Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:35, контрольная работа
Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов и др.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Природа гражданского-правового конфликта …………………….….5
1.1.Причины и последствия конфликта……….…….…………………..……….5
1.2. Конклюдентные действия………………………………………………...….7
1.3. Специфика проявления конфликтов……………………………….…….….8
Глава 2. Особенности гражданско-правовых конфликтов……………………12
2.1.Особенности гражданско-правовых конфликтов…………………….…....12
2.2.Предмет гражданско-правового конфликт………………………………..21
2.3.Идейно-психологические, нравственно-юридические установки….........24
Заключение………………………………...……………………….………….....27
Список используемой литературы……………………….………………….….28
Природа правового конфликта
Правовой
конфликт - это противоборство субъектов
права с противоположными пониманием
и действиями по отношению к принципам
и нормам права с целью изменения
своего статуса и юридического состоян
Право объективно по содержанию; как идеал правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведения, именно те правила, которые соответствуют потребностям, интересам и особенностям общественного сознания. Право субъективно, коль скоро творится субъектами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индивидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных и коллективов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений.
Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов и др. Отмеченное противоречие обусловливает ситуацию, при которой каждый субъект практически признается одновременно членом двух разных правопорядков: устаревшего, но еще действующего, и идущего ему на смену нового, пока не утвержденного государством официально; 2) конфликт между законом и массовым поведением населения, включая элиту. Одна из главных причин противостояния цивилизованно-правового поведения и неправового состояние легитимности государственного строя и существующего правопорядка. Правовой нигилизм и проявления контркультуры, конфликты, связанные с ними, усиливаются и множатся в переходные периоды.
Правовой конфликт
Неразрывная связь политических отношений и конфликтов с правом объясняет необходимость рас смотрения проблемы правового конфликта. Его анализу целесообразно предпослать обоснование выбора термина «правовой» конфликт. Юристы, пишущие на эту тему, используют понятие «юриди ческий» конфликт. Отсюда название новой дисцип лины — «Юридическая конфликтологий».
За
различием данных терминов кроется
опреде ленный смысл — некоторое
неоднозначное толкова ние категории
права, встречающееся в литературе. Так, как определяется
эта категория в «Юридичес кой энциклопедии»,
а именно, как совокупность обя зательных,
«формально определенных , установлен
ных и обеспечиваемых силой государства
норм ре гулирования поведения людей
и их коллективов»; 1 она исключает различие
терминов «юридический» и «правовой»
конфликт. Однако многими ученымиюристами
такое понимание критикуется и признает
ся «узко-нормативным», обедняющим содержание
права. Им «является не только то, что установлено
или санкционировано официальными органами
го сударства, но и то, что с объективной
необходимос тью вытекает из жизнедеятельности
...общества; пра во проявляется не только
в форме официально-
Содержательное различение понятий «правовой» и «юридический» конфликт составляет методологи ческую посылку нашего анализа проблемы. В даль нейшем мы попытаемся ее аргументировать конк ретным рассмотрением правовой реальности, не вникая в суть дискуссии о природе права и специ фике юридического.
Юридический конфликт, по определению авторов «Юридической энциклопедии», — это противобор ство сторон, государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью противоправного изменения статуса и юридического состояния субъектов права. Юридический конфликт со свои ми признаками фиксируется в Конституции и зако нодательстве в виде: «особых юридических состоя ний», конфликтной ситуации, запретов нарушать конституционные принципы государственного уст ройства, средств преодоления, а так же особо опас ных преступлений — государственных. 3
Из приведенного определения следуют два кон цептуальных вывода: во-первых, понимание юриди ческого конфликта лишь как связанного с действия ми, направленными на противоправное изменение статуса субъекта и установленного государственно го правопорядка; во-вторых, признание конфликта «особым юридическим», «запретным» состоянием, противоборством с целью нарушения конституцион ных принципов государства. Следовательно, конф ликт не есть закономерное для государства явление.*
* В дискуссии «за круглым столом» о предмете юридической кон фликтологии только отдельные ее участники подчеркивали, что конфликты болезненная, хотя и «естественная форма суще ствования человеческого общества». (См.: Государство и право, 1994, 4. Стр. 6.
Исходя из сформулированной выше методологи ческой посылки исследования проблем о несводи мости категории права к понятию «юридического», надо признать корректность более широкого опре деления правового конфликта. Правовой конфликт — это противоборство субъектов права с противопо ложными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния. Юриди ческий конфликт — основной, но не единственный вид правового конфликта, равно как юридические принципы и нормы, на почве которых он возникает, не исчерпывают всей совокупности формальных и неформальных правовых норм, действующих в кон кретном обществе. В настоящее время, к примеру, возрождается влияние исламского религиозного права, основанного на Коране, даже на политическом пространстве России. Лидеры Чеченской республики провозгласили своей целью создание ис ламского государства, где высшим правовым зако ном будет не Конституция РФ, а шариат — свод религиозно-правовых норм, и базирующегося на них института шариатского суда.
Основной предмет правового конфликта — прин ципы и нормы права. Ядро конфликта — противоположное их истолкование и отношение к ним, а также соответствующее поведение субъектов права. Существуют нормы и принципы двоякого характе ра: юридические, то есть установленные или санк ционированные государством, и правила общего ха рактера, сложившиеся в общественной практике, обязательные, но не зафиксированные официально и не санкционированные властью (юридически), яв ляющиеся элементами обычного права.
Правовой конфликт не обязательно связан с нарушением установленного государством правопорядка. По своему содержанию и формам проявле ния он не сводим к борьбе за противоправное изме нение существующей правовой системы, основ государственного устройства. Конфликты подобно го рода — лишь один из видов правового, одна из сушествующих форм борьбы субъектов правовых и политических отношений. Следовательно, как и про чие социальные, правовой конфликт не есть какаято ненормальность, правовая патология, а являет ся вполне естественным элементом процесса функ ционирования и модернизации данной общест венной системы.
В истории отечественной науки проблема право вого, юридического конфликта (без различения этих терминов) была поставлена философом и теорети ком права Ильиным И.А. В его понимании, это — конфликт между естественным и положительным правом, между «суррогатом» естественного права и объективно значимой идеей права. Это — «борь ба за право в объективном смысле — за обновление законов и в субъективном смысле — за поддержа ние и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретов». 4 Право в объективном смысле суть естественное право; оно выражает при роду духовной жизни человека; его можно назвать «вечным» правом, потому что оно сохраняет значение для всех времен и народов. Право в субъектив ном смысле — это положительное право, «целесооб разная форма поддержания естественного права», 5 организованная попытка «формулировать есте ственное право.»
Конкретизация определения конфликта назван ным автором дается через описание конфликтной ситуации. Последняя характеризуется признанием каждым субъектом двух различных правопорядков сразу: одного, отвергнутого по содержанию, но име ющего положительное значение, а другого, при знанного по содержанию, но еще не установленно го, не утвержденного, еще не сформулированного, однако верного, имеющего достоинство естественно го права. 6 Принципиально важны рассуждения Ильина о характере «борьбы за право». Иногда такая борьба воспринимается как правонарушение, как насильственное ниспровержение старого пра вопорядка. Однако подобное воззрение поверхност но и неверно. Элементы правонарушения и насильственности могут отсутствовать в этой борьбе; на личное правонарушение может быть нарушением не «права вообще», но только положительного пра ва во имя естественного права. Оно может иметь характер деяния, не разрушающего правопорядка, но совершенствующего жизнь в праве и по праву. 7
Таким образом, по Ильину, конфликт в праве есть не что иное, как конфликт между объективной и субъективной составляющими права. Такая тео ретическая позиция, по нашему мнению, заслужи вает признания и остается методологическим ори ентиром исследования современной правовой ре альности. Другое дело, как понимает русский ученый объективное и субъективное. В этом вопросе следует разобраться, отметив дискуссионные мо менты.
Объективность правовых норм, по Ильину, озна чает независимость их от отдельного субъекта: су дьи, адвоката, гражданина; это «нерушимость», «непоколебимость» правил и норм от самого их ус тановления до самой их отмены. Право объектив но, значит оно не есть продукт «субъективной фантазии», ибо «где же критерии для моего законного права, если содержание правовой нормы лишено объективности, тождественного себе смысла»? Объективность норм права не следует смешивать с его жизненной силой или эффективностью. Объек тивное знание права в том, что «оно хранит в себе некий верный масштаб и некое верное правило по ведения, которое сохраняет свою верность даже тог да, когда люди не знают и не хотят знать.» 8 Это правило не исчезает и не умаляется, даже если установленный правопорядок в силу слабости власть предержащих не проводится в жизнь. Призывы права тогда не влияют на поведение людей людей, и они «остаются призывами в пустоте».
Итак, объективность права, по Ильину, состоит в том, что оно выражает «природу духовной жиз ни» людей. Это — «необходимая форма духовного бытия» людей, объективность правовых установле ний для каждого отдельного человека, граждани на». Естественное право «совпадает с общим духов ным интересом народа и гражданина.» 9
Сведение объективности права только к объек тивности содержания сознания человеческих сооб ществ, соотнесенного с духом индивида, конечно же, обедняет категорию объективности правовых отно шений. Объективная природа духа сама требует объяснения. Предпосылки определенных правил поведения заложены прежде всего в существующих общественных отношениях, в правовой реальности. Безусловно, потребность в регулировании обще ственных отношений прежде чем реализоваться, в какой-то форме осознается: первоначально на уров не примитивного обыденного правосознания, обы чаев, а затем уже в форме взглядов, идей и прин ципов.
Принципы
права — его объективные
«Юридический обычай и закон — основные фор мы права. Обычай — первоначальная, естественная форма права, — писал Ключевский. — Закон появ ляется позже обычая, вначале только дополняет или поправляет его, а потом вытесняет и заменяет но вым правилом!» 11 Сформулированный законодателем закон по своему объективному свойству тожде ственен обычаю в том смысле, что отражает потреб ность общественной жизни данного народа, страны, времени. Законы, вводимые великим преобразова телем России Петром I, любившим иностранное, должны были, по его разумению, быть «извлечены» из собственных понятий народа, его нравов, обык новений, местных обстоятельств (Карамзин).
Таким образом, право объективно прежде всего по своему источнику, поскольку его корни заключены в необходимости регулирования взаимоотно шений между людьми и их сообществами. Права и свободы человека, составляющие фундамент совре менного права, характеризуют определения челове ка как социального субъекта, присущие ему в силу человеческой общественной природы. Человек рож ден в обществе, живет в нем и поэтому ему объек тивно, независимо от воли власть имущих, типа об щественной системы, религиозных и прочих верова ний, свойственны такие формы жизнедеятельности, которые принято называть правами и свободами. Неотделимые от самого естественного существова ния людей права и свободы иногда именуют «при рожденными», неотчуждаемыми.
Право объективно по содержанию; как идеал (что подчеркивал Ильин), правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведения, именно те правила, которые соответствуют по требностям, интересам и особенностям обществен ного сознания, иначе сказать, духу народа.
Право субъективно, коль скоро творится субъек тами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индивидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных лиц и коллекти вов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений. Общественные формы субъективности при этом вы ступают по отношению к индивидуальным объек тивным фактором. Грань между субъективным и объективным относительна: то, что для общества в целом субъективно, для отдельной личности объек тивно. Лишь зависящие от нее индивидуальные осо бенности правосознания и правоотношений обра зуют субъективную форму правовой реальности. Знание права, его признание или непризнание, исполнение или неисполнение — составляющие пра вовой субъективности гражданина. Законотворче ство, совершенствование или коренное изменение правовой системы на основе данных науки и накопленного обществом опыта, официальное истолкова ние законов властью, наконец, общая воля народа, воплощаемая в правовой идее, разнообразные кон кретные виды и модификации текущей правоприменительной практики — таково содержание пра вовой субъективности общественных субъектов — го сударства, его институтов.