Гражданско-правовой конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Природа гражданского-правового конфликта …………………….….5
1.1.Причины и последствия конфликта……….…….…………………..……….5
1.2. Конклюдентные действия………………………………………………...….7
1.3. Специфика проявления конфликтов……………………………….…….….8
Глава 2. Особенности гражданско-правовых конфликтов……………………12
2.1.Особенности гражданско-правовых конфликтов…………………….…....12
2.2.Предмет гражданско-правового конфликт………………………………..21
2.3.Идейно-психологические, нравственно-юридические установки….........24
Заключение………………………………...……………………….………….....27
Список используемой литературы……………………….………………….….28

Файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

Конфликтные ситуации в правовых отношениях производны от ситуаций в социально-экономических  и политических сферах. Возникновение  проблем в этих сферах и попытка  решения их в рамках зако­ нодательства в ряде случаев наталкивается на не­ совершенство последнего. При наличии в обществе социально-политических противоречий правовой конфликт оказывается неизбежным. Думается, что развернувшаяся в настоящее время борьба вокруг проблемы конституционной статьи о частной соб­ ственности на землю — один из примеров конфлик­ тов подобного рода. Он, между прочим, показыва­ ет свойство правового конфликта обладать как бы двойным бытием: в виде социально-политической и правовой форм противоборства.

 

Как и  в целом право, правовые конфликты в со­ вокупности других социальных выполняют инстру­ ментальную функцию, т.е. выступают своеобразным механизмом их регулирования и разрешения. В свою очередь сами они разрешаются окончательно только на базе проявления социально-экономичес­ ких и политических коллизий, питающих их. Прав­ да, прямая связь между теми и другими конфлик­тами прослеживается не везде и не всегда, так как существует промежуточное звено — правовое созна­ ние, перерабатывающее информацию о конфликт­ ных ситуациях в юридические решения.

 

Охарактеризованная  специфика правового кон­фликта находит проявление в его динамике. Ее можно проследить на примере упомянутой колли­ зии между принятым Государственной  Думой про­ ектом земельного Кодекса  и саратовским законом, разрешающим свободную куплю-продажу земли — сельхозугодий.

 

Как возникла конфликтная ситуация? Отда­ лённым ее источником послужило противоречие в обществе между большинством крестьянства и горожан-трудящихся, с одной  стороны, и частью населения — с другой по вопросу о купле и продаже земли. Противоречие не могло не сказаться на ха­ рактере дискуссии по проекту земельного Кодекса в Государственной Думе. Острые споры между де­ путатами переросли в конфликт, разрешенный затем принятием большинством Думы проекта Кодекса. Согласно последнему свободная купляпродажа земли запрещалась. Проект был утвер­ жден Советом Федерации. На этом получил завер­ шение первый этап конфликта. Второй этап начался с развитием процесса неутверждения Ко­ декса о земле Президентом РФ. Теперь конфликт претерпел существенную модификацию, произош­ ла переструктурализация его субъектов; проти­ востоящими сторонами в новой ситуации стали Государственная Дума, вместе с ней Совет Феде­ рации, одобривший земельный Кодекс, и Президент РФ, отказавшийся подписать законопроект. В поддержку позиции Президента выступили проправительственные СМИ и некоторые главы админи­страций регионов, тогда как многие другие выска­ зались за утверждение проекта. В этой ситуации Государственная дума преодолела «вето» Прези­ дента, что никак не изменило позиции главы госу­ дарства. Конфликт перерос из противостояния федерального Собрания и Президента в государ­ ственный правовой и политический. Этот второй этап развития конфликта характеризовался ка­ чественно иной структурой субъектов, иным ме­ ханизмом противоборства сторон, расширением политического пространства действия. В конф­ ликтной ситуации противостояния законодатель­ ной и исполнительной ветвей власти появился на свет «саратовский эксперимент», грозящий подрывом единства правового пространства государ­ ства.

 

Третий  этап конфликта — это этап его  превра­ щения в общероссийский. Саратовский вариант толкования Конституции и игнорирование  проек­ та Кодекса, утвержденного парламентом  стра­ ны, поддержали некоторые главы администраций регионов, собравшиеся в Казани по инициативе Президента Татарстана. В противоположность им, другие регионы (Краснодарский край, Пензенс­ кая область) приняли свои законы по этому воп­ росу, соответствующие думскому проекту. Таким образом конфликт получил дальнейшее развитие как во времени (вышел на новый этап), так и в пространстве — распространился на регионы, вов­ лекая в противостояние властей массы населения.

 

Заметим, что конфликтующие стороны не апел­ лировали к своим интересам, а говорили только о несоответствии принятых документов Основному Закону государства. Конституция, Основной За­ кон оставался для них той знаковой системой, за которой стояли противоположные материальные и политические интересы.

 

Дошедший  до своего пика конфликт требует разрешения. Та и другая ветвь власти, чтобы не допустить дальнейшего расползания конфликта по политическому пространству страны и пре­ дотвратить вовлечение в его поле новых групп на­ селения, стали перед необходимостью искать вы­ ход из сложившейся ситуации. Прежде всего на пути применения политических (демократических) технологий обсуждения вариантов разрешения си­ туации на заседании «большой четверки» (Прези­ дента РФ, главы правительства, руководителей обеих палат парламента); за «круглым столом» (с участием Президента РФ, руководителей пра­ вительства и палат парламента, а также пар­ ламентских фракций и лидеров профсоюзов) реаль­ но наметился заключительный этап конфликта — его преодоление. Каким будет финал этого процес­ са: снятие конфликта по формуле «взаимный вы­ игрыш» или «выигрыш—проигрыш», либо консерва­ ция конфликта, покажет время, как и то, что в любом варианте потребуется юридическое офор­ мление результата.

 

Конкретный  сюжет описанного политико-право­ вого конфликта говорит о сходности его логики раз­ вития и разрешения с логикой других социальных конфликтов при наличии существенных различий в конфетных формах преодоления и механизмах дей­ ствия.

 

Правовые  конфликты не «привязаны» к другим социальным в своей динамике и технологии разре­шения. Если они порождены внутренними законо­мерностями права, то саморегулируются и разре­шаются присущими только им способами. В этом смысле правовые конфликты самодостаточны, ибо снимаются по правилам, установленным самим же правом.

 

Рассмотренные в настоящей лекции правовые конфликты далеко не исчерпывают всего их много­ образия. Юристы-конфликтологи насчитывают око­ ло 200 конфликтных зон в праве и юридической практике. И действительно, в каком бы аспекте ни анализировать право и правосознание, будь то ис­ торический или логический, гносеологический или онтологический (реальное бытие), система норм или вся совокупность их практической реализации, от конфликтов не уйти. Они — живая ткань правового сознания и правоприменительной практики, деятельности и правоотношений. И конечно же, не сле­ дует считать правовыми конфликтами только те, которые связаны с правонарушениями и заканчи­ ваются в судебном заседании. Проблемы правовых конфликтов многоплановы и относятся ко всей сис­ теме общественных отношений, составляя техноло­ гию управления ею.

 

Литература

 

Юридическая энциклопедия. М., 1997.-С. 341-342.

Керимов Д. Философские основания политикоправовых исследований. М., 1986. С. 155.

Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 341-342.

Ильин И. О сущности правосознания. МюнхенМосква, 1993. С. 30-31.

Там же. С. 54.

Там же. С. 69.

Там же. С. 69.

Там же. С. 37.

Там же. С. 140.

Юридическая энциклопедия. С. 342.

Ключевский  В. Соч. в десяти томах. Т. I. С. 221.

Там же Т. 3. С. 42.

Ильин И. О сущности правосознания. С. 24.

Герцен  А. Соч. Т. 3. М., 1975. С. 401

Юридическая энциклопедия. С. 342.

Кудрявцев В. Юридический конфликт. Государ­ ство и право, 1995, 9. С. 13

Там же. 

Разновидности правовых конфликтов

Правовые  конфликты подразделяются на две  группы: а) собственно правовые; б) правовые по форме выражения и способам регулирования и разрешения. Первые внутренне присущи правосознанию и правоотношениям. Вторые возникают в зоне взаимодействия права с другими сферами общественной жизни (конфликты-симбиозы).

Собственно правовые конфликты, связанные с противоречиями в самом правосознании и праве, это - формы борьбы за чистоту права, за его адекватное выражение объективных потребностей правовой реальности; это - форма разрешения противоречий между различными элементами правосознания и правовых отношений (коллизия норм и пр.).

Конфликты-симбиозы возникают на иной основе: в сфере  практической жизни или прямо  связаны с ней. Некоторые из них  формируются первоначально в  виде правовых, а затем приобретают  элементы содержания и формы проявления экономических, политических и прочих социальных конфликтов. Таким же образом развиваются конфликты между представительной и исполнительной ветвями власти. Другие конфликты, по природе своей неправовые, перерастают в таковые со временем, оставаясь и функционируя в прежней социальной среде. Экономический конфликт, связанный с отношениями собственности, какую бы юридическую форму ни приобретал, в своей основе останется экономическим, хотя по определению становится экономико-правовым.

Из  обозначенных групп конфликтов можно выделить конструктивно-созидательные и деструктивно-разрушительные. Первые представляют собой форму разрешения противоречия, связанного с реализацией провозглашенной Конституцией правовой системы, с превращением формально утвержденных принципов и норм в фактически действующие правила регулирования общественных' отношений, в реальные правовые статусы граждан и их объединений. Критерием реализации служат демократические принципы, а также легитимность правовой системы. Право, будучи механизмом легитимации политической власти, само нуждается в легитимности - признании народом.

К числу  конструктивно-созидательных относятся  конфликты, возникающие внутри правовой системы в форме коллизий законов, в первую очередь конституционных, действующих на федеральном уровне и вводимых субъектами федерации в рамках реализации их прав и полномочий. Им противостоят деструктивные для федерации конфликты, связанные с нарушениями Конституции и проявлениями <войны> суверенитетов, теперь уже региональных.


Информация о работе Гражданско-правовой конфликт