Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:35, контрольная работа
Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов и др.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Природа гражданского-правового конфликта …………………….….5
1.1.Причины и последствия конфликта……….…….…………………..……….5
1.2. Конклюдентные действия………………………………………………...….7
1.3. Специфика проявления конфликтов……………………………….…….….8
Глава 2. Особенности гражданско-правовых конфликтов……………………12
2.1.Особенности гражданско-правовых конфликтов…………………….…....12
2.2.Предмет гражданско-правового конфликт………………………………..21
2.3.Идейно-психологические, нравственно-юридические установки….........24
Заключение………………………………...……………………….………….....27
Список используемой литературы……………………….………………….….28
Конфликтные ситуации в правовых отношениях производны от ситуаций в социально-экономических и политических сферах. Возникновение проблем в этих сферах и попытка решения их в рамках зако нодательства в ряде случаев наталкивается на не совершенство последнего. При наличии в обществе социально-политических противоречий правовой конфликт оказывается неизбежным. Думается, что развернувшаяся в настоящее время борьба вокруг проблемы конституционной статьи о частной соб ственности на землю — один из примеров конфлик тов подобного рода. Он, между прочим, показыва ет свойство правового конфликта обладать как бы двойным бытием: в виде социально-политической и правовой форм противоборства.
Как и в целом право, правовые конфликты в со вокупности других социальных выполняют инстру ментальную функцию, т.е. выступают своеобразным механизмом их регулирования и разрешения. В свою очередь сами они разрешаются окончательно только на базе проявления социально-экономичес ких и политических коллизий, питающих их. Прав да, прямая связь между теми и другими конфликтами прослеживается не везде и не всегда, так как существует промежуточное звено — правовое созна ние, перерабатывающее информацию о конфликт ных ситуациях в юридические решения.
Охарактеризованная специфика правового конфликта находит проявление в его динамике. Ее можно проследить на примере упомянутой колли зии между принятым Государственной Думой про ектом земельного Кодекса и саратовским законом, разрешающим свободную куплю-продажу земли — сельхозугодий.
Как возникла конфликтная ситуация? Отда лённым ее источником послужило противоречие в обществе между большинством крестьянства и горожан-трудящихся, с одной стороны, и частью населения — с другой по вопросу о купле и продаже земли. Противоречие не могло не сказаться на ха рактере дискуссии по проекту земельного Кодекса в Государственной Думе. Острые споры между де путатами переросли в конфликт, разрешенный затем принятием большинством Думы проекта Кодекса. Согласно последнему свободная купляпродажа земли запрещалась. Проект был утвер жден Советом Федерации. На этом получил завер шение первый этап конфликта. Второй этап начался с развитием процесса неутверждения Ко декса о земле Президентом РФ. Теперь конфликт претерпел существенную модификацию, произош ла переструктурализация его субъектов; проти востоящими сторонами в новой ситуации стали Государственная Дума, вместе с ней Совет Феде рации, одобривший земельный Кодекс, и Президент РФ, отказавшийся подписать законопроект. В поддержку позиции Президента выступили проправительственные СМИ и некоторые главы администраций регионов, тогда как многие другие выска зались за утверждение проекта. В этой ситуации Государственная дума преодолела «вето» Прези дента, что никак не изменило позиции главы госу дарства. Конфликт перерос из противостояния федерального Собрания и Президента в государ ственный правовой и политический. Этот второй этап развития конфликта характеризовался ка чественно иной структурой субъектов, иным ме ханизмом противоборства сторон, расширением политического пространства действия. В конф ликтной ситуации противостояния законодатель ной и исполнительной ветвей власти появился на свет «саратовский эксперимент», грозящий подрывом единства правового пространства государ ства.
Третий
этап конфликта — это этап его
превра щения в
Заметим, что конфликтующие стороны не апел лировали к своим интересам, а говорили только о несоответствии принятых документов Основному Закону государства. Конституция, Основной За кон оставался для них той знаковой системой, за которой стояли противоположные материальные и политические интересы.
Дошедший до своего пика конфликт требует разрешения. Та и другая ветвь власти, чтобы не допустить дальнейшего расползания конфликта по политическому пространству страны и пре дотвратить вовлечение в его поле новых групп на селения, стали перед необходимостью искать вы ход из сложившейся ситуации. Прежде всего на пути применения политических (демократических) технологий обсуждения вариантов разрешения си туации на заседании «большой четверки» (Прези дента РФ, главы правительства, руководителей обеих палат парламента); за «круглым столом» (с участием Президента РФ, руководителей пра вительства и палат парламента, а также пар ламентских фракций и лидеров профсоюзов) реаль но наметился заключительный этап конфликта — его преодоление. Каким будет финал этого процес са: снятие конфликта по формуле «взаимный вы игрыш» или «выигрыш—проигрыш», либо консерва ция конфликта, покажет время, как и то, что в любом варианте потребуется юридическое офор мление результата.
Конкретный сюжет описанного политико-право вого конфликта говорит о сходности его логики раз вития и разрешения с логикой других социальных конфликтов при наличии существенных различий в конфетных формах преодоления и механизмах дей ствия.
Правовые конфликты не «привязаны» к другим социальным в своей динамике и технологии разрешения. Если они порождены внутренними закономерностями права, то саморегулируются и разрешаются присущими только им способами. В этом смысле правовые конфликты самодостаточны, ибо снимаются по правилам, установленным самим же правом.
Рассмотренные в настоящей лекции правовые конфликты далеко не исчерпывают всего их много образия. Юристы-конфликтологи насчитывают око ло 200 конфликтных зон в праве и юридической практике. И действительно, в каком бы аспекте ни анализировать право и правосознание, будь то ис торический или логический, гносеологический или онтологический (реальное бытие), система норм или вся совокупность их практической реализации, от конфликтов не уйти. Они — живая ткань правового сознания и правоприменительной практики, деятельности и правоотношений. И конечно же, не сле дует считать правовыми конфликтами только те, которые связаны с правонарушениями и заканчи ваются в судебном заседании. Проблемы правовых конфликтов многоплановы и относятся ко всей сис теме общественных отношений, составляя техноло гию управления ею.
Литература
Юридическая энциклопедия. М., 1997.-С. 341-342.
Керимов
Д. Философские основания
Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 341-342.
Ильин И. О сущности правосознания. МюнхенМосква, 1993. С. 30-31.
Там же. С. 54.
Там же. С. 69.
Там же. С. 69.
Там же. С. 37.
Там же. С. 140.
Юридическая энциклопедия. С. 342.
Ключевский В. Соч. в десяти томах. Т. I. С. 221.
Там же Т. 3. С. 42.
Ильин И. О сущности правосознания. С. 24.
Герцен А. Соч. Т. 3. М., 1975. С. 401
Юридическая энциклопедия. С. 342.
Кудрявцев В. Юридический конфликт. Государ ство и право, 1995, 9. С. 13
Там же.
Разновидности правовых конфликтов
Правовые конфликты подразделяются на две группы: а) собственно правовые; б) правовые по форме выражения и способам регулирования и разрешения. Первые внутренне присущи правосознанию и правоотношениям. Вторые возникают в зоне взаимодействия права с другими сферами общественной жизни (конфликты-симбиозы).
Собственно правовые конфликты, связанные с противоречиями в самом правосознании и праве, это - формы борьбы за чистоту права, за его адекватное выражение объективных потребностей правовой реальности; это - форма разрешения противоречий между различными элементами правосознания и правовых отношений (коллизия норм и пр.).
Конфликты-симбиозы возникают на иной основе: в сфере практической жизни или прямо связаны с ней. Некоторые из них формируются первоначально в виде правовых, а затем приобретают элементы содержания и формы проявления экономических, политических и прочих социальных конфликтов. Таким же образом развиваются конфликты между представительной и исполнительной ветвями власти. Другие конфликты, по природе своей неправовые, перерастают в таковые со временем, оставаясь и функционируя в прежней социальной среде. Экономический конфликт, связанный с отношениями собственности, какую бы юридическую форму ни приобретал, в своей основе останется экономическим, хотя по определению становится экономико-правовым.
Из обозначенных групп конфликтов можно выделить конструктивно-созидательные и деструктивно-разрушительные. Первые представляют собой форму разрешения противоречия, связанного с реализацией провозглашенной Конституцией правовой системы, с превращением формально утвержденных принципов и норм в фактически действующие правила регулирования общественных' отношений, в реальные правовые статусы граждан и их объединений. Критерием реализации служат демократические принципы, а также легитимность правовой системы. Право, будучи механизмом легитимации политической власти, само нуждается в легитимности - признании народом.
К числу
конструктивно-созидательных