Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе. Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть основные понятия по теме: «подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе», «общая готовность», «специальная готовность».
3. Подобрать методики для выявления уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
4. Определить уровень готовности к обучению в школе дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ ………………………………………………......6
1.1 Общая готовность дошкольников к школе…………………………………..6
1.2 Специальная готовность дошкольников к школе………………………......14
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21
2.1 Методики исследования готовности к школьному обучению………….....21
2.2 Результаты исследования………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….31
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………...……32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет» Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра специальной и дошкольной педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Исполнитель
Студентка 3 курса «__»____2011г. ________ Д.С. Ермолаева
Руководитель
К.п.н., доцент
Благовещенск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ
1.1 Общая готовность дошкольников к школе…………………………………..6
1.2 Специальная готовность
дошкольников к школе……………………….
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21
2.1 Методики исследования
готовности к школьному
2.2 Результаты исследования…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка ребенка к
школе является одной из важнейших
задач обучения и воспитания детей
дошкольного возраста, ее решение
в единстве с другими задачами
дошкольного образования
Формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.
Подготовка детей к
обучению в школе начинается задолго
до поступления в школу и
Если ребенок не посещает
детский сад, то подготовка к школе
может осуществляться на специальных
курсах, которые обычно формируются
на базе гимназий или детских центров.
Программа таких курсов может
отличаться от программы обучения в
детском саду, поэтому при выборе
курсов родителям следует
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе актуальна и в настоящее время, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто немало идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (П. Вержерио, Я. А. Коменский, Т. Мор, И. Г. Песталоцци, Ф. Рабле, Ж. Ж. Руссо, Э. Роттердамский).
В дальнейших психолого-педагогических исследованиях разрабатывались многочисленные проблемы, связанные с решением вопроса формирования готовности дошкольников к обучению в образовательных учреждениях. Среди них ведущая роль отводилась определению путей обеспечения преемственности в воспитательно-образовательной работе смежных звеньев процесса воспитания (З. Н. Борисова, Н. К. Крупская, А. П. Усова, В. А. Ситаров и др.); изучению границ и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста в овладении знаниями, умениями, навыками, способами разносторонней деятельности и эмоционально-волевой регуляции своего поведения (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Т. В. Тарунтаева и др.); выявлению общих психофизиологических особенностей развития старших дошкольников (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Ю. Ф. Змановский, А. А. Любинская, С. Л. Рубинштейн и др.).
Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готовность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, которые облегчат ему учебу в школе.
Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе.
Объект исследования – педагогический процесс детского образовательного учреждения.
Предмет – готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть основные понятия
по теме: «подготовка детей дошкольного
возраста к обучению в школе»,
«общая готовность», «
3. Подобрать методики
для выявления уровня
4. Определить уровень готовности к обучению в школе дошкольников.
Гипотеза исследования:
Готовность детей дошкольного возраста к школе будет проходить успешно, если ребёнок будет обладать, способностью воспринимать и структурировать информацию, умением концентрироваться, управлять собой, работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы;
2. Анализ программ и планов работы воспитателей;
3. Обобщение;
4. Тестирование.
База исследования: МДОУ № 64, подготовительная группа № 3.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
1.1 Общая готовность дошкольников к школе
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [24].
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [7].
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [11].
Различают общую и специальную готовность дошкольников к школе, каждая из них характеризуется рядом признаков и подуровней. Рассмотрим их подробнее.
Общая готовность включает в себя следующие подуровни: физиологическую, физическую и психологическую готовность.
В.Р. Цылев считает, что если предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации является самочувствие и состояние здоровья ребенка, то говорят о его физиологической готовности к школе [21].
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. Так, вес ребенка увеличивается в месяц в среднем на 200 г, рост — на 0,5 см. Изменяются пропорции его тела. В шесть лет у ребенка уже относительно хорошо сформирована двигательная сфера: он умеет ходить с разной скоростью, шаг равномерный, широкий, бегает он легко и быстро. Он овладевает и такими сложными движениями, как лазание, прыжки с разбега, учится бегать на коньках, ходить на лыжах, плавать. Разнообразны, ритмичны и пластичны его движения на музыкальных занятиях; он ловок, быстр, меток в играх и упражнениях. Вместе с тем, укрепление нервной системы будущих школьников, охрана их зрения, голоса, формирование правильной осанки требуют дальнейшего развития всех физических качеств ребенка — ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы.
Раньше педагоги развивали эти качества одновременно. Но исследования последних лет показывают, что важнейшая физическая способность среди перечисленных — это выносливость. Она тесно связана с работоспособностью, качеством, нужным для достижения успеха в любом деле, в том числе и в овладении учебной программой.
Я.Л. Коломинский говорит о том, что положительное влияние на физическую работоспособность детей шестилетнего возраста оказывает увеличение произвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений развитие двигательных навыков во время ежедневных динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию, проведение вводной гимнастики и физкультпауз на уроке [13, 20].
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи и педагоги делят готовность к школе на четыре вида: личностная или социальная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность и мотивационная готовность.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу [27].
По мнению П.М. Ильиной, серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения [11].
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).
Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные операции и движения, то в 6—7 лет сами движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.
Как отмечала Я. 3. Неверович, «возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыка типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.» [16].
Информация о работе Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе