Готовность ребенка к школьному образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

Готовность Ребенка к школьному образованию.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)
 
 



 




Готовность  Ребенка к школьному образованию

Методы диагностики  готовности к школьному обучению

Готовность ребенка к  школьному обучению определяется системным  обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и  мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:

1) уровня психического  развития;

2) наличия необходимых  навыков и умений;

3) состояния мотивационного  отношения к школьному обучению.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

  • протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений.
  • установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
  • затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
  • затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
  • особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного.
  • состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления
  • индивидуальные качества мышления.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

  • протекание запоминания и воспроизведения
  • значение волевой установки в запоминании
  • развитие зрительной и слуховой памяти
  • соотношение образной и словесной памяти
  • состояние оперативной слуховой памяти.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  • понимание детской обращенной речи. Речевое общение.
  • состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
  • нарушение речи. Общее недоразвитие речи.

РАЗВИТИЕ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке.
  • умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).
  • выполнение элементарных операций с предметами.
  • владение представлений равенства, "больше", "меньше".

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ

  • эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения.
  • индивидуальный эмоциональный статус.

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

  • волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке. Работоспособность, инициативность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

  • интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

До начала психологической  диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой  на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью  ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения  к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений  ребенка об окружающем мире, раскрытие  интересов ребенка с помощью  его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения  можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт  с ребенком.

В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

включает следующие этапы:

I. Изучение общих анамнестических  сведений о ребенке.

II. Диагностика состояния  готовности ребенка к школьному  обучению.

III. Составление карты  состояния готовности ребенка  к школе.

IV. Заключение об индивидуальных  особенностях готовности ребенка  к школе.

V. Психолого-педагогические  рекомендации.

I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ  АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Место рождения, адрес.
  3. Пол: М- 3.0 Ж- 3.1 (обвести кружком)
  4. Возраст: 5-6 лет - 4.0 6-7 лет - 4.1 (обвести кружком)
  5. Детский сад:
    • не посещает - 5.0
    • посещает массовый - 5.1
    • посещает специальный - 5.2
  6. Состав семьи:
    • семья полная - 6.0
    • Мать разведена - 6.1
    • Одинокая мать - 6.2
    • Мать и отчим - 6.3
    • Отец и мачеха - 6.4
    • Другие родственники - 6.5
  7. Количество детей:
    • один - 7.0
    • Двое - 7.1
    • Трое - 7.2
    • Четверо - 7.3
    • Более четверых - 7.4
  8. Отец: не работает - 8.0 Работает - 8.1
  9. Мать: не работает - 9.0 Работает - 9.1
  10. Экономическое положение семьи:
    • Неблагоустроенность - 10.0
    • Средние, удовлетворительные условия - 10.1
    • Достаток и благоустроенность - 10.2
    • Изобилие, прекрасные условия - 10.3
  11. Здоровье родителей (отца, матери):Отягощенность отца или матери:
    • Оба здоровы - 11.0
    • Сифилисом - 11.5
    • Психозами - 11.1
    • Эндокринными или сердечно-
    • Алкоголизмом - 11.2
    • сосудистыми болезнями - 11.6
    • Припадками - 11.4
    • Прочими заболеваниями - 11.7
    • Олигофренией - 11.4 12.
  12. Здоровье ребенка:
    • Практически здоров - 12.0
    • Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1
    • Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения) - 12.2
    • Выраженная утомляемость – 12.3

Для проведения обследования готовности ребенка к школьному  обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными  особенностями детей 6-7 лет.

Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:

1) название методики

2) автор методики или  ее модификации

3) назначение методики

4) оборудование для исследования  по методике

5)инструкция для обследуемого

6) процедура обследования, его продолжительность и форма  проведения

7) обработка результатов  обследования

8) шкальные оценки результатов

9) возрастные нормы

10) интерпретация результатов.

По каждой психологической  позиции и по каждой методике разработана  система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости:

1 уровень – очень высокий

2 уровень – высокий

3 уровень – средний  (норма)

4 уровень – низкий

5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

В процессе использования  каждой из конкретных методик следует  обращать внимание на ряд общих моментов.

  1. Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
  2. Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
  3. Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

Нарушения речи фиксируются  в процессе проведения психологического обследования.

Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться  у логопеда.[6] Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень  низкий уровень и составившие  группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное  дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся  в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования.

Методические приемы для  проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности  краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или  иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в  соответствии с возрастом детей  и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать  свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

Мы предлагаем систему  методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному  обучению.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ.

МЕТОДИКА 1.1

Практически – действенное  мышление

ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).

ПРОЦЕДУРА: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!

ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:

п – п I , где п – число точек за 30 секунд;

п

По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:

I - 1

II – 0,99 – 0,76

III – 0,75 – 0,51

IV – 0,50 – 0,26

V – 0,25 – 0

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I

МЕТОДИКА 1.2

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ  МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

Информация о работе Готовность ребенка к школьному образованию