Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить гендерные отличия ценностных ориентаций девушек и юношей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить ценностные ориентации учащихся старших классов;
3) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.

Содержание работы

Глава 1: Теоретические и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности.
1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»
1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций
1.3 Особенности личности старшеклассника
1.4 Содержание понятий «пол» и «гендер» в психолого-педагогической литературе
1.5 Гендерные различия и социализация
1.6 Стереотипы и ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями
Глава 2: Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик
2.2 Описание полученных результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Далее мы провели исследование по изучению маскулинности-фемининности среди наших испытуемых с помощью опросника Сандры Бэм

Можно сделать вывод, что большинство юношей  обладают маскулинными чертами (86 %), а для большинства девушек характерны фемининные черты(80%). Однако, у двоих юношей (14%) и троих девушек (20%) выявлены андрогинные черты, то есть в характере этих испытуемых преобладают как мужские, так и женские черты.

 

Заключение

 

Ценности – это  духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются  в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

Человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые  ожидания, что бы общество не отвергло его. На  гендерную роль человека  влияет большое  количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры.

В проведенном нами исследовании ценностных ориентаций у старшеклассников мы сделали следующие выводы:

1. Большинство юношей  обладают маскулинными чертами , а для большинства девушек характерны фемининные черты. Однако, у 17 % респондентов были выявлены андрогинные черты, то есть в характере этих испытуемых преобладают как мужские, так и женские черты.

2 Рассматривая ценности, наиболее предпочитаемые респондентами двух групп, можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как «интересная работа», «активная деятельная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «любовь». Также в ходе исследования было выявлено, что для юношей и девушек присущи такие ценности как «помощь и содействие другим людям» и « ценность физического комфорта». (получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, одежда, развлечения)

 

3Ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что для юношей наиболее важными и регулирующими являются ценности такие как : Материально обеспеченная жизнь, общественное признание, свобода и уверенность в себе.

А для девушек, в большой  степени, чем для юношей присущи  такие ценности как: Жизненная мудрость; красота природы и искусства, собственная красота, безопасность.

 

Юноши и девушки в  соответствии с принятыми ценностями выстраивают свое поведение, строят  взаимоотношения с окружающим миром.

 

 

Гипотеза нашего исследования  подтвердилась частично так как, было выявлено, что действительно ценностные ориентации девушек и  юношей имеют ряд сходств и отличий. Предполагаемые сходные ценностные ориентации  действительно оказались у представителей обеих полов, но также было выявлено, что  такая ценность как « здоровье» не является актуальной для людей данного возраста. Также в ходе исследования было выявлено, что для юношей и девушек присущи такие ценности как «помощь и содействие другим людям» и « ценность физического комфорта».

 




Информация о работе Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников