Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:58, реферат
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
МЕТОДИКА 2.3
ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ЦЕЛЬ: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 слов
1. Дом 6. Молоко
2. Солнце 7. Стол
3. Ворона 8. Снег
4. Часы 9. Окно
5. Карандаш 10. Книжка
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.
ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно - окошко).
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
I уровень - 10 баллов (10 правильно воспроизведенных слов).
II уровень - 9-8
III уровень - 7-6
IV уровень - 5-4
V уровень - 3 и менее
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
Правильно воспроизведенные слова обвести кружками.
Предъявляемые слова |
Уровни |
1. Дом |
I - 10 |
2. Солнце |
II - 9,8 |
3. Ворона |
III - 7,6 |
4. Часы |
IV - 5,4 |
5. Карандаш |
V - 3 и менее |
6. Молоко |
|
7. Стол |
|
8. Снег |
|
9. Окно |
|
10. Книжка |
Сумма баллов
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
МЕТОДИКА 3.1
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития фонематического анализа и способности перекодирования звукового кода в звуковую систему.
ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, ручка (карандаш).
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас мы попробуем записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько кружочков.
ОБРАЗЕЦ: слово суп. Рисуем кружочки. Проверяем.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый рисует кружочки под диктовку экспериментатора на листе бумаги.
НАБОР СЛОВ: ау, рука, сок, звезда, весна.
ОБРАБОТКА: при правильном выполнении задания запись должна быть следующей:
00
0000
000
000000
00000
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
I уровень - все схемы выполнены правильно
II уровень - 4 схемы выполнены правильно
III уровень - 3 схемы выполнены правильно
IV уровень - 2 схемы выполнены правильно
V уровень - все схемы выполнены неправильно
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)
4.1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
(Модификация
цветового теста Люшера-
ЦЕЛЬ: определить по функциональному состоянию ребенка его эмоциональный статус.
ОБОРУДОВАНИЕ: 3 конверта с тремя одинаковыми наборами квадратов размером 3х3 см красного, синего и зеленого цвета. Стандартный лист машинописной бумаги или белого картона в качестве планшета.
ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: испытуемый выкладывает цветные квадраты на белом планшете в любом порядке.
Задание выполняется 3 раза подряд.
Тестирование проводится 5 раз за 3 дня.
1. Экспериментатор берет
любой из конвертов с
- Положи квадраты друг
за другом. Сначала положи квадрат
того цвета, который тебе
- Затем положи квадрат того цвета, который тебе тоже нравится.
-Теперь положи последний квадрат.
2. Берется следующий конверт.
- А теперь разложи все сам так, как тебе хочется.
В протоколе заполняется строка 2. Квадраты убираются.
3. Берется последний конверт.
- А теперь разложи эти квадраты.
В протоколе заполняется строка 3.
Действия ребенка фиксируются в протоколе, например:
№ п/п |
Красный (К) |
Синий (С) |
Зеленый (З) |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
Время тестирования не более 1 минуты.
ОБРАБОТКА: в протоколе показывается 3 ряда чисел. Анализ и интерпретация результатов проводятся по таблице по второму числовому ряду (в нашем примере это: 3,2,1), так как выбор первого ряда может быть связан с ориентировочной реакцией ребенка, а третьего - с адаптацией.
Повторяемость функциональных
состояний может
Повторяемость состояний |
Уровень устойчивости |
5 раз |
I |
4 раза |
II |
3 раза |
III |
2 раза |
IV |
1 раз |
V |
Для интерпретации функциональных состояний предлагается следующая схема:
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)"
Уровень выполнения
задания ...................
Результаты первого
______________________________
№№ п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)
______________________________
I
______________________________
II
______________________________
III
______________________________
Цветовая формула (по II ряду):
______________________________
Функциональное состояние
(по II ряду): ______________________________
Результаты второго
______________________________
№№ п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)
______________________________
I
______________________________
II
______________________________
III
______________________________
Цветовая формула (по II ряду):
______________________________
Функциональное состояние
(по II ряду): ______________________________
Результаты третьего обследования
______________________________
№№ п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)
______________________________
I
______________________________
II
______________________________
III
______________________________
Цветовая формула (по II ряду):
______________________________
Функциональное состояние
(по II ряду): ______________________________
Результаты четвертого обследования
______________________________
№№ п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)
______________________________
I
______________________________
II
______________________________
III
______________________________
Цветовая формула (по II ряду):
______________________________
Функциональное состояние
(по II ряду): ______________________________
Результаты пятого обследования
______________________________
№№ п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)
______________________________
I
______________________________
II
______________________________
III
______________________________
Цветовая формула (по II ряду):
______________________________
Функциональное состояние
(по II ряду): ______________________________
Заключение
Функциональное состояние |
ФН |
ФР |
ФВ |
ФТ |
АВ |
АГ |
Число повторений |
наибольшее число обвести кружком.
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
МЕТОДИКА 5.1
УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
ЦЕЛЬ: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.
ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.
ПРОЦЕДУРА: -Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай!
При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.
При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному.
ОБРАБОТКА: I аккуратно закрашенный кружок - 1 балл. Максимальное количество баллов - 15.
Выделяется 5 уровней волевой регуляции:
I - 15 баллов
II - 14-11 баллов
III - 10-7 баллов
IV - 6-4 балла
V - 3 и менее баллов
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст знания .....................
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 5.2
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
(Модификация методики Озерецкова)
ЦЕЛЬ: исследование утомляемости, врабатываемости, концентрации внимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: две таблицы с тест-объектами: геометрические фигуры (знаки), секундомер.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее. пока не выполнишь все задание.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на первой таблице каждые две минуты экспериментатор отмечает чертой на листе количество просмотренных знаков. Фиксируется время выполнения всего задания - 8 минут.
В конце экспериментального
дня по второй таблице дается две
минуты на выполнение аналогичного задания
для определения степени
ОБРАБОТКА: фиксируется количество пропущенных и неверно зачеркнутых знаков; время, затраченное на выполнение задания за каждые 2 минуты и в целом.
Коэффициент продуктивности работы вычисляется по формуле:
где - число всех просмотренных знаков;
- число правильно зачеркнутых знаков;
- число пропущенных или неверно зачеркнутых знаков.
Уровни работоспособности:
I
II
III
IV
V
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ
(по Керну - Й.Ерасеку)
ЦЕЛИ: определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости;
выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.
ОБОРУДОВАНИЕ: два теста-задания, ручка или карандаш.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас ты будешь выполнять несколько заданий, постарайся сделать все аккуратно и внимательно.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на бланке дается возможность самостоятельного рисования и образец 2-х заданий:
6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ТИПИЧНЫХ БУКВ.
6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК:
Результат каждого задания оценивается по 5-ти уровневой системе.
6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: нарисуй человека. После инструкции по заданию никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к недостаткам и ошибкам не допускается.
ОЦЕНКА рисунка ребенка.
I уровень - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова соединяется с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (они могут быть закрыты головным убором), уши. На лице должны быть глаза, рот, нос. Руки должны заканчиваться пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура должна иметь одежду. Фигура должна быть нарисована контурным способом без отдельных частей.
II уровень - выполнение
всех требований, перечисленных
ранее, при отсутствии шеи,
волос, одного пальца руки, наличие
синтетического способа
III уровень - фигура имеет
голову, туловище, конечности. Руки
или ноги, или и то и другое
нарисованы двумя линиями.
IV уровень - примитивный
рисунок с головой и туловищем.
V уровень - отсутствует четкое изображение туловища или нарисованы только голова и ноги. Каракули.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст знания .....................
Детское учреждение
Группа
Дата
6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано. Постарайся написать так же.
ОЦЕНКА выполнения задания:
I уровень - хорошо, разборчиво
скопирован образец. Размер
II уровень - разборчиво
скопирован образец, однако
III уровень - явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы образца.
IV уровень - с образцом совпадают 2 буквы; соблюдена строка надписи.
V уровень - каракули.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Информация о работе Готовность ребенка к школьному образованию