость

6,7%

20%

красота природы и  искусства

13,4%

34%

материально обеспеченная жизнь

54%

34%

Общественное  признание 

34%

27%

свобода

47%

20%

счастье других

34%

47%

уверенность в себе

40%

27%


Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что для юношей в большой степени, чем для девушек присущи такие  ценности как: Материально обеспеченная жизнь, общественное признание, свобода и уверенность в себе. А для девушек, в большой степени, чем для юношей присущи такие ценности как: Жизненная мудрость, красота природы и искусства.

Результаты по тесту: «Определение жизненных ценностей  личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)»

Мы в начале рассмотрим полученные результаты, которые присущи как девушкам так и юношам.

Интерпретируя результаты у юношей мы пришли к следующим  выводам: у 80% обследуемых есть утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения. Встречается в высказываниях тема страха, связанных с одиночеством и непониманием. Например, были такие утверждения:«Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей», «Ужасно, если от меня отвернуться мои друзья».

Для 67% опрошенных важной ценностью являются любовь. Утверждения  свидетельствуют о потребности  юношей иметь близких людей: Примеры  из высказываний: «Ужасно, если я буду совсем один»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

У 87 % испытуемых мы можем  наблюдать высказывания, касающиеся профессиональных целей, например: «Я непременно должен найти себе интересную работу»; «Я непременно должен найти  дело, которое меня заинтересует».

У 54 %обследуемых присутствуют высказывания, касающиеся помощь и содействие другим людям : «Я непременно должен сделать что- то полезное в своей жизни»; « Я  ненавижу,  когда люди делают друг другу зло»

Также у 74 % опрошенных есть утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, одежда, развлечения и др.: «Я непременно должен попробовать в этой жизни многое »; «Ужасно, если скучно, негде повеселиться».

Проанализируем ответы девушек:

Для 87 % опрошенных важной ценностью являются любовь. Для  67 % обследуемых присутствуют высказывания, касающиеся помощь и содействие другим людям. Также у  87 % испытуемых мы можем наблюдать высказывания, касающиеся профессиональных целей. Также,  у 80% обследуемых есть утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения. У 60 % обследуемых присутствуют высказывания, касающиеся помощь и содействие другим людям. У 54 % опрошенных есть утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, одежда, развлечения и др.

Теперь обратим внимание на те ответы, которые дали только девушки( и возможно юноши, но в сравнении  с девушкам в меньшем соотношении):

У 47% девушек нам встретились  утверждения , касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует», « Ужасно, если люди будут злыми и неприветливыми друг к другу»).

 У 80 % девушек присутствуют утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть» ;

Теперь обратим внимание на те ответы, которые дали только юноши( и возможно девушки, но в сравнении с юношами в меньшем соотношении):

У 87 % опрошенных есть высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни. Примеры:  «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должен делать»; «Я не могу терпеть , когда меня постоянно контролируют», « Я должен принимать собственные решения»

У 40% испытуемых есть утверждения, которые связаны со стремлением человека проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должен быть авторитетным человеком».

Информация о работе Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников