Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе. Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть основные понятия по теме: «подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе», «общая готовность», «специальная готовность».
3. Подобрать методики для выявления уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
4. Определить уровень готовности к обучению в школе дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ ………………………………………………......6
1.1 Общая готовность дошкольников к школе…………………………………..6
1.2 Специальная готовность дошкольников к школе………………………......14
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21
2.1 Методики исследования готовности к школьному обучению………….....21
2.2 Результаты исследования………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….31
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая на защиту.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

Методика «Домик» выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линии одна на другой.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется  на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о  развитие произвольного внимания, сенсомоторной  координации.

По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению.

 

2. Владлена Б. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Уровень развития - выше среднего.

Первое задание. Рисунок  мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют  ступни ног и на руках большое  количество пальцев.

Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 балла  т.к. буквы достигают двойной величины.

Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное  подражание образцу.

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного направления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл. Высокий уровень развития.

Вывод: по результатам проведенных  методик можно говорить о психологической  готовности ребенка к школьному  обучению. Испытуемая хорошо может  воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

 

3. Анастасия Г. (ПРИЛОЖЕНИЕ  В)

По результатам проведения «Ориентационного теста школьной зрелости» испытуемая набрала – 5 баллов. Уровень развития – выше среднего.

Задание 1 – 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены  посредством линии. На голове имеются  волосы, уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью  пальцами. Использована мужская одежда.

Задание 2. – 2 балла. Буквы  скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. – 2 балла. Наблюдается  небольшое отклонение точек.

Методику «Домик» можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения, т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает, сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подготовка к школе  – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие – готовность физиологическая, психологическая, социальная, или личностная. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности  обучения. К тому же «готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его физиологической, социальной или психологической готовности.

Таким образом, для  успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

- формирование  психологической готовности к  школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

- для достижения  эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;

- руководство  деятельностью детей шестилетнего  возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

- в педагогической  работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;

- использовать большие  воспитательные возможности совместной деятельности;

- формировать  способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

- при формировании  психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Бабаевой, Т.И., Михайловой, З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – 2 е изд. – СПб: Акцидент, 1996. – 187 с.

2. Башаева, Т.В. Развитие  восприятия у детей формы, цвета,  звука. – Ярославль, «Академия  развития» 1997. – 124 с.

3.  Беляков, Е.А. Внимание: дети (365 развивающих игр). – М.: 1999. – 157 с.

4. Битова, А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. // Научно – практический сборник. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. С. 44 – 52.

5. Васильевой, М.А., Гербовой, В.В., Комаровой, Т.С. Тематическое  планирование в ДОУ. // Развернутое  перспективное планирование, подготовительная  группа. 1997. – 87 с. 

6. Волчкова, В.Н., Степанова,  Н.В. Конспекты занятий в старшей  группе детского сада. //Познавательное  развитие. – Воронеж, 2004. – 134 с.

7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

8. Гилъбух, Ю. З. Измерения интеллекта детей – Киев, 1999. – 324 с.

9. Грищук, Л.А. Школа дошкольников. - Волгоград: Панорама, 2007. – 248 с.

10.Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21 с.

11. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. - М.: 2007. – 156 с.

12. Кирьянова, Р.А. Год до школы. - СПб.: Дидактика плюс, 2006. – 276 с.

13.Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 225 с.

14. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика – М.; 2002 – 197 с.

15.Клюева, Н.В. Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. // Характер, коммуникабельность. Ярославль, «Академия развития» 1997. – 113 с.

16. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. - 285 с.

17. Новоторцева, Н.В. Учимся  писать. Обучение грамоте в детском  саду. – Ярославль, «Академия  холдинг» 2000. – 117 с.

18. Петерсон, Л.Г. Программа подготовки дошкольников по математике, 2001. – 114 с.

19. Тутушкиной, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. –  СПб.: Дидактика Плюс, 2000. – 318 с.

20. Цылев, В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3 – 4. – 37 с.

21. Чивикова, Н. Как подготовить  ребенка к школе – М.; 2001.- 208с.

22. Эльконина, Д.Б., Венгера, А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. – М.; 1988.- 95с.

23. Лаврентьева, М.В. Современные  аспекты подготовки детей к  обучению в школе в условиях  детского сада. [Элекрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru - 3.02.2011.

24. Анализ проблемы готовности  детей к школе [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://superinf.ru - 3.02.2011.

25.Вопросы речевой готовности детей к школьному обучению в педагогической литературе [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.prodetey.su- 5.02.2011.

26. Готовность ребенка к обучению в школе: нравственные аспекты [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kinder-garten.narod.ru- 5.02.2011.

27. Подготовка к школе  [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby.ru - 3.02.2011.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Результаты диагностики  по методике Керна – Йерассека

Миша Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Результаты диагностики  по методике Керна – Йерассека

Влада Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Результаты диагностики  по методике Керна – Йерассека

Анастасия Г.


Информация о работе Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе