Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе. Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть основные понятия по теме: «подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе», «общая готовность», «специальная готовность».
3. Подобрать методики для выявления уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
4. Определить уровень готовности к обучению в школе дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ ………………………………………………......6
1.1 Общая готовность дошкольников к школе…………………………………..6
1.2 Специальная готовность дошкольников к школе………………………......14
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21
2.1 Методики исследования готовности к школьному обучению………….....21
2.2 Результаты исследования………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….31
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………...……32
Произвольность в поведении шестилетнего ребенка проявляется не только в этом. Она и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по столовой и т. п.), оказания помощи маме, она и в умении побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе.
Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь оттого, что непосредственно привлекает.
Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, как носителя социальных норм поведения, правил. По мнению Л. С. Выготского среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств» [13].
Поэтому, как показывают специальные исследования (В. К. Котырло и др.), первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе [20].
Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. В наше время ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек» [12].
Часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Педагоги и психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и «пичканье» ребенка готовыми знаниями.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Готовность ребенка дошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его мотивационная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о мотивационной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без мотивационной готовности, ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.
К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний и, совершая тот или иной поступок, не дает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то поступки, отношение к окружающему шестилетнего ребенка более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, каких у него не было в более раннем возрасте.
Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста — и интерес к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.) [24].
Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются дети шестилетнего возраста, — установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье, в школе (детском саду). Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими.
Кроме того, дети
стремятся завоевать «
Мотивом деятельности
шестилетних детей нередко
На основе стремления к
самоутверждению у детей возник
Мотивы соревнований и самоутверждения являются своеобразным проявлением потребности детей в признании не только со стороны взрослого, но и со стороны сверстников. У детей, воспитывающихся в детском саду, эта потребность может удовлетворяться в самых разнообразных видах деятельности, причем важное поле самоутверждения здесь — игра, художественная деятельность.
Когда же ребенок поступает в школу, его положение, возможности для самоутверждения изменяются, и пока далеко не всегда в лучшую сторону. И это не может не беспокоить и учителей, и ученых [24].
Важно учесть и предупредить негативные следствия того положения, к которому может привести резкий контраст в поведении, общении педагога с детьми в детском саду и в школе, сужение сфер деятельности, в которых бы шестилетка мог утвердить свое формирующееся «Я». И тогда развитие личности шестилетнего ребенка протекает гармонично.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Нравственные аспекты развития личности занимают вполне определённую «нишу» в структуре готовности. К сожалению, в большинстве исследований фактор нравственного развития ребёнка – дошкольника освещается недостаточно, либо опускается вовсе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что методик и диагностик нравственного развития ребёнка-дошкольника на сегодняшний день можно сосчитать буквально по пальцам. К тому же, достаточно велико число концептуальных подходов к пониманию готовности ребёнка к обучению в школе, что создаёт вполне определённые трудности в исследовании отдельных её компонентов.
Тем не менее, можно утверждать, что нравственная готовность, нравственность вообще – одна из «формообразующих» и «цементирующих», по выражению Б.Н. Кедрова, категорий в этом смысле. Нравственность «заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом» [26].
Процесс самосовершенствования личности, а стало быть, и нравственное самосовершенствование – бесконечны, но начало этим процессам лежит в дошкольном возрасте и, в особенности, в том периоде жизни человека (едва ли не самом значимом для всей его последующей жизни), который принято называть периодом готовности и адаптации ребёнка к обучению в школе.
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия, связанные с общей готовностью дошкольников к школе. Раскрыли основные виды общей готовности к школе: физиологическая готовность (уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений, выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.); психологическая готовность или интеллектуальная (запас системных знаний, ориентировка в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие), личностную или социальную готовность (обучаемость, коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватные самооценка и уровень притязаний), волевую подготовку (соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация и пр.).
1.2 Специальная готовность дошкольников к школе
Специальная готовность к школе является дополнением общей психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе.
Успешность обучения детей, поступивших в первый класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков или владением одним из уровней специальной готовности). Вводные навыки включают:
1. Речевые знания и умения:
- знание букв, умение читать;
- звуковой анализ слова;
- построение фразы;
- словарный запас;
- фонематический слух;
- звукопроизношение.
2. Математические знания и представления:
- счет в пределах 10 (прямой и обратный);
- состав числа, решение
арифметических задач со
- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
- пространственные
3. Навыки учебной работы:
- посадка за столом (партой);
- способ удерживания пишущего предмета;
- ориентация на странице в тетради, книге;
- умение слушать и выполнять задание педагога;
- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).
Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Информация о работе Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе