Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе. Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть основные понятия по теме: «подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе», «общая готовность», «специальная готовность».
3. Подобрать методики для выявления уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
4. Определить уровень готовности к обучению в школе дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ ………………………………………………......6
1.1 Общая готовность дошкольников к школе…………………………………..6
1.2 Специальная готовность дошкольников к школе………………………......14
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21
2.1 Методики исследования готовности к школьному обучению………….....21
2.2 Результаты исследования………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….31
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая на защиту.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические  задачи, сначала простые (обведение  элемента буквы по точкам), затем  более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка  на то, что он уже многое умеет  и у него получается значительно  лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует  интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные  виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести  линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур [17].

Большое значение получила проблема речевой готовности детей к учебной деятельности. Речевое развитие, как отмечает, В.И. Яшина рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком, развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слова, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных навыков, связной речи [4].

На протяжении всего дошкольного  возраста ведущим видом информации во время общения в системе  «ребенок среди людей» и «ребенок среди вещей» (Д.Б. Эльконин) выступает  сообщение, посредством которого взрослые передают ребенку общественно – исторический опыт, учат выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ребенок в свою очередь сообщает взрослому о своих чувствах, о увиденном и переживаниях [25].

На современном этапе  проблема развития речи - обучение детей  родному языку исследуется в  разных направлениях:

- формирование фонетической  стороны речи (М.А. Александровская,  М. М. Алексеева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, и др.);

- обогащение словаря (В.В.Гербова,  Н.П.Иванова, А.П.Иваненко, Г.М. Лямина, В.И.Логинова, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова,  В.И.Яшина и др.);

- обучение диалогической  и монологической речи (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и  др.)

- формирование грамматически  правильной речи (А.Г. Арушанова,  А.Н. Гвоздев, Ф.А.Сохин, А.М.  Шахнарович и др);

- обучение выразительной  речи (Н.С.Карпинская и др.);

- обучение звуковому анализу  слов и грамоте (Л.Е. Журова, Ф.А.Сохин Г.А. Тумакова, Д.Б. Эльконин).

Речь детей, поступающих  в 1-й класс, должна быть содержательной (М.Р. Львов). Правильно и интересно  построить рассказ или ответить на вопрос можно лишь при наличии  соответствующих знаний о конкретных жизненных фактах и представлениях об окружающей действительности. Ребенок  должен уметь самостоятельно рассказывать о том, что ему хорошо известно, с чем его познакомили в  детском саду на прогулках, экскурсиях, на занятиях, в процессе различного вида деятельности, чтения различных  художественных произведений. Наличие  у детей разнообразных сведений и конкретных фактов об окружающем повышает содержательность их устной и письменной речи, способствует успешному  усвоению знаний. Содержательность речи зависит и от умения ребенка пользоваться имеющимся у него запасом слов. Последнее достигается постоянными  упражнениями, активной речевой практикой, организованной в детском саду [25].

В содержании математического  обучения дошкольников преобладают  логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать  закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи [19].

Как отмечает М.Н. Ильина, далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования, а также:

- не определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне);

– не знает последовательность первых десяти чисел и место каждого  числа в порядке натурального ряда;

– не различает количественный и порядковый счет в пределах десяти;

– не умеет для каждого  числа называть предыдущее и следующее  за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа;

– не умеет сравнивать стоящие  рядом в числовом ряду числа (в  пределах десяти);

– не составляет и не решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими  знаками действий;

– не умеет измерять и  сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки;

– не умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).

– не определяет свое местонахождение  среди окружающих объектов;

– не знает последовательность дней недели, месяцев года;

– не имеет представления  об определении времени по часам, не понимает отношения во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц –  год;

– не проявляет интерес  к математическим играм и прочее [11].

Укреплению возникшего интереса к математике способствует результативность выполняемой будущими первоклассниками работы. Сообщение или показ результатов  математической деятельности дошкольников, поощрения их работы значительно  укрепляют интерес к изучению мира математики.

Знания и представления  об окружающем мире ребенок может  усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении с взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок  ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит  специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности [11].

Деятельность ребенка  принимает форму учения, учебной  деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью  его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или  иные действия для того, чтобы научиться  чему-то новому.

Таким образом, специальная  подготовка, включает умения и навыки  читать, писать, считать. А также  рисовать, заниматься музыкой, танцевать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и др. Большое внимание уделяется вопросам совершенствования специальной готовности детей к школе. Проводится интенсивная работа по подготовке детей к усвоению математики и грамоты в школе. Знания детей в области математики и родного языка поднимаются на новую, более высокую ступень. Все это обеспечивает сознательное, активное освоение детьми содержания математических знаний в школе.

 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА

2.1 Методики исследования готовности детей к школьному обучению

Великий русский  педагог К. Д. Ушинский говорил о  том, что каждый педагог — психолог. Но означает ли это, что уже сама по себе педагогическая деятельность автоматически делает учителя глубоким знатоком психики ребенка, сама по себе открывает тайны развития его личности, особенности познавательной деятельности, своеобразие характера, закономерности взаимоотношений между детьми в коллективе? Конечно, в словах К. Д. Ушинского, скорее всего, содержится не утверждение, а пожелание и, может быть, даже требование, адресованное к современным учителям. Но что делает учителя психологом, т.е. специалистом в области детской, педагогической и социальной психологии? Конечно, знание основ и современного состояния психологической науки, в которую органически входят не только результаты исследований, но и методы, с помощью которых они получены [12, 13].

Исследование  проходило на базе МДОУ № 64 г. Благовещенска  с 9 марта по 9 апреля 2011г.

Целью исследования является: выявить уровень готовности дошкольников к школе.

Задачи:

  1. Подобрать методики на исследование у детей дошкольного возраста готовности к обучению в школе;
  2. Определить уровень готовности к обучению в школе.

Принимало участие 10 детей. Из них у 5 детей – амблиопия, и 5 детей в норме. Дети активны, доброжелательны, вежливы. На просьбу поиграть с ними отвечают взаимностью. Большой интерес  у детей вызвала методика «Керна – Йерассека». Дошкольникам было очень  интересно, как у них получиться выполнить второе задание: срисовывание письменных букв. Детям предлагались следующие методики.

Среди наиболее известных  зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерассека.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание – рисование  мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому  ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами  выполнения заданий. Все три задания  направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации  зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения  письменности. Также тест позволяет  выявить (в общих чертах) интеллект  развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания  оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем  вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые  получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика, которая  использовалась в целях определения  готовности к школьному обучению, направлена на изучение произвольного внимания дошкольника. Это методика «Домик» (Н.И.Гуткиной)

Методика представляет собой  задание на срисовывание картинки, где изображен домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо деталей рисунка.

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) не правильное изображение элементов рисунка.

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка  оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено  задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Нельзя не упомянуть еще  две методики Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило».

Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек  вычерчивает орнамент, следуя указаниям  психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить  линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

 

 

2.2 Результаты исследований

 

1. Миша Г. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько  хуже, чем методика «Домик». Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание можно оценить в 1 балл, так как почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему уровню развития ребенка.

Информация о работе Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе