Готовность ребенка к школьному образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

Готовность Ребенка к школьному образованию.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)
  1. Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.
  2. Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.
  3. Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.
  4. Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.
  5. Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

Каждые правильно выполненные  задания оцениваются в баллах:

  • обобщение по существенному признаку – 2 балла;
  • употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

  1. – 15 баллов
  2. – 14-12 баллов
  3. – 11-9 баллов
  4. – 8-6 баллов
  5. – 5 баллов и менее

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания …………….

Детское учреждение

Дата

№ карты 

Обобщение по существенному  признаку

Употребление обобщающего  слова 

I карта 

   

II карта 

   

III карта 

   

IV карта 

   

V карта 

   

Сумма баллов

   

Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________

Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____

(нужное обвести кружком)

МЕТОДИКА 1.3

ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ

(по Й. Ерасеку)

НАЗНАЧЕНИЕ: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ: I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 –  23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее  – очень низкий

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Нужно обвести кружком, число

Баллов вынести в правую колонку

 

Вопросы

Правильный ответ 

Неправильный ответ 

Другие ответы

Баллы

1.

Какое животное больше: лошадь или собака?

0

- 5

   

2.

Утром мы завтракаем, а днем?

0

- 3

   

3.

Днем светло, а ночью?

0

- 4

   

4.

Небо голубое, а трава?

0

- 4

   

5.

Яблоки, груши, сливы, персики  – это что?

+ 1

- 1

   

6.

Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?

Города +1

- 1

Станции 0

 

7.

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

Спорт, физкультура +3

0

Игры, упраж. +2

 

8.

Маленькая корова – это  теленок? Маленькая собака – это  …? Маленькая лошадь ?

Щенок, жеребенок +4

- 1

Кто-то один щенок или  жеребенок 0

 

9.

Почему у всех автомобилей  тормоза?

2 причины из следующих:  тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности  столкновения, после окончания езды +1

- 1

Названа одна причина 

 

10.

Чем похожи друг на друга  молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

 

11.

Чем различаются гвоздь и  винт?

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

 

12.

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у  них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) 0

На курицу - 3

На кошку (без выделения  признаков подобия) – 1

 

13.

Чем похожи друг на друга  белка и кошка?

2 признака +3

0

1 признак +2

 

14.

Какие ты знаешь транспортные средства?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или  неправильно 0

3 наземных средства +2

 

15.

Чем отличается молодой человек  от старого?

3 признака +4

0

1-2 признака +2

 
 

ИТОГО:

       

ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия Уровень выполнения

Возраст задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата 

МЕТОДИКА 1.4

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития критичности познавательной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.

ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд рассматривает картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).

ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу выставляется один балл.

ШКАЛЬНАЯ  ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни критичности мышления:

  1. – 10
  2. – 9,8
  3. – 7,6
  4. – 5,4
  5. – 3 и менее.

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

С И Т У А Ц И  И 

Б А Л Л Ы 

1. Луна и солнце одновременно 

 

2. На березе еловые  иголки.

 

3. На березе растут  арбузы.

 

4. У вороны 4 ноги.

 

5. Бабушка гладит чайником.

 

6. Штепсель воткнут в  березу.

 

7. У велосипеда квадратные  колеса.

 

8. Голова, руки мальчика  направлены вперед, а ноги назад. 

 

9. Рыба удит рыбу.

 

10. Утюг плавает. 

 

МЕТОДИКА 1.5

СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.

ИНСТРУКЦИЯ  И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ  ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

I уровень - разложил без  ошибок, без дополнительных и  поправочных действий.

II уровень - сделал одну  поправку.

III уровень - сделал 2 поправки.

IV уровень - сделал одну  ошибку.

V уровень - разложил картинки  без установления логической  последовательности или отказался  выполнить задание.

Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал  историю про ..., а ты расскажи ее (что  здесь происходит?)"

В случае отказа ведется  беседа по картинкам. Рассказ или  беседа полностью записываются, а  затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной  речи ребенка.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

I уровень - полное связное  описание событий в рассказе.

II уровень - недостаточно  полное, но связное описание в  рассказе.

III уровень - недостаточно  полное, но связное описание в  рассказе или неправильные ответы  на вопросы экспериментатора.

IV уровень - перечисление  предметов, действий, качеств.

V уровень - перечисление  предметов.

ИТОГОВАЯ  ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета и уровни описания средствами речи соотносятся:

а) совпадают;

б) не совпадают.

В случае несовпадения уровней  их номера складываются и делятся  пополам, например: деятельность ребенка  по установлению причинно-следственных связей (складывание картинок в логической последовательности) оценена как  деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II уровня, значит, ребенок находится на промежуточном  уровне 1,5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или совпадает, или отстает). Далее намечается наличие - отсутствие нарушения речи ребенка.

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

Уровни понимания (вносится в общий протокол)

Уровни развития устной связной  речи

I

I

II

II

III

III

IV

IV

V

V


УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ  МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Заключение о состоянии  речи

- Нарушения звукопроизношения  есть нет

- Ринолалия есть нет

- Заикание есть нет 

- Нарушение темпа речи  и ритма есть нет

- Общее недоразвитие речи  есть нет

(нужное подчеркнуть) 

Рекомендована консультация

логопеда да нет

(нужное подчеркнуть) 

ПАМЯТЬ

МЕТОДИКА 2.1

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ  ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема непроизвольного зрительного запоминания.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.

1. Рыба 6. Санки

2. Ведро 7. Елка

3. Кукла 8. Чашка

4. Молоток 9. Часы

5. Портфель 10. Телевизор

ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и выбирает стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было нарисовано на картинке. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.

ОБРАБОТКА: за каждое правильное воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных  названий (10 баллов)

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V уровень - 3 и менее

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

МЕТОДИКА 2.2

ПРОИЗВОЛЬНАЯ  ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема произвольного зрительного запоминания

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек

1. Мяч 6. Шапка

2. Яблоко 7. Матрешка

3. Гриб 8. Цыпленок

4. Морковь 9. Мак

5. Бабочка 10. Грузовик

ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, т.е. назвать изображенные предметы.

Порядок воспроизведения  не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.

ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных  названий (баллов)

II уровень - 9,8

III уровень - 7,6

IV уровень - 5,4

V уровень - 3 и менее

ПРОТОКОЛ  ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

Правильно воспроизведенные названия обвести кружками.

 

Уровни 

1. Мяч 

I - 10

2. Яблоко 

II - 9,8

3. Гриб 

III - 7,6

4. Морковка 

IV - 5,4

5. Бабочка 

V - 3 и менее 

6. Шапка 

 

7. Матрешка 

 

8. Цыпленок 

 

9. Мак 

 

10. Грузовик 

 

Информация о работе Готовность ребенка к школьному образованию