Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:19, дипломная работа
Цель исследования – изучить гендерные отличия ценностных ориентаций девушек и юношей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить ценностные ориентации учащихся старших классов;
3) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.
Глава 1: Теоретические и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности.
1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»
1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций
1.3 Особенности личности старшеклассника
1.4 Содержание понятий «пол» и «гендер» в психолого-педагогической литературе
1.5 Гендерные различия и социализация
1.6 Стереотипы и ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями
Глава 2: Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик
2.2 Описание полученных результатов
Заключение
Результат: rs = 0.544
Критические значения для N = 15
P | |
0.05 |
0.01 |
0.52 |
0.66 |
Таким образом ,Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима. Это может говорить о том, что такая ценность как «Интересная работа» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.
Сравним результаты по ценности «Активная деятельная жизнь»:
N |
Значения А (результаты юношей) |
Присвоенные ранг А |
Значения В (результаты девушек) |
Присвоенный ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
9 |
2 |
4 |
12 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
4 |
12 |
4 |
12.5 |
-0.5 |
0.25 |
4 |
2 |
5 |
2 |
5.5 |
-0.5 |
0.25 |
5 |
4 |
12 |
2 |
5.5 |
6.5 |
42.25 |
6 |
4 |
12 |
4 |
12.5 |
-0.5 |
0.25 |
7 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
9 |
8 |
1 |
1.5 |
2 |
5.5 |
-4 |
16 |
9 |
3 |
8.5 |
3 |
9 |
-0.5 |
0.25 |
10 |
5 |
15 |
5 |
15 |
0 |
0 |
11 |
2 |
5 |
2 |
5.5 |
-0.5 |
0.25 |
12 |
1 |
1.5 |
1 |
2 |
-0.5 |
0.25 |
13 |
2 |
5 |
4 |
12.5 |
-7.5 |
56.25 |
14 |
3 |
8.5 |
3 |
9 |
-0.5 |
0.25 |
15 |
4 |
12 |
4 |
12.5 |
-0.5 |
0.25 |
Суммы |
|
120 |
|
120 |
0 |
143.5 |
Результат: rs = 0.744
Критические значения для N = 15
P | |
0.05 |
0.01 |
0.52 |
0.66 |
Таким образом ,Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима. Это может свидетельствовать о том, что такая ценность как «Активная деятельная жизнь» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.
Сравним результаты по ценности «Наличие хороших и верных друзей»
Порядковый номер испытуемых |
Значения А(результаты юношей) |
Присвоенный ранг А |
Значения В(результаты юношей) |
Присвоенный ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
5 |
11 |
6 |
15 |
-4 |
16 |
2 |
5 |
11 |
5 |
10.5 |
0.5 |
0.25 |
3 |
1 |
1 |
5 |
10.5 |
-9.5 |
90.25 |
4 |
5 |
11 |
4 |
5.5 |
5.5 |
30.25 |
5 |
5 |
11 |
5 |
10.5 |
0.5 |
0.25 |
6 |
6 |
14.5 |
5 |
10.5 |
4 |
16 |
7 |
4 |
6.5 |
3 |
3.5 |
3 |
9 |
8 |
3 |
3.5 |
5 |
10.5 |
-7 |
49 |
9 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
4 |
6.5 |
4 |
5.5 |
1 |
1 |
11 |
6 |
14.5 |
5 |
10.5 |
4 |
16 |
12 |
3 |
3.5 |
2 |
2 |
1.5 |
2.25 |
13 |
4 |
6.5 |
3 |
3.5 |
3 |
9 |
14 |
4 |
6.5 |
5 |
10.5 |
-4 |
16 |
15 |
5 |
11 |
5 |
10.5 |
0.5 |
0.25 |
Суммы |
|
120 |
|
120 |
0 |
256.5 |
Результат: rs = 0.542
Критические значения для N = 15
P | |
0.05 |
0.01 |
0.52 |
0.66-0 |
Таким образом, можно увидеть что Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима. Можно сказать, что такая ценность как «Наличие хороших и верных друзей» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.
Сравним результаты, полученные после математической обработки данных по ценности «Любовь»:
Порядковый номер испытуемых |
Значения А (результаты юношей) |
Присвоенный ранг А |
Значения В (результаты девушек) |
Присвоенный ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
4 |
11 |
4 |
11.5 |
-0.5 |
0.25 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
0 |
3 |
3 |
7.5 |
2 |
4 |
3.5 |
12.25 |
4 |
3 |
7.5 |
3 |
7.5 |
0 |
0 |
5 |
2 |
4 |
1 |
1.5 |
2.5 |
6.25 |
6 |
1 |
1.5 |
3 |
7.5 |
-6 |
36 |
7 |
5 |
14 |
5 |
14.5 |
-0.5 |
0.25 |
8 |
4 |
11 |
4 |
11.5 |
-0.5 |
0.25 |
9 |
5 |
14 |
5 |
14.5 |
-0.5 |
0.25 |
10 |
3 |
7.5 |
3 |
7.5 |
0 |
0 |
11 |
3 |
7.5 |
3 |
7.5 |
0 |
0 |
12 |
4 |
11 |
4 |
11.5 |
-0.5 |
0.25 |
13 |
5 |
14 |
2 |
4 |
10 |
100 |
14 |
2 |
4 |
4 |
11.5 |
-7.5 |
56.25 |
15 |
1 |
1.5 |
1 |
1.5 |
0 |
0 |
Суммы |
|
120 |
|
120 |
0 |
212 |
Результат: rs = 0.621
Критические значения для N = 15
P | |
0.05 |
0.01 |
0.52 |
0.66 |
Таким образом, можно увидеть что, Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима. Можно сделать вывод, что такая ценность как «Любовь» свойственна в одинаковой мере юношам и девушкам.
Рассмотрим остальные результаты по данному тесту.
Список предложенных жизненных ценностей |
Коэффициент значимости | |
Терминальные |
Для юношей |
Для девушек |
жизненная мудрость |
6,7% |
20% |
красота природы и искусства |
13,4% |
34% |
материально обеспеченная жизнь |
54% |
34% |
Общественное признание |
34% |
27% |
свобода |
47% |
20% |
счастье других |
34% |
47% |
уверенность в себе |
40% |
27% |
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что для юношей в большой степени, чем для девушек присущи такие ценности как: Материально обеспеченная жизнь, общественное признание, свобода и уверенность в себе. А для девушек, в большой степени, чем для юношей присущи такие ценности как: Жизненная мудрость, красота природы и искусства.
Результаты по тесту: «Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)»
Мы в начале рассмотрим полученные результаты, которые присущи как девушкам так и юношам.
Интерпретируя результаты у юношей мы пришли к следующим выводам: у 80% обследуемых есть утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения. Встречается в высказываниях тема страха, связанных с одиночеством и непониманием. Например, были такие утверждения:«Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей», «Ужасно, если от меня отвернуться мои друзья».
Для 67% опрошенных важной ценностью являются любовь. Утверждения свидетельствуют о потребности юношей иметь близких людей: Примеры из высказываний: «Ужасно, если я буду совсем один»; «Ужасно, если тебя никто не любит».
У 87 % испытуемых мы можем наблюдать высказывания, касающиеся профессиональных целей, например: «Я непременно должен найти себе интересную работу»; «Я непременно должен найти дело, которое меня заинтересует».
У 54 %обследуемых присутствуют высказывания, касающиеся помощь и содействие другим людям : «Я непременно должен сделать что- то полезное в своей жизни»; « Я ненавижу, когда люди делают друг другу зло»
Также у 74 % опрошенных есть утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, одежда, развлечения и др.: «Я непременно должен попробовать в этой жизни многое »; «Ужасно, если скучно, негде повеселиться».
Проанализируем ответы девушек:
Для 87 % опрошенных важной ценностью являются любовь. Для 67 % обследуемых присутствуют высказывания, касающиеся помощь и содействие другим людям. Также у 87 % испытуемых мы можем наблюдать высказывания, касающиеся профессиональных целей. Также, у 80% обследуемых есть утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения. У 60 % обследуемых присутствуют высказывания, касающиеся помощь и содействие другим людям. У 54 % опрошенных есть утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, одежда, развлечения и др.
Теперь обратим внимание на те ответы, которые дали только девушки( и возможно юноши, но в сравнении с девушкам в меньшем соотношении):
У 47% девушек нам встретились утверждения , касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует», « Ужасно, если люди будут злыми и неприветливыми друг к другу»).
У 80 % девушек присутствуют утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть» ;
Теперь обратим внимание на те ответы, которые дали только юноши( и возможно девушки, но в сравнении с юношами в меньшем соотношении):
У 87 % опрошенных есть высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни. Примеры: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должен делать»; «Я не могу терпеть , когда меня постоянно контролируют», « Я должен принимать собственные решения»
У 40% испытуемых есть утверждения, которые связаны со стремлением человека проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должен быть авторитетным человеком».
Информация о работе Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников